Другие записи сообщества
Monster / 1994
Usagi-chan de Cue!! / 2001
Aeon Flux / 1991
Pussycat / 2008
Weather Report Girl / 1994
Русские в аниме.
The Samurai / 1987
A Kite / 1998
Хаяо Миядзаки – известный японский аниматор, режиссер, сценарист, продюсер и просто объект поклонения современных любителей классической анимации. Критики не устают рукоплескать таланту творца, журналисты подмечают глубочайший гуманизм лент Хаяо, а публика охотно идет в кино на каждую его новинку. Многие считают Мияздзаки добрым сказочником, однако сам режиссер не раз признавался в том, что смотрит на мир с изрядной долей пессимизма. Детство Хаяо пришлось на трудный для Японии период – мальчик родился в 1941 году, в самом разгаре Второй мировой войны. Потрясшие мир перемены отставили неизгладимый отпечаток на судьбе и личности Хаяо, сделав его противником фашизма и убежденным пацифистом. С раннего детства, прошедшего в городе Акэбоно-тё, он вынес восхищение летательными аппаратами, позднее появившимися в подавляющем большинстве его лент. Отец мальчика, Кацудзи Миядзаки, в военные годы работал на фабрике «Миядзаки Эйплейн», производившей комплектующие детали для самолетов модели «6M Zero». Семья будущего режиссера была многодетной: Хаяо стал вторым из четырех сыновей. Вместе с отцом и братьями мальчик объездил почти всю Японию: семье часто приходилось переезжать из-за болезни матери, страдавшей от туберкулеза. Постоянная смена мест продлилась больше 10 лет, с 1947 по 1955 год. В 1956 году случилось настоящее чудо, мать Миядзаки полностью выздоровела после тяжелого течения болезни. Частые переезды не помешали юноше получить отличное образование. В 1958 году Хаяо окончил старшую школу Тоётама и принял решение о поступлении в престижный токийский университет. Хаяо рано определился с выбором профессии. Анимация увлекла его случайно и навсегда: еще будучи старшеклассником, юноша увидел мультипликационный фильм «Легенда о белой змее». Впечатление от картины было столь сильным, что Миядзаки решил посветить себя анимации. Школьник попробовал силы в создании собственной манги, но быстро столкнулся с трудностями. Во-первых, Хаяо совершенно не умел рисовать людей, долгое время его занимали только наброски самолетов. Во-вторых, сравнив рисунки с кадрами вдохновившего его аниме, начинающий художник понял, что детально копирует стиль мультипликатора. Первую работу зрители так и не увидели: Миядзаки в ужасе сжег свое творение. В 1963 году он был зачислен в Университет Гакусюин, где изучал политику и экономику – предметы, далекие от мира анимации. Но и во время студенчества Хаяо сумел получить ценнейший опыт: на протяжении всех лет учебы он входил в состав университетского книжного клуба. Основным объектом внимания книголюбов стала детская литература, особенно тщательно изучались произведения европейских авторов. По окончании университета 22-летний Хаяо поступил на службу в Toei Animation, одну из крупнейших анимационных студий в Японии. Вчерашний выпускник начал с азов и быстро поднялся по карьерной лестнице. В 1963 году Хаяо работал фазовщиком – рисовал промежуточные стадии движения персонажей аниме «Wan Wan Chuushingur». Уже через 2 года, в 1965 году, талант молодого аниматора заметило руководство студии. Мэтры высоко оценили его вклад в создание черно-белого мультфильма «Космические приключения Гулливера» и даже позволили изменить концовку картины. С 1969 по 1971 год Хаяо успел поработать над тремя проектами: трилогией «Кот в сапогах», экранизаций манги «Корабль-призрак», популяризовавшей аниме в СССР, и мультипликационным фильмом «Звериный остров сокровищ». В этот раз Миядзаки занимался раскадровками и отрисовкой ключевой анимации. Параллельно с созданием мультфильмов художник рисовал мангу: в тот же период была издана графическая новелла «Народ Пустыни». Миядзаки публиковался под вымышленным именем «Сабуро Акицу». Работа в «Toie» принесла начинающему художнику не только опыт, но полезные знакомства. В студии Миадзаки совершенствовал технику под руководством известного японского аниматора Ясудзи Мори и познакомился с Исао Такахатой, будущим партнером и близким другом. Несмотря на очевидные успехи в карьере, Хаяо был недоволен крайне тяжелыми условиями труда. Вместе с другими аниматорами и Такахатой он создал профсоюз, защищавший интересы работников мультипликационных студий. За бунтом последовала закономерная расплата: руководство Toei сняло с проката мультфильм «Принц Севера». Раскадровки к нему полностью нарисовал сам Хаяо, а режиссировал картину Исао Такахата. Переломным момент наступил 1971 году. Друзья приняли решение сменить студию. В тот же год Миядзаки с партнерами основал автономный проект A-Pro, но старт самостоятельной работы пришлось серьезно отложить. Промежуточным пунктом выступила студия TMS Entertainment. Там Миядзаки и Такахата совместно трудились над продолжением сериала «Люпен III». В TMS партнеры оставались 2 года. Следующей остановкой стало продолжительная сотрудничество с Nippon Animation – именно там в 1978 году Миядзаки дебютировал в качестве режиссёра. Его первая работа – это многосерийное аниме «Конан — мальчик из будущего», снятое по произведению «Невероятный прилив». Через год аниматоры вновь сменили студию и вернулись в TMS. Уже признанный мультипликатор Миядзаки продолжил заниматься режиссурой. Наконец Хаяо создал первый собственный полномасштабный мультфильм – «Люпен III: Замок Калиостро». Успех картины был оглушительным, «Люпен III» и сейчас входит в список лучших аниме, когда-либо созданных в Японии. В интервью культовый аниматор часто повторял, что оставил мангу из-за неудовлетворенности конечными результатами. К счастью для поклонников творца публика имела совсем другое мнение. В 1982 году журнал «Animage» начал публиковать мангу за авторством Хаяо. «Навсикая из Долины ветров» быстро обрела популярность, и руководитель издательства «Токума Сётэн» внес предложение об экранизации. Миядзаки согласился, разработку картины начали безотлагательно. По уже сложившейся традиции Хаяо привлек к проекту Такахату – Исао взял на себя продюсирование картины. Благодаря плотному графику полнометражный мультфильм появился на большом экране уже в 1984 году. Критики отнеслись к картине очень благосклонно. Успех первой работы вдохновил 43-летнего режиссера. Вместе с Исао Такахатой и редактором Animage, Миядзаки создал знаменитую студию Ghibli, подарившую миру ярчайшие шедевры японской анимации. Студия «Гибли» официально появилась в 1985 году, и уже через год представила зрителям свой дебютный проект – полнометражный фильм «Небесный замок Лапута». В 1988 году в прокат поступил «Мой сосед Тоторо». Лента переносит зрителей в провинциальную Японию середины 20-го века, где две сестры переживают приключения и встречаются с странными, но милыми духами леса – Тоторо. Обаятельных духов полюбили в Японии и заграницей, героев ленты узнавали взрослые и дети, а сам Тоторо занял почетное место на эмблеме Studio Ghibli. Именно «Тоторо» выявил яркую особенность творчества японского гения: главными героями, а точнее героинями в его анимационных фильмах часто становятся маленькие девочки. Смелые, отважные и находчивые девочки появляются в «Ведьминой службе доставки», оскароносном мультфильме «Унесенные призраками» и мистической «Принцессе Мононоке». Считается, что именно «Принцесса Мононоке» принесла Миядзаки и всей студии «Гибли» широкую мировую известность. Особенно яркий успех картина имела в США, признание увенчалось контрактом со Walt Disney, подписанном в 1996 году. Завершив «Принцессу Мононоке», режиссер впервые заявил о желании отказаться от студийной работы и уйти в некоммерческую анимацию. Планы нарушило трагическое событие: смерть Ёсифуми Кондо, одного из ключевых аниматоров Studio Ghibli. Миадзяки продолжил работу. Очередным проектом стала лента «Унесённые призраками», увидевшая свет в 2001 году. Об её успехе красноречиво говорит вереница наград: приз Японской киноакадемии, «Золотой медведь», взятый на Берлинском фестивале 2002 года, и, наконец, «Оскар», полученный на год позже. В 2004 году список триумфов пополнила картина «Ходячий замок», в основе сюжета которого лежит одноименный сказочный роман британского автора Дианы Уинн Джонс. История создания картины достаточно необычна: Миядзаки согласился завершить работу другого режиссера, Мормоу Хосода. Увы, за взлетами неминуемо следуют падения. В 2006 году студия завершила работу над «Сказаниями Земноморья» – полнометражным аниме, экранизирующим цикл книг Урсулы Ле Гуин. Миядзаки годами добивался согласия на экранизацию, однако работать над фильмом начал его сын Горо. В процессе съемок отношения молодого и опытного режиссёров стали крайне натянутыми, а сама Урсула была разочарована дебютной работой Горо. Спорные оценки «Сказаний» не заставили режиссера оставить анимацию, и в 2008 году в кинотеатрах появился полнометражный фильм «Рыбка Поньо на утёсе». Миядзаки доказал случайность неудачи: новый проект удостоился двух премий в Японии и двух наград Венецианского кинофестиваля 2009 года. Миадзяки подарил миру не только удивительные мультфильмы, одним из проектов его авторства стал уникальный музей анимации. Идея создания музея «Гибли» впервые была озвучена в 1998 году, но из-за плотного графика начало работы неоднократно переносили. Строительство началось только в 2000 году. Над эскизами работал сам режиссер, Хаяо хотел, чтобы архитектура главного здания стала самоценной частью экспозиции. Официальное открытие состоялось 1 октября 2001 года. Музей аниме-студии выполнен в форме лабиринта, гуляя по которому посетители встречают героев любимых фильмов. После выхода «Рыбки Поньо» в 2008 году режиссер взял перерыв, продлившийся 6 лет. За этот период Миадзяки принимал участие в написании сценариев двух новых лент «Гибли» и только в 2014 году вновь занялся режиссурой. Обожающий самолеты Хаяо не смог отказаться от создания мультфильма «Ветер крепчает», основу сюжета которого составляют события жизни Дзиро Хирокоси – знаменитого японского авиаконструктора, работавшего над самолетами A6M Zero. Несмотря на то, что мультипликатор охотно делится с прессой планами относительно новых проектов и открыто выражает гражданскую позицию, о личной жизни и семье Миядзаки известно немного. В возрасте 24 лет Хаяо женился на Акэми Ота, также занимавшейся анимацией. В браке появилось двое сыновей: Горо и Кэйсукэ. Старший сын продолжил дело отца, а Кэйсукэ профессионально занялся резьбой по дереву. Ниже представлены наброски, концепты, зарисовки к будущим шедеврам.
Seishun Anime Zenshuu / 1986