В 1970-х годах сербская художница Марина Абрамович провела эксперимент
Она решила стать объектом искусства, неподвижно стоя в одном из выставочных центров. Рядом с ней лежали различные предметы, от молотка с пистолетом до акварельных красок. Каждому зрителю разрешалось брать любой из этих предметов и делать с ней, что ему вздумается.
В начале перформанса зрители были сдержаны, они только смотрели на нее, дарили ей розы и целовали. Однако по мере того, как время шло, их действия становились все более агрессивными. Раздев ее, они начали разрисовывать ее тело, даже порезали ее. Удивительно, что они при этом смеялись. Внезапно перформанс был прерван охраной, когда один из зрителей взял пистолет.
Марина Абрамович вспоминает свой ужасный опыт: "Сначала зрители были очень заинтересованы во мне и хотели поиграть. Но постепенно они становились все более агрессивными. Это было шесть часов настоящего ужаса. Они отрезали мои волосы, втыкали в тело шипы от роз, резали кожу на шее, а затем наклеили пластырь на рану. После шести часов перформанса, с глазами полными слез, я голая подошла к зрителям. Они буквально выбежали, поняв, что я больше не являюсь их игрушкой и начала контролировать свое тело. Когда я вернулась в отель в тот вечер и посмотрела на себя в зеркало, я обнаружила прядь седых волос".
Целью Абрамович было продемонстрировать, насколько быстро человек может вернуться к своим инстинктам и дикому, пещерному состоянию, если ему это позволить. Этот эксперимент вызывает смешанные чувства у зрителей и продолжает вносить свой вклад в понимание границ между искусством, жертвенностью и агрессией.