10 фактов о Кунсткамере «Дерево-монстр» Как-то Петр прогуливался по острову и заметил сосну, у которой одна из веток вросла в ствол и образовала таким образом полукольцо. Император восхитился растением, прозвал его «деревом-монстром» и, повелев срубить, решил построить на его месте здание для музея. Кто строил здание для музея Строительство здания продолжалось на протяжении шестнадцати лет. Изначально им занимался архитектор Маттарнови, а после Гербель, Киавери и Земцов, при котором здание обрело свой окончательный барочный облик. Увы, Петр I так и не увидел новое здание, так как к моменту его смерти только-только были возведены стены, а к 1726 году в еще не достроенное здание были перевезены коллекции. Как Петр I угощал гостей музея водкой Когда коллекция музея располагалась в Кикиных палатах (в доме опального боярина Алексанлра Кикина, находившегося близ Смольного собора), Петр повелел, чтобы музейные диковинки были доступны абсолютно для всех: как для дворян, так и для простолюдинов. Мало того, император проявил заботу о посетителях. — Кто придет с компанией смотреть редкости, то и угощать их на мой счет чашкою кофе, рюмкою водки либо чем-нибудь иным, — повелел император. Удивительный глобус Не счесть удивительных вещиц, которыми была полна коллекция Кунсткамеры до пожара 1747 года. Например, на третьем этаже стоял удивительный глобус-планетарий, который преподнесли в подарок Петру. Это был шар диаметром около трех метров, на наружной поверхности которого находилась карта, а внутри — изображение звездного неба. Через специальный люк можно было попасть внутрь глобуса и понаблюдать за вращением небесных тел. Увы, в пламени пожара 1747 года глобус был полностью уничтожен и впоследствии его пришлось создавать заново по металлическому каркасу. В годы блокады его даже вывозили за пределы Ленинграда, но после вернули. Сейчас копия грандиозного глобуса находится на четвертом этаже. Флейта из человеческой кости Еще одним уникальным экспонатом коллекции является флейта, сделанная из бедренной кости человека. Ее изготовил шаман одного из монгольских племен. Считалось, что простому смертному нельзя дуть в нее, инструмент использовался исключительно в ритуальных целях – для вызова потусторонних сил. Человек-гигант Из своего увлекательного заграничного путешествия, вместе со многими уникальными древностями и реликвиями, Петр I привез в Петербург француза Николя Буржуа — человека ростом 226,7 см, который наряду с другими «заморскими гостинцами» заслужил небывалый интерес со стороны двора и простого люда. Прожил Николя в должности императорского лакея при дворе семь лет, после чего скончался от апоплексического удара. Однако Петр I решил, что даже после своей смерти верный слуга остается уникальной и ни на что не похожей диковинкой, и передал его тело Кунсткамере. До 1747 года скелет мирно стоял в одной из витрин, однако после пожара голова странным образом исчезла. Скелет в огне не пострадал, а вот голова, видимо, решила самовольно покинуть неуютное место. Позже на его место установили новый череп, а скелет с тех самых пор, если верить молве, гуляет по просторным залам и ищет свою голову, пугая охранников и сторожей. Исчезнувшая голова английской шпионки «Мария Гамильтон перед казнью», П.Сведомский. 1904 Аналогичный случай с пропажей головы имел место быть чуть позже, в послепетровское время: голова казненной английской шпионки и детоубийцы Марии Гамильтон исчезла в неизвестном направлении вместе со спиртом из колбы, в которой она находилась. Как оно водится, в происшествии обвинили главного русского врага – пьянство. Мол, спирт не вылили, а просто-напросто выпили. Пропажу головы же списали на английских моряков, корабль которых в это время стоял в петербургском порту. Моряки пообещали вернуть музею необычный экспонат, однако обещание не выполнили: пропали на целый год, а после привезли сотрудникам Кунсткамеры три мужские головы. Впрочем, обмен признали равноценным и к морякам претензий после совершения «сделки» столичные власти не имели. ЗЗловещие часы Вспоминая занятные «байки из склепа», стоит упомянуть легенду об идущих назад часах. Якобы стоят в одном из залов часы из красного дерева, привезенные в Петербург из далекого странствия неизвестным офицером. Всем они хороши: корпус добротный, резьба красивая и циферблат выполнен искусно, однако вот незадача — механизм у них нерабочий. Но часы все-таки оставили в Кунсткамере. С тех пор сотрудники наблюдают странную вещь: часы периодически начинают работать, но стрелки движутся в обратном от нормального направлении. Дойдя до отметки 9:45 они останавливаются. Поговаривают, что это дурной знак: если таковое происходит, то одного из сотрудников ожидает скорая смерть. Живые экспонаты музея Когда Кунсткамеру основали, среди банок с заспиртованными эмбрионами и человеческими костями, находились люди, выполнявшие роль «живых экспонатов». Самым известным был Федор Игнатьев, который прожил в стенах музея 16 лет. Ростом он был всего 126 сантиметров, на ногах и правой руке у него было два пальца, напоминающих клешни, а на левой руке — по паре таких же странных рук. Награда за «уродов» В 1718 году Петр I, когда свирепствовало мракобесие и предрассудки, издал указ, согласно которому уродов «человеческих, скотских, звериных и птичьих» следовало доставлять в Петербург. В обмен на них император обещал большое вознаграждение. Тех же, кто решал утаить от государства «подарки природы», ждал штраф, в десяток раз превышающий назначенную награду.