Интересное о фонарях Санкт-Петербурга. Сегодня мы идем по вечернему Петербургу, и буквально каждый наш шаг сопровождает и освещает своим мягким и теплым светом более полутора сотен тысяч самых разных уличных фонарей, в том числе и тех, «исторических», что уже стали полноправными элементами архитектурного облика города. Кстати, почему-то именно фонари очень часто попадают в объектив фотографов, причем даже в дневное время, так как хороши они всегда, независимо от времени года и суток, потому что умеют хранить свое горделивое спокойствие на фоне ежедневной городской суеты и вечно куда-то спешащих петербуржцев. Петербург является пионером уличного освещения. Именно здесь впервые в России появились уличные фонари. Они появились впервые в памятную для нашего Отечества дату – 23 ноября 1706 года, когда юный город праздновал победу русских войск над шведами под Калишем. По приказанию Петра I, на фасадах четырех домов вблизи Петропавловской крепости, были укреплены фонари с целью «зажигать их по большим праздникам».  Первый проект постоянного уличного фонаря был разработан французом Жаном-Батистом Леблоном в 1718 году. Четыре фонаря появились на набережной Невы, напротив Зимнего дворца. В 1720-м году появился новый образец фонаря. А уже через три года на улицах Петербурга было установлено 595 фонарей (к концу столетия число их возрастет до 3400). Но были они по-прежнему масляными. И мало того, что горели они тускловато, так еще и имели опасную привычку разбрызгивать горячие капли масла на проходящих мимо прохожих.  С 1821 года в Петербурге появились уже первые газовые фонари, правда, параллельно еще применяли и масляные, и спирто-скипидарные. С 1863 года появились и керосиновые светильники. Эра же электрических фонарей наступит лишь в конце столетия. В 1879 году на новом Литейном мосту через Неву зажглись 12 электрических фонарей: «свечи» П. Н. Яблочкова были установлены на светильниках, изготовленных по проекту архитектора Ц. А. Кавоса. А 30 декабря 1883 года 32 электрических фонаря осветили Невский проспект от Большой Морской улицы до Фонтанки. К началу XX века электричеством были освещены все главные улицы столицы. Опять же, признаемся, что из 13 950 петербургских фонарей, горевших на улицах города к началу Первой мировой войны, лишь часть светильников являлась электрическими. Только к середине 1930-х годов керосиновые и газовые фонари ушли с улиц Петербурга. Вы хотите одновременно увидеть все типы фонарей, имевшие место быть в истории нашего города? Побывайте в музее фонарей на Одесской улице. Там вы увидите отлично исполненные бутафорские макеты шести фонарей: масляного, газового, керосинового, спиртового и электрического (а также бронзовую скульптуру фонарщика, отдыхающего от работы). Фонари эти, хотя никогда и не зажигаются, но как нельзя лучше показывают основные этапы развития уличного освещения в Петербурге. На этой небольшой петербургской улице в позапрошлом веке находилась мастерская электротехника Александра Лодыгина, который изобрел так называемую «угольную» лампу накаливания (но, не получив поддержки правительства, не смог наладить ее массового производства). В 1873 году столичные газеты писали о том, что господином Лодыгиным вблизи мастерской были устроены опыты освещения улиц электрическими лампами. В итоге на тихой Одесской собралась толпа. В двух уличных фонарях керосиновые лампы были заменены лампами накаливания, и люди, прихватившие с собой газеты, переходили с ними от одного фонаря к другому, сравнивая степень освещенности. Так что совсем не простая эта улочка Одесская, во всяком случае – для истории «фонарного дела». Самым же главным в истории уличного освещения Северной столицы является то, что петербургские фонари практически с первых дней претендовали на звание «самых красивых» в мире. Так как создавали их необыкновенные, замечательные мастера. Так, например, автором декоративных фонарей у Александровской колонны на Дворцовой площади является Карл Рахау, а знаменитого фонаря подъезда Зимнего дворца – предположительно сам Б.Ф. Растрелли. Светильники, отлитые по рисункам Карла Ивановича Росси, стоят перед Елагиным дворцом, перед Театром драмы имени Пушкина, на Иоанновском, Театральном, Большом и Малом Конюшенном мостах. Скульптор П.П.Соколов, выдающийся мастер пушкинской эпохи, создал фонари для Банковского, Львиного и Египетского мостов. Фонари П. Клодта, создателя коней Аничкова мостя, до сих пор украшают Исаакиевскую площадь. Да сколько их еще - талантливых архитекторов, скульпторов, инженеров, являющихся авторами великолепия петербургских фонарей? Ю. М. Фельтен, П. П. Базен, И. Н. Борисов, А. П. Брюллов, А. И. Штакеншнейдер, Л. Н. Бенуа, Л. А. Ильин и многие-многие другие, чья причастность к созданию данных элементов архитектурного облика Северной столицы сегодня нам просто неизвестна.