Легенда особняка Матильды Кшесинской
Особняк построен в 1904—1906 годах в стиле «северный модерн» архитектором А. И. фон Гогеном для балерины Матильды Кшесинской. В оформлении интерьеров принимал участие архитектор А. И. Дмитриев.
Здание — классический пример северного модерна — отличается асимметричным планом и композицией разновысоких объёмов. Свободная ритмика разных по размерам окон отвечает расположению помещений. Использовано контрастное сочетание отделочных материалов: красного и серого гранита, облицовочного кирпича и майоликовой плитки, декоративного металла. Внутреннее пространство организовано в виде анфилады с остеклённым зимним садом.
Внутренняя планировка здания особняка, да и его внешний облик отражали также и личные предпочтения самой примы-балерины. Особняк представляет собой здание необыкновенной красоты, объединяющее в общий ансамбль две анфилады залов, шикарный зимний сад и большое количество самых разнообразных хозяйственных построек.
Хозяйкой особняка была прима-балерина Мариинского театра Матильда Кшесинская.
На выпускном вечере Императорского театрального училища присутствовала вся царская семья, Познакомили Матильду и Николая на праздничном банкете после выпускного показательного выступления Кшесинской на сцене.
С этого дня началась их переписка и короткие встречи. Роман с наследником протекал при полном одобрении родителей Николая. Мария Федоровна весьма была озабочена тем, что сын на женщин не обращал никакого внимания. И каких бы красивых девушек ему не «представляли», Николай был с ними холоден и безразличен. И только после знакомства с Кшесинской он, как будто, ожил.
До своей женитьбы на Александре Фёдоровне будущий император Николай Второй был страстно влюблён в балерину Мариинского театра Матильду Кшесинскую. Связь балерины и цесаревича началась, когда будущему императору было всего 22 года. Николай влюбился в танцовщицу моментально и вслед за этим воспоследовал роман, длившийся три года.
Оба понимали, что их отношениям суждено погибнуть, оба не строили иллюзий, а с наслаждением вкушали плоды любви. Николай дарил своей возлюбленной драгоценности, помогал на службе в Мариинском театре и, если верить слухам, подарил деньги на строительство особняка в стиле «северный модерн», где ныне расположен Музей политической истории.
Поговаривают, будто при строительстве особняка Николай дал распоряжение создать под зданием длинный туннель, ведущий прямиком в Зимний дворец, по которому цесаревич смог бы в любое время дня или ночи приходить на свидание к любимой. Так это или нет — судить не берёмся.
Юношеское увлечение закончилось в 1894 году, к моменту помолвки Николая. Будущий император остановил свой выбор на внучке королевы Виктории – принцессе Алисе Гессен-Дармштадской, и его в этом выборе поддержала Кшесинская.
Матильда же вышла замуж за князя Андрея Владимировича Романова, двоюродного брата Николая.