Надо знать: какие животные и птицы жили в Летнем саду?  Где в Петербурге найти такое место, чтобы там одновременно гуляли дикобразы и аисты, били фонтаны, взмывали фейерверки, а с пышных зелёных кустов свисали сочные ягоды смородины и вишни? Вы удивитесь, но практически с момента основания нашего города таким местом был Летний сад.  Вообще-то сам Пётр I называл Летний сад огородом — и правильно делал: чего там только не росло! Плодовые деревья, теплицы и ягодные кусты тянулись от Невы до самой Мойки. Прямо посреди Северной столицы с её неласковым климатом и небогатыми почвами росли вишни, груши, яблони, смородина, а в широких клумбах цвели тюльпаны, лилии, розы, пионы и цикламены. По приказу Петра в саду высаживали самшит, каштаны, клёны и липы. Тогда же в Петербурге впервые появились дубы. Тут и там возводили изящные беседки, а на маленьком кораблике плавали по пруду царские карлики. Любимый петровский «огород» своим богатством и роскошью должен был переплюнуть французский Версаль, а потому сюда со всей России стекались обозы с ценными породами деревьев, цветочными луковицами и семенами душистых трав.  Конечно, особым украшением сада является главная аллея со скульптурами — героями эзоповских басен. Пётр не случайно повелел установить подле каждой скульптуры табличку с текстом басни и её толкованием: прогулка по Летнему саду должна была не только увеселять, но и просвещать горожан.  В саду также был пруд с карпами, птичник и зверинец, где жили орлы, журавли, соболя, чёрные аисты, «очень большой ёж с белыми и чёрными иглами» и «синяя лисица». Нельзя было не восхититься диковинной красотой этого места, и только один его обитатель, «большой орёл», мог вселить в посетителей ужас. Но, как вы догадались, речь идёт не о живой птице, а о «кубке большого орла». В Летнем саду часто проводились петровские ассамблеи, приёмы и торжества, однако при строгом императоре веселиться надлежало по правилам, и за малейшую провинность в поведении нарушитель обязан был выпить кубок, полный вина или водки. Ничем хорошим это закончиться не могло. Осушив полуторалитровый сосуд, человек падал на землю без чувств.  В наши дни дикобраза в Летнем саду уже не встретишь, но и совсем необитаемым его назвать тоже нельзя. Все гости могут полюбоваться изящными лебедями, плавающими в пруду, посетить птичник, открытый после реконструкции сада, а на некоторые праздники в Летний сад нередко привозят диковинных птиц и зверей из Ленинградского зоопарка. Также в саду восстановлена Малая оранжерея, а рядом с ней разбит Аптекарский огород, где еще при Петре выращивали целебные травы и растения.
Другие записи сообщества
Крыши любимого города
Спокойной ночи!
Просыпайся, Петербург!
Каменная голова. Сергиевка Одной из главных достопримечательностей и изюминкой дворцово - парковый ансамбль "Сергиевка" является Каменная Голова. История этой головы - главная загадка. Кто и зачем ее высек из огромной гранитной глыбы, занесенной сюда ледником, неизвестно. Есть легенда, что ее сделал мастер Петергофской гранильной фабрики в честь крещения его сына самим Петром I и голова, якобы похожа на Петра. Но, по преданию, на голове ее был шлем - дырка для крепления "наносника" хорошо видна, хотя ни одного изображения в шлеме нет. Называют голову по - разному - "Старик", "Адамова голова", "Русич", "Голова Самсона". И главное - в 1818 г. там со своим другом Н.Раевским - младшим побывал А.С.Пушкин, увидел голову, а через 2 года написал "Руслана и Людмилу", в которой есть такие строки: "Померкла степь. Тропою темной Задумчив едет наш Руслан И видит: сквозь ночной туман Вдали чернеет холм огромный И что-то страшное храпит... Найду ли краски и слова? Пред ним живая голова. Огромны очи сном объяты; Храпит, качая шлем пернатый, И перья в темной высоте, Как тени, ходят, развеваясь. В своей ужасной красоте Над мрачной степью возвышаясь, Безмолвием окружена, Пустыни сторож безымянной, Руслану предстоит она Громадой грозной и туманной".
Троицкий собор и его злоключения Один из самых известных и красивых храмов Петербурга, замечательный своей ослепительной белизной стен в сочетании с синевой куполов, прославился также бедствиями, которые ему пришлось претерпеть на своем веку. Собор (полное историческое название которого — Собор Святой Живоначальной Троицы Лейб-Гвардии Измайловского полка) был построен архитектором В. П. Стасовым на личные средства императора Николая I. Щедрость самодержца вполне объяснима, если вспомнить, что до восшествия на престол он семь лет командовал бригадой, к которой относился Измайловский полк. Как и многие другие храмы Петербурга, Троицкий собор был построен не на пустом месте. Еще во времена Петра Великого здесь стояла деревянная часовня. Первый храм на месте существующего был заложен уже при петровой дочери — Елизавете I. В 1756 году его торжественно освящают: главный придел во имя Святой Живоначальной Троицы, второй придел — во славу святого Иоанна Воина. Здание это простояло добрых семь десятков лет, в течение которых оно исправно, год за годом, ветшало. Возможно, оно бы просуществовало и дольше, но в 1824 году на Петербург обрушилось знаменитое, страшное, разрушительное наводнение — именно то самое, о котором говорится в пушкинском «Медном всаднике». Стихия не щадила ни людей, ни здания. Не пощадила она и старенький собор: внутри него «вода стояла на три аршина». После этого принимается решение о постройке нового храма на месте елизаветинского. Работы поручают архитектору Василию Петровичу Стасову, и он с энтузиазмом берется за дело. В процесс вмешивается и сам император: Николай I требует, чтобы «все купола были выкрашены голубою краскою с золотыми звездами, как в Москве на Архангельском, а в Твери на Тверском соборе». По легенде, синий цвет куполов был выбран в честь цвета мундиров измайловцев. Но не только император вмешивается в процесс: свою лепту вносят и силы природные. Сильная буря 1834 года повреждает медную обшивку главного купола и сносит с него наземь крест. Назначенная комиссия приходит к выводу об изначальной неудачности проекта купола, слишком тяжелого и в то же время недостаточно прочного. Новый проект представляет гражданский инженер Петр Базен. На его воплощение в жизнь потребовалось всего три месяца, а базеновские деревянные фермы простояли долго — очень долго. В 1835 году Троицкий собор торжественно освящают. В последующие годы в его облик вносятся небольшие изменения: то вмонтируют в стены памятные мраморные доски с именами офицеров Измайловского полка, погибших в сражениях с Наполеоном, то установят перед ним памятник Славы, изготовленный из трофейных турецких орудий. Но в 1938 году, спустя столетие после постройки, собор закрывают. Его подвалы используют под овощехранилище, за его интерьерами не следят. Здание получает сильные повреждения в годы блокады Ленинграда. В 1950-е годы восстанавливают его поврежденные купола, но внутреннее убранство уже полностью утрачено. В 1990 году собор возвращают верующим, после чего начинается масштабный ремонт. Однако и здесь не обошлось без злоключений: петербуржцы отлично помнят страшный пожар, уничтоживший в 2006 году главный купол и повредивший часть малого западного. К счастью, у специалистов сохранились обмерные чертежи и модель купола Базена. Благодаря этому удалось возвести его реплику, и теперь звездно-голубой купол вновь парит над сонной Фонтанкой.
 собор Петра и Павла
На пяти углах
Крейсер "Аврора"
Как правильно ходить в Эрмитаж Рекомендации по осмотру коллекций главного музея Северной столицы. 1. Даже не рассчитывайте осмотреть все залы за один день. Это невозможно. Смиритесь. Лучше сфокусируйтесь на том, что вас особенно интересует. И спланируйте экскурсию заранее. 2. Наибольшей популярностью у посетителей пользуются парадные залы, собрания импрессионистов, постимпрессионистов, зал Рембрандта и «Мадонны» Леонардо да Винчи. Учитывайте это составляя ваш индивидуальный маршрут. 3. Если собираетесь провести в Эрмитаже целый день, то имеет смысл начать осмотр со «специальных» залов, которые часто закрываются раньше остальной экспозиции. 4. Залы, на которых обычно фокусируется внимание экскурсионных групп, лучше осматривать после обеда, когда основной поток туристов уже схлынет. 5. Помните, что некоторые залы могут быть закрыты на реставрацию или работать нерегулярно. Поэтому, если вас интересует какой-либо определенный экспонат или раздел, заранее наведите справки в экскурсионном бюро. 6. Ориентируйтесь по номерам залов. Обычно табличка с номером висит над дверью с внутренней стороны. Это поможет не заблудиться в Зимнем дворце.
 Кони Клодта с необычного ракурса