Сегодня 9 сентября исполняется 195 лет со дня рождения Великого русского писателя Льва Николаевича Толстого . Его произведения переведены более чем на 90 языков, а суммарный тираж книг исчисляется сотнями миллионов — при этом личность Льва Толстого была настолько многогранной, что прославился он не только как писатель, но и как общественный деятель, педагог, религиозный философ и даже идеолог вегетарианства. Его фигура была полна противоречий: родился в аристократической графской семье, но полжизни сражался с роскошью; не получил высшего образования, но создал свою школу; был верующим человеком, но отрекся от церкви. Толстого с ранних лет волновал вопрос общечеловеческого счастья — ответ на него он искал до самой смерти. Когда Льву было пять лет, он услышал от старшего брата Николая историю о зеленой палочке — якобы она закопана у дороги в старом Заказе (в лесу на территории имения Толстых Ясная Поляна), и на ней написана тайна, "посредством которой, когда она откроется, все люди сделаются счастливыми; не будет ни болезней, никаких неприятностей, никто ни на кого не будет сердиться, и все будут любить друг друга, все сделаются муравейными братьями". Образ "муравейного братства" очень нравился братьям Толстым: чтобы почувствовать атмосферу единства и общности, они забирались под стулья или кресла, завешанные платками, и сидели в темноте, прижавшись друг к другу. "Я, помню, испытывал особенное чувство любви и умиления и очень любил эту игру", — вспоминал Лев Толстой. Эти детские впечатления оказали сильное влияние на дальнейшие взгляды писателя (в конце жизни он даже завещал похоронить себя там, где, по преданию, была зарыта зеленая палочка). Уже в старости Толстой писал: "Идеал муравейных братьев, льнущих любовно друг к другу, только не под двумя креслами, завешанными платками, а под всем небесным сводом всех людей мира, остался для меня тот же. И как я тогда верил, что есть та зеленая палочка, на которой написано то, что должно уничтожить все зло в людях и дать им великое благо, так я верю и теперь, что есть эта истина и что будет она открыта людям и даст им то, что она обещает". Вера в "единение всех людей" как раз и была одним из стержней философии Льва Толстого. Справедливость, следование духовным и христианским ценностям, любовь к природе, патриотизм, равенство людей вне зависимости от их социального положения и национальности — идею "единения" Толстой рассматривал в контексте самых высоких смыслов. Конечно, такое мировоззрение сильно влияло и на образ жизни графа: он пытался отойти от образа дворянина, хотел быть ближе к народу и к земле, занимался благотворительностью и физическим трудом. Художник Илья Репин, друживший с писателем, вспоминал о Толстом так: "Он искал физических трудностей и любил преодолевать их; так он пахал, так он косил, так он складывал крестьянам печи… От этих быстрых во всякую погоду движений цвет лица и рук его был пропитан воздухом и горячей кровью; глаза глядели зорко, и губы сжимались крепко и весело от торжества над преодолением опасностей". Кроме "единения", была и еще одна важная для Толстого идея — отказ от насилия (эту мысль он закладывал в роман "Война и мир"). Писатель считал: "Только непротивление злу насилием приводит человечество к замене закона насилия законом любви". Он верил, что человек может победить зло, главное — никогда не позволять злу захватить себя, отвечать всегда добром, отказаться от борьбы и заниматься самосовершенствованием. Толстой считал, что каждому необходимо развивать волю — телесную, чувственную и разумную. В 1847-м в своем дневнике он даже написал свод правил: как именно нужно развивать все три вида воли, а заодно с ними — память, умственные способности, деятельность, чувство любви и обдуманность. В общей сложности у него получилось четыре десятка советов. Среди них были, например, такие: "Будь хорош и старайся, чтобы никто не знал, что ты хорош. (Славолюбие бывает полезно другим, но не самому себе)". Или: "Каждого ближнего люби так же, как и самого себя, но двух ближних люби более, нежели самого себя". Было среди правил и такое: "Каждое утро назначай себе все, что ты должен делать в продолжение целого дня, и исполняй все назначенное даже в том случае, ежели исполнение назначенного влекло за собою какой-нибудь вред. Кроме развития воли, это правило разовьет и ум, который будет обдуманнее определять деяния воли". На протяжении долгих лет Толстой следовал довольно строгому распорядку дня — он считал, что четкое планирование времени и чередование видов деятельности тренируют волю и улучшают здоровье. Впрочем, не всем правилам, написанным в 19 лет, Толстому удавалось следовать на протяжении жизни. Если в 1847-м он сам себе советовал "отдаляйся от женщин" и "убивай трудами свои похоти", то незадолго до смерти обратился к своему биографу Павлу Бирюкову с признанием: "Вот вы пишете про меня все хорошее. Это неверно и неполно. Надо писать и дурное. В молодости я вел очень дурную жизнь, и два события этой жизни особенно и до сих пор мучают меня. И я вам, как биографу, говорю это и прошу вас это написать в моей биографии. Эти события были: связь с крестьянской женщиной из нашей деревни, до моей женитьбы. На это есть намек в моем рассказе "Дьявол". Второе — это преступление, которое я совершил с горничной Гашей, жившей в доме моей тетки. Она была невинна, я ее соблазнил, ее прогнали, и она погибла". По официальным данным, у Льва Толстого был один внебрачный ребенок — Тимофей Базыкин, рожденный в 1860 году от крестьянки Аксиньи. Через два года писатель женился на Софье, у них родилось 13 детей, а сам брак продлился 48 лет — до самой смерти графа. В наше время Льва Толстого назвали бы зожником. Ежедневно, независимо от погоды и настроения, он занимался физкультурой и гимнастикой: поднимал гантели и гири, упражнялся на кольцах и подтягивался на турнике, который специально установил во дворе рядом с усадебным домом. Приобщал к спорту и детей, его дочь Татьяна вспоминала: "В кабинете между двумя колоннами была вделана железная рейка. Каждое утро он и мы упражнялись на ней. Делали мы и шведскую гимнастику, причем папа командовал: раз, два, три, четыре, пять… И мы, напрягая наши маленькие мускулы, выкидывали за ним руки — вперед, вбок, кверху, книзу, кзаду…" Еще Толстой играл в городки и любил кататься на коньках, мог часами скакать на лошади, а когда ему было за 60, решил освоить теннис и велосипед. В середине 1890-х Московское общество любителей велосипедной езды подарило ему лучшую по меркам тех лет модель фирмы "Старлей". Вскоре Толстой не только научился отлично кататься, но и стал почетным членом общества, а еще получил права на езду на велосипеде по улицам Москвы. Кроме того, писатель ежедневно ходил на прогулки, причем мог преодолевать внушительные расстояния: трижды он пешком добирался от Москвы до Ясной Поляны, этот путь составляет около 200 км. "Ему нравилось быть паломником; он шел с мешком за спиной по большой дороге, общаясь с бродячим людом, для которого он был безвестным спутником. Путешествие обычно занимало пять дней. В пути он останавливался переночевать или перекусить в какой-нибудь избе или на постоялом дворе. Если попадалась железнодорожная станция, он отдыхал в зале ожидания третьего класса", — вспоминала Татьяна Сухотина-Толстая. Когда Толстому было за 50, он стал вегетарианцем. "Думаю, что неупотребление мяса полезно для здоровья или, скорее, употребление мяса вредно, потому что такое питание безнравственно; все же, что безнравственно, всегда вредно как для души, так и для тела", — говорил писатель. Он проповедовал вегетарианство и считал, что "диета строгая нужна всем", а в 1891 году написал статью "Первая ступень", в которой критиковал обжорство, искал параллели между постным питанием и добродетелью, а еще в красках и с жуткими подробностями описывал свой опыт посещения тульской скотобойни. Сперва Толстой отказывался только от употребления мяса, но со временем перестал есть и молочные продукты, и яйца. Продолжение в следующей публикации .
Другие записи сообщества
Лиля Брик демонстрирует платье от модельера Надежды Ламановой. Париж ,1925 г .
Участники коммунистической конференции . Муром , 1932 г. Позже на фотографии были вырезаны лица , расстрелянных в будущем , людей признанных виновными в антисоветской деятельности .
Ночной клуб . Нью-Йорк, 1978 г .
Декхан везёт свою семью на арбе . Узбекская ССР , 1920-ые . Автор фото : Аркадий Шайхет.
Нонну Терентьеву в зарубежной прессе называли русской Мэрилин Монро. У изящной, элегантной красавицы было совсем "несоветское" лицо. С первой же попытки Нонна поступила в Щукинское училище. Там же началась ее кинокарьера: она сыграла второстепенную роль в фильме "Бухта Елены", сразу после этого ей предложили главную роль в драме "Самый медленный поезд". Но звездой Терентьева стала после съемок в фильме "В городе С." по рассказу Чехова "Ионыч". Ленту Иосифа Хейфица "В городе С." отправили в Канны для показа вне конкурса — так в 1966 году Терентьева впервые попала за границу. Красавица-актриса оказалась в центре внимания западных коллег и режиссеров, ее представили французским звездам Симоне Синьоре и Иву Монтану. Она произвела на всех такое сильное впечатление, что Синьоре даже не удержалась от комплимента: — Будь ваш фильм в конкурсе, вы обязательно получили бы приз за лучшую женскую роль, за красоту! После Каннского кинофестиваля на 24-летнюю актрису посыпались предложения от западных режиссеров. Но чиновники отклонили их все: заявили, что Терентьева слишком занята, снимаясь в советских фильмах. Это было правдой лишь отчасти: в 1970-х Нонну звали лишь на второстепенные роли. Самым значимым ее проектом в то время стал "Гиперболоид инженера Гарина", где она сыграла коварную красавицу Зою Монроз. Именно после этой роли актрису начали сравнивать с Мэрилин Монро и Гретой Гарбо. О красоте Нонны Терентьевой ходили легенды. В 1967 году ее портрет, снятый Василием Малышевым, получил первое место на фотовыставке в Париже. Снимок не один раз перепечатывали в иностранной прессе, в том числе он попал в газету Министерства обороны США Stars and Stripes. Это издание, которое существует и сегодня, ориентировано на военных, дислоцированных за рубежом. И Нонне начали приходить письма от американских солдат. Например, один летчик писал, что ее портрет висит в его полку на стене и ее единогласно выбрали самой красивой женщиной в мире. Письма приходили пачками, и почти в каждом было предложение руки и сердца. В 1970–1980-х Нонна Терентьева служила в разных театрах, изредка появлялась на экранах, а зарабатывала концертами, разъезжая по всей стране: актриса была еще и великолепной певицей. Нонна Николаевна очень не хотела стареть. Умерла от онкологии в 54 года, но никогда не играла героинь старше тридцати пяти. В 2012 году ее дочь Ксения опубликовала фотографию Терентьевой на своей странице в соцсети с подписью: "Сегодня маме исполнилось бы семьдесят. Она была бы в ужасе от этого события".
В детстве Лев Толстой получал домашнее образование, а в 1844-м поступил в Казанский университет на факультет восточных языков, но учеба не задалась. Толстому не нравилась необходимость следовать определенной программе — он прогуливал "навязанные" предметы, у него появились проблемы с оценками и с педагогами, будущего писателя даже пытались оставить на второй год. Тогда он сменил факультет на юридический, но ситуация мало изменилась — Толстой по-прежнему считал университетский подход к образованию формальным. В то же время он увлекся работами Руссо, Монтескье и понял, что должен учиться самостоятельно, — в 1847-м граф отчислился из университета и вернулся в Ясную Поляну. "Всегда ему было трудно всякое навязанное другими образование, и всему, чему он в жизни выучился, — он выучился сам, вдруг, быстро, усиленным трудом", — вспоминала Софья Толстая. Толстой сам изучал историю, географию, математику и естественные науки, медицину и юриспруденцию, а еще знал более 10 языков. Опираясь на свой опыт и духовные ценности, в 1859 году Лев Толстой открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских детей. Занятия были бесплатными, а сам писатель стал одним из учителей — он вел русский язык, литературу, историю, математику и физику. Толстой считал, что в школе должна быть свободная и творческая атмосфера, поэтому его подход к обучению был революционным: он запретил наказывать учеников, отказался от строгой образовательной программы и каких-либо формальностей. Писатель уверял, что главное дело учителя — заинтересовать класс. При этом также важно разглядеть природу каждого ребенка и развивать ее, ничего не навязывая. Граф взращивал в детях любознательность и умение мыслить самостоятельно, много беседовал с ними, поощрял творчество. А чтобы свобода в обучении не привела к хаосу, знакомил с основами этики и религии. За годы своей жизни Толстой открыл около 20 школ в окрестностях Тулы, написал несколько педагогических и методических статей. Для детей в 1872 году он составил "Азбуку" — учебник из нескольких частей, который знакомил с основами русского языка и арифметики. В нем были собраны сведения о буквах, пословицы и поговорки, притчи и рассказы, примеры счета. Подход писателя к образованию вызывал много вопросов и споров среди современников, поэтому и "Азбуку" сперва раскритиковали. Спустя два года Толстой переработал книгу: "Новая азбука" была принята более тепло и даже рекомендовалась Министерством народного просвещения как учебник для народных школ России. Религиозные и философские поиски Льва Толстого длились десятки лет, пока в конце 1870-х писателя не настиг духовный кризис. "…На меня стали находить минуты сначала недоумения, остановки жизни, как будто я не знал, как мне жить, что мне делать, и я терялся и впадал в уныние", — писал он в автобиографическом произведении "Исповедь". Толстого волновали социальные и нравственные проблемы, он критиковал государство и церковь, обвинял современный мир в избыточности. Он продолжал искать ответы на свои вопросы в мировых религиях и философских трактатах, но в начале 1880-х пришел к осознанию, что стоит на пороге создания собственного учения — толстовства. Принято считать, что Льва Толстого отлучили от православия, хотя официально анафема Толстому не провозглашалась — фактически он сам отрекся от церкви, так как не принимал существующий уклад (иерархию, обряды, а также божественную природу самого Христа). При этом христианские заповеди толстовцы признавали высшей ценностью, а Нагорную проповедь Толстой особенно ценил и перечитывал много раз. Среди основ толстовского учения — "непротивление злу насилием", нравственное самосовершенствование ("сознание определяет бытие") и необходимость заниматься земледельческим трудом. Толстовцы критиковали идеи государственности, военную службу и считали, что мир необходимо переустроить по этическим принципам (при этом закон ненасилия исключал какую-либо организованную борьбу против существующего строя). У Толстого нашлось множество последователей из разных социальных слоев, а само учение вышло за пределы Ясной Поляны, распространилось по регионам и даже за границей (например, Махатма Ганди называл себя сторонником толстовства). Возникали толстовские коммуны, где люди жили в складчину и занимались сельским хозяйством, причем к крестьянам в них примыкали и некоторые дворяне, и военные. Все они отказывались от мяса, молока, по возможности от эксплуатации животных и стремились к опрощению быта. Сам Толстой, с одной стороны, был рад тому, что люди встают на правильный, по его мнению, путь. С другой стороны, он не хотел, чтобы его учение становилось оформленным движением или культом, отказывался от роли руководителя, а в дневнике и вовсе писал: «Никакого толстовства и моего учения не было и нет, есть одно вечное, всеобщее, всемирное, истинное для меня, для нас, особенно ясно выраженное в Евангелиях.» В то же время все происхдящее сильно обостряло отношения в семье писателя. Лев Толстой считал, что деньги — зло, и хотел избавиться от них: в начале 1890-х он решил отказаться от собственности и от гонораров за свои работы. Его жена Софья Толстая не могла этого допустить — она боялась, что своим поступком писатель обречет их семью на нищету. Конфликт с трудом удалось решить: усадьбу в итоге переписали на жену и детей, также Софья получила права на произведения мужа, созданные до 1881 года (тот самый "золотой фонд", в который входят "Война и мир", "Анна Каренина", трилогия "Детство", "Отрочество", "Юность", "Севастопольские рассказы" и другие знаковые работы). При этом все, что Толстой написал после сделки, печаталось безвозмездно. "Он ждал от меня, бедный, милый муж мой, того духовного единения, которое было почти невозможно при моей материальной жизни и заботах, от которых уйти было невозможно и некуда. Я не сумела бы разделить его духовную жизнь на словах, а провести ее в жизнь, сломить ее, волоча за собой целую большую семью, было немыслимо, да и непосильно", — писала Софья Толстая. И все же писатель не мог смириться со своим "барским" положением и в начале ноября 1910 года ушел из дома. Он покинул Ясную Поляну в тайне от жены, оставив ей письмо, в котором были такие строки: «Положение мое в доме становится, стало невыносимым. Кроме всего другого, я не могу более жить в тех условиях роскоши, в которых жил, и делаю то, что обыкновенно делают старики моего возраста: уходят из мирской жизни, чтобы жить в уединении и тиши последние дни своей жизни». Странствовать Толстой отправился в сопровождении своего врача Душана Маковицкого, при этом четкого плана у них не было. Они посетили Оптину пустынь, Шамординский монастырь. Предполагают, что Толстой хотел добраться до Болгарии либо до Кавказа, однако в дороге он простудился — у писателя началось воспаление легких. Через 10 дней после своего "побега" из Ясной Поляны, 20 ноября 1910 года, Лев Толстой скончался в Липецкой области. Как он и завещал, его похоронили в яснополянском лесу, напротив оврага, где, по преданию, зарыта зеленая палочка.
29 августа ( 9 сентября ) 1708 года состоялся бой у реки Нева . При попытке захватить Санкт-Петербург шведская армия потерпела крупную неудачу . Шведы численностью 12 тысяч человек под командованием Георга Либекера Карл XII отправил на захват Санкт-Петербурга и близлежащих портов, а также уничтожения русского флота. Для защиты Санкт-Петербурга Апраксин укрепился на берегу Невы с отрядом численностью 8 тысяч человек, наладил патрулирование: выставил многочисленные дозоры и несколько лодок. Эти меры были продиктованы необходимостью т.к. план по захвату Петербурга был не первым, ранее Карл XII посылал полки генерала Стромберга, но он не справился со своей задачей, так как Апраксин отразил эти нападения. 8 сентября шведы подошли к реке Тосна. Либекер приказал своим войскам начать переправу, 9 сентября стали возводить мост, Апраксин совершил контратаку, используя все свои силы, однако после часового боя и яростной штыковой атаки шведов он отвёл свои части. Между армиями возникло равновесие, Апраксин не мог полными силами атаковать шведов, но и Либекер не обладал всеми силами, чтобы разгромить русских. У шведов не было тяжёлой артиллерии для ведения осады города, а шведский флот не смог занять остров Котлин. Вскоре у шведов, измотанных стычками с войсками Апраксина закончились почти все припасы и начался голод. Либекер, осознавая масштабы потерь, приказал всей своей пехоте подняться на борт шведской эскадры и отступить как можно скорее, для чего перевёл свой лагерь к берегу моря. Однако это решение оказалось ошибочным, поскольку погрузке войск сильно мешали штормы и шквалистый ветер. В разгар эвакуации Апраксин принял решение атаковать лагерь, однако отправил к шведам своего посла с предложением сдаться. Получив отказ, он приказал русским перейти в атаку: пехота атаковала с фронта, а драгуны с флангов. Некоторая часть шведских солдат успела покинуть невское побережье, однако потери шведов были огромными . Это поражение Либекера предрешило скорый захват Россией Финляндии и обезопасила Санкт-Петербург это позволило Петру высвободить больше войск для противостояния главным силам Карла XII. Это поражение Либекера предрешило скорый захват Россией Финляндии и обезопасила Санкт-Петербург это позволило Петру высвободить больше войск для противостояния главным силам Карла XII.
Надежда Румянцева родилась 9 сентября 1930 года в деревне Потапово Смоленской области , в семье проводника поезда и домохозяйки. Спустя год Румянцевы переехали в Подмосковье. Надежда Васильевна всегда была веселой и энергичной, а в годы Великой Отечественной войны она вместе с друзьями устраивала представления для раненых в госпиталях. Во время учебы в школе Румянцева посещала театральный кружок, но всерьез не задумывалась об актерской карьере. Однако когда она получила аттестат, решила попробовать себя в этой профессии. Надежда Васильевна поступила в ГИТИС, а потом стала студенткой ВГИКа. Дело в том, что актрисе и преподавательнице Ольге Пыжовой юная девушка так понравилась, что, когда она перешла во ВГИК, решила забрать свою любимицу с собой. Актриса дебютировала в кино еще во время учебы в университете – она появилась в фильме "Навстречу жизни". Интересно, что для роли Надежда Васильевна целый месяц изучала токарное дело. Также на пробах она заявила, что умеет управлять моторной лодкой, чтобы ее приняли в проект. Однако уже во время съемок, после того как Румянцева перевернулась и упала в воду, стало понятно, что необходимыми навыками она не обладает. К счастью, в проекте актрису оставили – правда, несколько дней ей пришлось провести в больнице. Также на заре карьеры Надежда Васильевна сыграла в таких фильмах, как "Счастливая юность", "Звездный мальчик", "Неподдающиеся" и других. В последней картине актриса сыграла Надю Берестову, умную, добрую и веселую девушку – буквально саму себя. Многие считали, что роль специально писали для Румянцевой. В 1961 году состоялась премьера фильма "Девчата" режиссера Юрия Чулюкина, в котором Надежда Васильевна сыграла главную роль. Тося Кислицына в исполнении актрисы стала одним из любимых персонажей советских зрителей. Многие даже цитировали героиню, и вот самые известные фразы: "Знаешь, мам Вер, я вообще решила замуж не выходить. Одной спокойней, правда? Хочу — халву ем, хочу — пряники…". "Эх, мам Вер, так хочется быть красивой! Я б тогда за всех обманутых девчат отомстила. Вот иду я красивая по улице, а все встречные ребята так и столбенеют, а которые послабей — так и падают, падают, падают, падают и сами собой в штабеля укладываются!" "Ты знаешь, я вот раньше все время думала: "Как это люди целуются? Им же носы должны мешать! А теперь вижу — не мешают носы!" Интересно, что в фильме Надежда Васильевна играла 18-летнюю девушку, а в реальности ей было за 30. Кроме того, многие зрители восхищались отношениями Тоси и лесоруба Ильи – так трогательно актеры показали их чувства. А вот в жизни у Надежды Васильевны и Николая Николаевича были не очень дружеские отношения. Особенно тяжело актерам было целоваться в финале картины – и это не только из-за вражды. Дело в том, что по сюжету действие происходило зимой, а вот сами съемки проходили в Ялте при температуре +30. Румянцевой и Рыбникову же приходилось сидеть в тулупах. Кстати, за роль Тоси она даже получила приз на Международном кинофестивале в Аргентине. Талант Румянцевой оценили и голливудские кинематографисты, которые называли ее "Чарли Чаплином в юбке". Надежду Васильевну даже приглашали сниматься в Голливуд, но она не знала об этих приглашениях, потому что все они сначала проходили через Госкино, которое отвечало отказом. Позже Надежда Васильевна закрепила успех благодаря таким фильмам, как "Королева бензоколонки", в котором сыграла Людмилу Добрыйвечер, "Женитьба Бальзаминова", "Крепкий орешек", "Нечаянная радость" и другим. Также Румянцева занималась озвучиваем и дубляжом. Среди ее работ – "Унесенные ветром", "Зита и Гита" и другие. Интересно, что голосом актрисы говорит Нина из фильма "Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика". Надежда Васильевна была замужем дважды. Ее первым мужем стал однокурсник Владимир Шурупов, но после окончания университета супруги расстались. К тому же Шурупова по распределению отправили в провинциальный театр, а Румянцева осталась в столице. В 1965 году актриса встретила свою судьбу – им оказался дипломат Вилли Хштоян. Молодые люди жили вместе три года, и за это время артистка подружилось с дочерью возлюбленного от первого брака. Пара не задумывалась о том, чтобы официально становиться мужем и женой, но все изменил случай. Они сказали: "Слушай, пора тебе за границу ехать, но холостого послать не можем. А ведь вся Москва шепчется, что ты с Румянцевой встречаешься!" Вот мы с Надей и подали заявление. Свадьбы как таковой не было. Ни я, ни Надюша не любили шоу. Надежда Васильевна после замужества стала сниматься все меньше, и многие решили, что на этом настоял муж. Однако Вилли Вартанович говорил, что никогда не запрещал супруге работать. По его словам, она сама решила, что больше времени хочет проводить с семьей. "Я очень часто разочаровывалась в людях, которым доверяла. И пришла к убеждению, что строго судить никого не нужно, просто не стоит подпускать к себе слишком близко случайных знакомых. Несложно быть со всеми в хороших отношениях, но близких у тебя может быть только один-два человека. Максимум — пять", — однажды сказала она в интервью. Надежда Васильевна следовала за мужем: вместе с ним она отправлялась в командировки в Египет и Малайзию. "Жизнь дается человеку на такой короткий срок. Она сама по себе уже большое счастье, так зачем портить ее плохим характером, обидами, ссорами… Уж лучше жить по-человечески". Когда же супруги вернулись на родину, актриса не спешила возвращаться в кино, зато озвучивала фильмы и вела программу "Будильник". Они были вместе очень счастливы, вот только так и не стали родителями. "В этом я, честно говоря, виню себя. Я просил Надю подождать. И вот мы ждали, ждали, а время-то и ушло. Сейчас понимаю: в таких случаях нельзя ничего ждать, нужно сразу заводить детей, несмотря ни на какие обстоятельства!" – говорил Хштоян. Вилли Вартанович занялся бизнесом, из-за чего у него появились враги. Однажды бандиты ворвались в дом супругов. С одним из них дипломат подрался, а другой в это время требовал, чтобы актриса отдала все деньги, но она не спешила этого делать. В итоге преступник несколько раз сильно ударил Румянцеву. К счастью, соседи вовремя вызвали полицию, и для супругов все закончилось хорошо. Однако вскоре Надежда Васильевна стала чувствовать сильные головные боли. Однажды она провожала мужа в командировку, потеряла равновесие и упала. Произошло кровоизлияние в мозг, и артистка перестала ходить. После курса реабилитации ей стало лучше, но позже у нее выявили воспаление легких. Румянцеву положили в больницу, откуда она уже не вышла. С каждым днем актрисе становилось все хуже. В последние дни Надя просто лежала с закрытыми глазами. Она не рассказывала, что болит, что она чувствует. Видимо, даже в таком состоянии берегла меня. Только лучшей подруге Гале Пешковой и соседке Маше она честно призналась, что умирает. 8 апреля 2008 году Надежда Васильевна ушла из жизни, ей было 77 лет.
Хлебозаготовка. СССР , 1932 г . Автор фото : Борис Игнатович . Надпись на транспаранте: «Через крупное коллективное хозяйство – путь к социализму. В день урожая и коллективизации Ново-Покровская полеводческая кооперация – крупному колхозу имени 12-го Октября». 23 сентября 1929 года «О проведении дня урожая и коллективизации» 14 октября объявлен «Днем урожая и коллективизации» – днем «мобилизации широких трудящихся масс города и деревни на дело социалистического переустройства деревни».
Огромный самовар в универмаге на закате НЭПа в СССР, 1929 г .