Другие записи сообщества
Автобус везёт детей на летний отдых в пионерский лагерь. ССCP, 1976 г.
Похороны красных партизан . Приморская область , 1921 г .
Список граждан, которые не участвовали в субботнике по строительству Московского метрополитена.СССР, 1934 г .
Атомная бомба РДС-2 в сопровождении офицеров КГБ буксируется к носителю Ту-4. СССР , 1954 г.
Экспортная Lada Samara Carlota 1990 года .
Ангольские офицеры во время военной подготовки в Берлинском охранном полку им Феликса Э.Дзержинского при МГБ ГДР , 1970-е .
Британская полиция выселяет фермера , который не платил аренду владельцу земли . Ирландия , 1888 г .
24 января 41 года в результате заговора был убит римский император Калигула, прославившийся своей жестокостью и распущенностью. Придя к власти после смерти своего двоюродного деда Тиберия, второго Римского императора (есть мнение, что к смерти Тиберия причастен именно Калигула), двадцатипятилетний Калигула очень быстро потерял контроль над собой. В частности, он объявил себя живым божеством. Любил стоять в храме между статуями богов, принимать подобающие богу почести от посетителей и беседовать с Юпитером Капитолийским. Одни считали его сумасшедшим, другие — человеком, не выдержавшим испытания властью. Но все боялись Калигулу, от которого можно было ожидать всего. Безумные траты на зрелища, пиры, раздачи подарков, бессмысленные, но грандиозные постройки. Пиршества, опустошив совершенно казну, сменились не менее масштабной налоговой политикой для ее пополнения. Возобновились судебные процессы об оскорблении величия, единственной целью которых часто была конфискация имущества обвиняемого. «Мне можно все в отношении всех», — утверждал Калигула и доказывал это на деле. Если Тиберий переходил все принятые границы в своем почтении к сенату, то Калигула еще более безгранично унижал его. По утверждению Светония, он даже хотел назначить консулом своего любимого коня Инцитата. В 39 года Гай Цезарь Калигула издал эдикт, в котором объявил о своей враждебности сенату и отказе сотрудничать с ним. Римская знать восприняла это, как узурпацию власти и установление режима тирании в Риме. И ответила целой серией заговоров. 24 января 41 года Гай Калигула был убит всадниками Кассием Херейей и Корнелием Сабином. Утром 24 января на Палатине Калигула присутствовал на спектакле, в котором участвовали мальчики из знатных семей Азии, и остался ими очень доволен. Император отправился на завтрак. По пути он оказался в подземной галерее, где мальчики готовились к очередному выступлению. Калигула остановился, чтобы похвалить их. «О дальнейшем рассказывают двояко, — замечает Светоний — Одни говорят, что, когда он разговаривал с мальчиками, Херея, подойдя к нему сзади, ударом меча глубоко разрубил ему затылок с криком: «Делай своё дело!» — и тогда трибун Корнелий Сабин, второй заговорщик, спереди пронзил ему грудь. Другие передают, что когда центурионы, посвященные в заговор, оттеснили толпу спутников, Сабин, как всегда, спросил у императора пароль; тот сказал: «Юпитер»; тогда Херея крикнул «Получай своё» — и когда Гай обернулся, рассек ему подбородок. Он упал, в судорогах крича «Я жив!» — и тогда остальные прикончили его тридцатью ударами — у всех был один клич. «Бей еще!» Некоторые даже били его клинком в пах. По первому шуму на помощь прибежали носильщики с шестами, потом — германцы‑телохранители; некоторые из заговорщиков были убиты, а с ними и несколько неповинных сенаторов». «Каковы были те времена, можно судить по тому, что даже известию об убийстве Калигулы люди поверили не сразу подозревали, что он сам выдумал и распустил слух об убийстве, чтобы разузнать, что о нем думают в народе, — продолжает Светоний. — Заговорщики никому не собирались вручать власть, а сенат с таким единодушием устремился к свободе, что консулы созвали первое заседание не в Юлиевой курии, а на Капитолии, и некоторые призывали истребить память о Цезарях и разрушить храмы Юлия Цезаря и Августа». Впечатление, произведенное его правлением на римское общество, оказалось столь сильным, что на созванном консулами заседании сената заговорили о восстановлении республики. Но пока в сенате спорили о политическом устройстве государства, народ уже решил этот вопрос. Окружив курию, толпа скандировала имя нового императора. Им оказался дядя Калигулы Клавдий. Как сложилась судьба тираноубийц? Кассий Херея хотел уничтожить тирана, чтобы восстановить республику. Новый император Клавдий не мог этого простить. Впоследствии он заставил Кассия покончить жизнь самоубийством. Напротив, Корнелий Сабин был новым принцепсом прощен, хотя также покончил с собой; это говорит в пользу того, что Сабин присоединился к Херее скорее по дружбе, чем по убеждению.
Василий Иванович Суриков родился 12(24) января 1848 года в Красноярске. Его семья принадлежала к старинному Донскому казачьему роду . Его предки когда-то отправились покорять Сибирь . Уже став знаменитым, художник очень гордился тем, что он «природный» казак и всегда подчеркивал это свое происхождение. В юности, несмотря на то, что его семейство жило в Сибири, а не на Дону, живописец прошел все казачьи инициации. На юного будущего художника бросался разъяренных бык, Василий участвовал в жестоких кулачных боях (в одном из таких боев погибли два его друга), ходил на медведя и т. д. Отец живописца – Иван Суриков служил коллежским регистратором. С малолетства Василий ходил с ним на охоту, где научился умело управляться как с лошадьми, так и с оружием. Помимо охоты, с самого детства Суриков увлекался и рисованием. Еще в возрасте 4 лет, он с удовольствием выцарапывал гвоздем на обшивке стульев домики и рыбок, за что его, конечно же, наказывали. Позже Василий начал рисовать более сложные рисунки уже карандашом или углем на бумаге, раскрашивая их соком из брусники. Когда Василий подрос, родители отдали его в приходскую школу. Позднее будущий художник поступил в уездное училище в Красноярске. Когда Сурикову исполнилось 11 лет, его отец скончался от чахотки. После этого семья Василия начала испытывать серьезные материальные затруднения. Тем не менее, Василий продолжил активно обучаться своему любимому делу – рисованию, под руководством преподавателя из училища. После окончания училища, чтобы помочь семье, Суриков поступил на службу в канцелярию. Однако, сидя за пыльными бумагами в обшарпанном кабинете, Василий не оставлял своей мечты когда-нибудь стать художником. Осуществить это давнее желание Сурикову мешал лишь недостаток средств. Учиться живописи Василию было не на что. Возможно, мир так никогда бы и не увидел прекрасных произведений талантливого художника, если бы не красноярский меценат и золотопромышленник Петр Кузнецов. Предприниматель по роду деятельности периодически отправлял в Петербург большие обозы. Однажды Кузнецов, заметивший талант Сурикова, предложил ему отправиться в столицу с одним из таких обозов. Василий, конечно же, согласился. Путь в Петербург из Красноярска был неблизким и очень тяжелым. Но зато, через два месяца после отбытия из родного города живописец был в Петербурге. Оказавшись в столице, Суриков поступил в Академию художеств. Обучаясь в Академии, он получал от Петра Кузнецова стипендию, благодаря чему смог более-менее сносно обосноваться в Петербурге. В Академии Суриков проучился до 1875 года. За время обучения он создал несколько заметных картин, получавших серебряные и малые золотые медали, а также денежные премии. Некоторые картины того периода художник продавал или дарил своему покровителю – Петру Кузнецову. О том, насколько претили живописцу петербургские развлечения, можно судить по одному показательному случаю из его жизни. Однажды Сурикову прислали приглашение на какой-то светский прием, куда обязательно нужно было явиться во фраке. Прижимистый художник, скрепя сердце, выделил деньги на приобретение дорогого предмета гардероба. Но на прием в купленном фраке он не пошел. Вместо этого живописец упаковал фрак и отослал его в тот богатый дом, где проходила светская "тусовка". Свою посылку Суриков сопроводил короткой запиской. В этом послании живописец сделал предположение, что хозяевам приема важен не он сам, а то, во что он одет. Сразу же после окончания Академии Суриков получил очень престижный заказ. Художнику предложили рисовать фрески для недавно построенного Храма Христа Спасителя в Москве. Ради этой работы Василий Иванович переехал в старую столицу. В Москве он долгое время жил на съемных квартирах и в недорогих гостиницах. На лето художник ездил в гости к родным в Красноярск. В этот период живописец познакомился и со своей будущей супругой – Елизаветой Шаре. Работая в Москве, Суриков время от времени ездил на свидания с Елизаветой в дом к ее родителям, которым был представлен. Отец невесты Сурикова был человеком довольно-таки богатым, поскольку имел небольшой завод по производству бумаги. Однако возражать против того, чтобы бедный, но подающий большие надежды, художник женился на его дочери, не стал. Зимой 1878 г. Василий и Елизавета обвенчались. Интересным можно считать тот факт, что Суриков в первое время боялся сообщить о своей женитьбе матери. Матушка не одобрила бы брака сына с француженкой. После свадьбы Василий вместе с женой поселился в Москве. В последующем у супругов родились две дочери – Ольга и Елена. Закончив с храмовыми фресками, Суриков активно приступил к написанию картин. Как и в Академии в своем творчестве особое внимание он уделял исторической тематике. В детстве художник вырос в патриархальной семье, в которой соблюдались традиции еще XVII в. И именно этот период российской истории Суриков сделал базой своего творчества. Практически все значимые исторические картины Василия Ивановича по сюжетам относятся к XVII веку. В год женитьбы на Елизавете, Василий приступил к созданию одного из самых знаменитых своих полотен. В Москве живописец очень любил гулять под стенами Кремля. И однажды, проходя по Красной площади, Суриков вдруг явственно увидел, как могло бы выглядеть утро стрелецкой казни после бунта, подавленного Петром Великим. Вернувшись домой, художник приступил к работе. Написанная живописцем картина впервые увидела свет на девятой выставке передвижников в 1881 г. В экспозиции эта первая после Академии работа Сурикова висела рядом с «Аленушкой» Васнецова и пейзажами Шишкина и Саврасова. В последующем все ценители искусства безоговорочно признали, что дебют живописца был поистине ошеломительным. Меценат Третьяков поспешил приобрести картину еще до того, как открылась выставка, за 8 тыс. руб. После выставки передвижники с удовольствием приняли Сурикова в свое товарищество. Этому знаменитому обществу Василий Иванович в последующем отдал ему около 20 лет своей жизни. В своей картине "Утро стрелецкой казни" живописец постарался передать не кровь и жестокость того времени, а торжественность последних минут человеческой жизни. Зритель понимает, что люди на его полотне, пока еще прощаются с родными, плачут или с ненавистью смотрят на Петра, но через несколько минут покинут этот мир. Репин, увидев неоконченную работу Сурикова, посоветовал ему написать хотя бы одного казненного. Суриков дорисовал стрельца на виселице. Утром в комнату художника вошла служанка, и увидев картину, упала в обморок. Художник понял, что он не хочет вызывать у своих зрителей чувства страха и убрал казненного стрельца с картины. После «Утра стрелецкой казни» Суриков написал картину «Меншиков в Березове». Это полотно, как признавался сам художник, он создал для того, чтобы «отдохнуть» от эпичного «Утра стрелецкой казни». Третьяков приобрел новую картину Василия за 5 тыс. руб. Это дало художнику возможность попутешествовать с семьей по Европе. Вернувшись в Россию, Василий Иванович приступил к написанию следующей грандиозной своей картины - «Боярыня Морозова». Это работа в последующем стала самой масштабной работой художника. Сегодня картина находится в Третьяковской галерее и занимает в зале целую стену. На картине Суриков изобразил одну из предводительниц церковного раскола – боярыню Морозову, в самый тяжелый момент ее жизни. Несломленная боярыня, которую везут в ссылку, поднимает высоко вверх руку с двуперстием. Рядом с санями под конвоем идет ее сестра, княгиня Евдокия Урусова, олицетворяющая собой всех безымянных раскольников, идущих на муки. О картине Сурикова «Боярыня Морозова» существует один интересный исторический факт. Изначально это полотно имело меньшую высоту. Позднее Суриков надставил картину снизу, с целью показать, что сани с Морозовой не стоят, а едут. На картине внизу даже остался заметным шовчик. Любопытно также то, что в качестве модели боярыни художник использовал настоящую женщину-старообрядку с Урала, которую он с большим трудом отыскал в Москве. Картина «Боярыня Морозова» вызвала настоящий раскол среди ценителей искусства. Кто-то называл это полотно лучшей исторической работой в стране. Другие посчитали картину из-за ее пестроты похожей на «персидский ковер». Некоторые критики также обращали внимание на несколько неестественное положение руки боярыни и на то, что визуально в санях будто бы отсутствует дно. Третьяков, однако, заплатил Сурикову за его картину 25 тыс. руб. Получив деньги мецената, Василий Иванович смог осуществить свою давнюю мечту – поехать в Красноярск вместе со всей семьей. Однако, к сожалению, эта поездка стала роковой для его супруги Елизаветы. Елизавета с детства страдала пороком сердца и в дороге сильно занемогла. Ко всему прочему, в Красноярске отношения хрупкой француженки и ее суровой свекрови не сложились. Когда семейство Суриковых вернулось обратно в Москву, Елизавета почувствовала себя совсем плохо и слегла. Василий Иванович приглашал к супруге лучших докторов, но все было напрасно. Весной 1888 г. Елизавета Сурикова скончалась. Уход супруги стал настоящим ударом для художника. Долгое время Суриков, ударившийся в религию, оставался в депрессии. Из этого состояния его вывел его брат. Александр уговорил Василия уехать в Красноярск. В Красноярске Суриков продолжил писать картины, создав, к примеру, еще одно свое знаменитое полотно «Взятие снежной крепости». Эту картину ценители искусства и критики считают нетипичной для Сурикова. Художник в своем творчестве использовал в основном трагичные исторические сюжеты. «Взятие снежной крепости» же – праздничная картина, полная света, веселья и энергии. В 1890 г. Суриков вернулся из Красноярска в Москву. Следующей картиной, которую написал художник, стала картина «Покорение Сибири Ермаком». Эту работу на передвижнической выставке приобрел император Николай II за 40 тыс. руб. Позднее Василий Иванович создал еще одну свою значимую и известную работу «Переход Суворова через Альпы». На картине солдаты съезжают по снегу с горы огромной высоты. Известно, что, желая прочувствовать сюжет своей будущей картины, Суриков сам спускался подобным же образом по снегу с высокой горы. Фоновой пейзаж картины Василий Иванович написал в Швейцарии с натуры. Известный баталист Верещагин позднее отмечал, что штыки у солдат при таком спуске должны были бы быть отстегнуты. В противном случае они могли бы пранить друг друга. Но Суриков возражал на это, что его целью при написании полотна был не реализм. Своей картиной художник хотел максимально ярко передать героизм русских солдат. Император купил картину за 25 тыс. руб. В этот период и позднее Сурикова часто приглашали работать преподавателем в разные престижные художественные учебные заведения страны. Но Василий Иванович неизменно отказывался от таких предложений. Свободу художника Суриков ставил превыше всего. В зрелом возрасте Василий Иванович много путешествовал и всего себя отдавал творчеству. В 1910 г. Суриков побывал в Испании. В этот период Василий Иванович впервые в своей жизни начал создавать красочные солнечные пейзажи. В России последней крупной работой живописца стала картина «Посещение царевной женского монастыря». В этой работе художник постарался передать трагическую судьбу царских дочерей прошлого. Для образа царевны Василию Ивановичу позировала дочь его знакомых, которая и на самом деле собиралась уйти в монастырь. В 1914 г. Суриков вновь приехал в Красноярск. Здесь он написал несколько интересных пейзажей и картину «Благовещение», а затем уехал на отдых в Крым. В Крыму живописец часто поднимался в горы, после чего, утомленный, ложился отдыхать на пляже под жарким солнцем. Такая неосторожность привела к тому, что художник начал испытывать проблемы с сердцем, которые не оставили Сурикова и после его приезда в Москву. Весной 1916 г. художник скончался в возрасте 68 лет. Похоронили знаменитого живописца, который еще при жизни стал классиком, на Ваганьковском кладбище.
Запуск первого эскалатора в универмаге . Германия , 1925 г .