9 марта 1934 года в деревне Клушкино , Гжатского (ныне Гагаринский) района, Западной области (ныне — Смоленская область) родился лётчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза, кавалер высших знаков отличия ряда государств, почётный гражданин многих российских и зарубежных городов Юрий Алексеевич Гагарин. Полковник ВВС СССР (1963), военный лётчик 1-го класса, заслуженный мастер спорта СССР (1961), член ЦК ВЛКСМ, депутат Верховного Совета СССР 7-го и 8-го созывов. 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин стал первым человеком в мировой истории, совершившим полёт в космическое пространство . Ракета-носитель «Восток» с кораблём «Восток-1», на борту которого находился Гагарин, была запущена с космодрома Байконур, расположенного в Кызылординской области Казахской ССР. После 108 минут полёта Гагарин успешно приземлился в Саратовской области, неподалёку от Энгельса. 12 апреля 1961 года, день полёта Юрия Гагарина в космос, был объявлен праздником — Днём космонавтики. Первый космический полёт вызвал большой интерес во всём мире, а сам Юрий Гагарин превратился в мировую знаменитость. По приглашениям зарубежных правительств и общественных организаций он посетил около 30 стран. Также у первого космонавта было много поездок и внутри Советского Союза. В последующие годы Гагарин вёл большую общественно-политическую работу, окончил Военно-воздушную инженерную академию имени профессора Н. Е. Жуковского, работал в Центре подготовки космонавтов и готовился к новому полёту в космос. 27 марта 1968 года Юрий Гагарин погиб в авиационной катастрофе вблизи деревни Новосёлово Киржачского района Владимирской области, выполняя учебный полёт на самолёте МиГ-15УТИ под руководством опытного инструктора В. С. Серёгина. Причины и обстоятельства авиакатастрофы остаются не вполне выясненными до сегодняшнего дня. В связи с гибелью Гагарина в Советском Союзе был объявлен государственный траур (впервые в истории СССР в память о человеке, не являвшемся главой государства). В честь первого космонавта Земли был переименован ряд населённых пунктов (включая его родной город — Гжатск), названы улицы и проспекты. В разных городах мира было установлено множество памятников Гагарину.
Другие записи сообщества
МКАД до peконструкции, на зaднем плaнe ТЭЦ-22. Москва , 1989 г.
Борис Ельцин после заявления о недоверии Коммунистической партии и отказа от партбилета. Москва , 1990 г .
Отдыхающие на берегу Чёрного моря . СССР , 1980-е . Автор фото : Михаил Ладейщиков.
Интересный факт: В Финляндии есть озеро Нейтокайнен, форма которого очень похожа на географико-правовую форму Финляндии.
Урожай бахчевых в станице Тбилисская. Краснодарский край , 1992 г .
Тарас Григорьевич Шевченко родился 25 февраля (9 марта) 1814 года в селе Моринцы Киевской губернии. Он стал третьим ребенком в семье — появился на свет сестры Екатерины и брата Никиты. Их родители были крепостными крестьянами сенатора Василия Энгельгардта, племянника князя Григория Потемкина. Григорий Иванович Шевченко, глава семейства, часто не бывал дома — он возил продавать панскую пшеницу в другие города. Мать Екатерина Акимовна Бойко дни напролет трудилась на панских полях. Воспитанием будущего поэта занимались дед и старшая сестра. В 1816-м семья перебралась в Кириловку (ныне Шевченково) — село, откуда родом был отец мальчика. Когда Тарасу исполнилось восемь лет, его отправили в церковно-приходскую школу. Учителем там был жестокий дьяк Губский. Воспитанников он нещадно сек розгами за каждую провинность. Помимо этого, по субботам наставник отбирал среди учеников так называемого консула — в его обязанности входило избиение розгами всех без исключения. В 1823-м умерла Екатерина Акимовна. В том же году Шевченко-старший женился на вдове Оксане Терещенко, и она вместе с тремя своими детьми перебралась в дом нового мужа. Мачеха сразу же невзлюбила пасынка, а после смерти отца в 1825-м он решил уйти из дома. С 1826 по 1829 год Тарас Шевченко бродяжничал и трудился где только можно. Первым местом серьезной работы стала приходская школа дьяка Павла Рубана. Именно в ней парень познакомился с основами чтения и письма. Позднее он примкнул к общине дьяков-иконописцев и освоил азы рисования. Помимо этого, Шевченко приходилось иногда пасти овец, собирать урожай и помогать старикам с дровами для печи. В 1829-м парень устроился в качестве прислуги к новому помещику — Павлу Васильевичу Энгельгардту. Первое время был поваром, а потом стал личным помощником Софии Григорьевны Энгельгардт, которая преподавала ему французский язык. В свободное время Тарас продолжал осваивать художественное искусство. В 1831-м Энгельгардт переехал в Петербург и увез с собой прислугу. Тараса Шевченко отдали на обучение к декоратору Василию Ширяеву. Параллельно юноша пробовал писать акварельные портреты. Четыре года спустя в Летнем саду произошло знаковое для него событие — встреча с земляком и педагогом Иваном Сошенко. Он вывел Тараса в свет, познакомив с поэтом Василием Жуковским, художником Карлом Брюлловым и одним из руководителей Императорской Академии художеств Василием Григоровичем. Они симпатизировали Шевченко и признали его художественный талант, поэтому всячески старались помочь решить вопрос выкупа молодого живописца у Энгельгардта. Однако помещик не хотел просто так отпускать Шевченко, поскольку вложил в него много денег. Переговоры надолго затянулись, и уже стало казаться, что освободить молодого человека невозможно. Неожиданно Сошенко пришла в голову пришла идея устроить лотерею, в которой будет разыгран портрет Жуковского, написанный Брюлловым. Победитель получал портрет, а все вырученные деньги пошли бы на выкуп Тараса. Лотерея прошла в Аничковом дворце. Организовать мероприятие помог граф Михаил Юрьевич Виельгорский. Желающих заполучить портрет набралось довольно много, всего было выручено 2,5 тыс. руб. Деньги были переданы 22 апреля 1838 года Энгельгардту. Шевченко наконец обрел свободу. Первым его решением стало поступление в Академию художеств. «Живу, учусь, никому не кланяюсь и никого не боюсь, кроме Бога. Великое счастье быть свободным человеком: делаешь что хочешь, и никто тебя не остановит», — писал в своем дневнике Тарас Шевченко о тех временах. Период с момента поступления в Императорскую Академию художеств и до ареста в 1847-м был наиболее плодотворным для Шевченко в литературном плане. В 1840-м вышел самый известный его сборник стихов «Кобзарь», который при жизни автора не единожды переиздавался. В 1841-м в альманахе «Ласточка» поэт опубликовал первый украинский исторический роман в стихах под названием «Гайдамаки». Сюжет отражал события народного восстания Колиивщины во главе с Максимом Железняком и Иваном Гонтой. Вскоре Шевченко отправился в путешествие по Малороссии , чтобы повидаться со старыми знакомыми и найти вдохновение для нового творчества. После поездки он написал стихотворение «Тополя» и поэмы «Катерина» и «Еретик». На родине произведения Тараса Шевченко читатели встретили довольно тепло, однако реакция литературных критиков было полностью противоположной — они осуждали поэзию за провинциальную простоту (все произведения были написаны на украинском языке). В 1845-м поэт гостил в Переяславле (ныне Переяславль-Хмельницкий) у старого знакомого врача Андрея Козачковского. По неподтвержденной информации, Тарас Григорьевич ездил поправить здоровье. В пользу этой версии свидетельствовало написанное им в том году «Завещание». В это же время вышли в свет поэмы «Наймичка» и «Кавказ». В 1846-м Тарас Григорьевич перебрался в Киев, куда его пригласил другой давний знакомый — историк и публицист Николай Костомаров. Он убедил Шевченко примкнуть к антикрепостническому Кирилло-Мефодиевскому братству, оказавшемуся тайной политической организацией. Вскоре начались аресты участников общества. Доказать причастность Тараса Шевченко к деятельности братства следствие не смогло, но начальник Третьего отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии князь Алексей Орлов нашел поэму литератора «Сон», в которой увидел высмеивание правительственного режима и призыв к бунту. В качестве наказания 30 мая 1847 года поэта отправили в Отдельный Оренбургский корпус для выполнения рекрутской повинности. Также ему запретили писать и рисовать. Всячески помочь обвиненному пытались Жуковский, граф Алексей Толстой и княжна Варвара Репнина-Волконская. Единственное, чего им удалось добиться для Шевченко, — это разрешение отправлять письма. В письме Козачковскому (по другим данным — Жуковскому) поэт переслал стих «Ляхам» («Полякам»), посвященный служившим вместе с ним выходцам из Польши. В конце 1854 и начале 1855 года Шевченко создавал повесть «Музыкант». Она посвящена крепостной интеллигенции. По отзывам читателей и критиков, знакомых с непростой судьбой ее автора, повесть можно назвать автобиографической. Освобождение Тараса Григорьевича состоялось в 1857-м благодаря вице-президенту Академии художеств графу Федору Толстому. По пути в Петербург поэт задержался в Нижнем Новгороде, где сочинил поэму «Неофиты». Шевченко писал не только поэзию. Среди его прозаических произведений — повесть «Прогулка с удовольствием и не без морали», в которой он размышляет на тему морального вырождения представителей господствующего слоя. Примечательно, что эта повесть, как и большая часть прозы Тараса Григорьевича, написана на русском языке. По оценкам исследователей, сохранилось 835 рисунков и картин Шевченко, дошедших до нашего времени в оригиналах и частично в гравюрах на металле и дереве. В 1830-м художник с помощью простого карандаша явил «Бюст женщины», а спустя три года представил «Портрет Павла Васильевича Энгельгардта», нарисованный акварелью. Знаковой работой в творческой биографии Тараса Григорьевича считается «Катерина», посвященная его освобождению от крепостничества. В основе сюжета картины — история девушки, которая рожает внебрачного ребенка от заезжего русского офицера. Под конец ссылки, в 1857-м, Тарас Шевченко создал «Поминовение умерших» (альтернативное название — «Казашка Катя»). На полотне юная казашка в национальном наряде едва освещена тихим пламенем ритуального светильника. Мистическая атмосфера вкупе с благоговением придает картине схожесть с евангельскими сюжетами. Потомства Тарас Григорьевич не оставил, хотя отельные биографы утверждали о наличии у него внебрачных детей. Умер поэт в Санкт-Петербурге 26 февраля (10 марта) 1861 года, на следующий день после своего дня рождения. Причина смерти — асцит (брюшная водянка). Считается, что виной этому заболеванию было чрезмерное употребление алкогольных напитков, к которым поэт пристрастился еще в молодости. Сначала покойного погребли на Смоленском православном кладбище Петербурга, однако позже, согласно завещанию поэта, останки перенесли на Чернечью гору близ Канева.
Вячеслав Скрябин родился 25 февраля (9 марта ) 1890 года в слободе Кукарка Вятской губернии. Он был третьим ребёнком в семье, его отец, выходец из крепостных, сумел выбиться в приказчики и жениться на дочери богатого купца. В семье Скрябиных детям дали хорошие воспитание, и юный Вячеслав играл на скрипке и писал стихи. Кстати, его родной брат Николай стал известным композитором. Увлечение революционными идеями проявилось у Вячеслава во время учёбы в Казанском реальном училище. Казань в начале XX века была местом сосредоточения увлечённого идеями революции радикального студенчества. В 1906 году Вячеслав вступил в РСДРП, стал активно участвовать в нелегальной партийной деятельности. Спустя три года за революционную деятельность молодой человек был сослан в Вологду, откуда вернулся в 1911 году. Закончив реальное училище, революционер поступил в Санкт-Петербургский политехнический институт, однако учеба ему давалось тяжело. Причиной этому явилась большая занятость партийной деятельностью, которая для Вячеслава к тому времени стала первостепенной. Здесь проявилось его качество , которое за ним признавали на протяжении всей жизни и друзья, и враги – очень высокая работоспособность. Его усидчивость настолько поражала товарищей по партии, что, помимо других партийных кличек, он получил прозвище «Каменная задница». В 1912 году Скрябин становится секретарём редакции большевистской газеты «Правда». Его влияние в партии стремительно растёт, и даже арест и ссылка в Иркутскую губернию в 1915 году, из которой он бежал годом позже, никак не могут поколебать его позиций. В 1915 году Вячеслав Скрябин начинает публиковать статьи и брошюры под псевдонимом Молотов. Помимо близости такого псевдонима к пролетариату, было в этом выборе и практическое соображение – такую фамилию было проще произносить самому Вячеславу, который заикался и в минуты волнения с трудом справлялся даже с произнесением фамилии «Скрябин». Радикализм Молотова особенно проявился в 1917 году, когда он был одним из самых активных сторонников большевистского вооруженного восстания. После прихода большевиков к власти Молотов начинает работать на различных государственных должностях. Его влияние в партии достаточно велико – с введением партбилетов ему достался документ под номером 5, то есть фактически сразу вслед за первой шеренгой партийных лидеров. Ставший в 1921 году секретарём ЦК ВКП (б) Молотов во внутрипартийной борьбе примыкает к Сталину. Спустя девять лет этот выбор позволит Вячеславу Молотову стать главой советского правительства, сменив попавшего в опалу Алексея Рыкова. Индустриализация, рост промышленного производства напрямую связаны с деятельностью Вячеслава Молотова. В то же время ошибки и просчёты в сельскохозяйственной политике привели к масштабному голоду начала 1930-х годов, который сейчас особенно рьяные историки пытаются представить «геноцидом украинского народа». Но если обвинения в геноциде в адрес Молотова надуманны, то его участие в «Большом терроре» несомненно. В 1937-1938 годах он санкционировал казни политических противников. В этом вновь проявился радикализм Молотова, который и годы спустя полагал, что его действия были правильными. В мае 1939 года Сталин перевёл Молотова на дипломатическую работу. Он сменил Максима Литвинова на посту главы МИД СССР. Причиной перестановки стало то, что проект создания системы коллективной безопасности в Европе, который продвигал Литвинов, надежд не оправдал. Отныне Советский Союз намеревался отражать угрозы по принципу «каждый сам за себя», и в этих условия Молотов показался Сталину более подходящей фигурой. В качестве министра иностранных дел Молотов вёл активные переговоры с Германией и заключил так называемый «Пакт Молотова – Риббентропа», который по сей день вызывает ожесточенные споры историков и общественных деятелей. В 1939 году, уже после заключения пакта с Германией, Советский Союз вступил в войну с Финляндией, стремясь отодвинуть государственную границу от Ленинграда. Эта война сделала Молотова частью финского фольклора. Одна из песен, написанных финнами, так и называется «Нет, Молотов!». Кроме того, по одной из версий, именно советско-финская война подарила миру выражение «коктейль Молотова». Отвечая на вопрос о бомбардировках Хельсинки, глава МИД СССР заметил, что столицу Финляндии не бомбят, а сбрасывают продовольствие для нуждающихся жителей. С того момента за советскими бомбами закрепилось прозвище «молотовские хлебные корзины». А бутылки с зажигательной смесью стали называть «коктейли для Молотова». Но, благодаря журналистам, слово «для» само по себе выпало. На самом деле бутылки с зажигательной смесью применялись и раньше, до советско-финской войны. Что же касается «коктейля Молотова», то по второй версии, название появилось из-за того, что именно он занимался организацией производства бутылок с зажигательной смесью в начале Великой Отечественной войны. Как бы то ни было, «коктейль Молотова» из истории уже не вырубишь топором. В мае 1941 года советское правительство возглавил лично Сталин, а Молотов стал его 1-м заместителем, сосредоточившись в основном на внешнеполитической деятельности. 22 июня 1941 года именно Вячеслав Молотов получил от немецкого посла в Москве официальное сообщение о начале войны. Он же в полдень выступил с обращением к советскому народу, впервые произнеся ставшие знаменитыми слова: «Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами». Критики Молотова крайне низко оценивают его дипломатические способности, однако нужно признать, что именно деятельность главы советского МИДа смогла обеспечить создание антигитлеровской коалиции и превратила её в эффективный механизм борьбы с нацистами. И ещё один момент, напрямую касающийся роли Молотова в истории отечественной дипломатии – именно он в 1944 году стал инициатором создания Московского государственного института международных отношений, который стал кузницей дипломатических кадров страны. Молотов оставался одной из влиятельнейших фигур государства до марта 1949 года, когда новый виток внутрипартийной борьбы привёл к тому, что многолетний соратник Сталина угодил в опалу. Более того, в тюрьме оказалась жена Молотова, Полина Жемчужина, с которой они к тому времени прожили вместе 28 лет. Жемчужина, еврейка по национальности, сама являвшаяся видным государственным деятелем, была обвинена в преступных связях с «еврейскими националистами» и получила пять лет ссылки. Молотов защитить жену не смог. На заседании, где решался вопрос о судьбе Жемчужиной, бывший глава правительства воздержался от голосования. До самой смерти Сталина в 1953 году Молотов занимал второстепенные посты партийные посты, однако окончательно своего положения не утратил. А сразу после кончины вождя он снова стал главой МИД СССР и 1-м заместителем председателя Совета Министров СССР. Берия отдал приказ об освобождении Полины Жемчужиной, вернув её мужу. Все это не помешало Молотову принять участие в заговоре против Берии летом того же года. Однако после устранения всесильного главы МВД, конфликты стали возникать уже между Молотовым и Хрущёвым. Министру иностранных дел не нравился новый курс как во внешней, так и во внутренней политике. Молотов, например, считал не до конца просчитанными последствия освоения целины, а передача Крыма Украинской ССР, по его мнению, был и вовсе волюнтаристский шаг. В 1957 году Вячеслав Молотов стал одним из лидеров нового заговора, на сей раз против Никиты Хрущева. Однако последнему, оказавшемуся в крайне тяжёлой ситуации, на помощь пришел Георгий Жуков, чей авторитет склонил чашу весов в пользу Хрущева. Молотова сняли с поста главы МИД СССР, лишив должности заместителя главы правительства, и отправили послом в Монголию. В 1960 году с этой должности он переместился в кресло руководителя представительства СССР при штаб-квартире агентства ООН по атомной энергии (МАГАТЭ). Окончательно добила карьеру Молотова критика планов построения коммунизма к 1980 году, которые были подготовлены Никитой Хрущевым к XXII съезду партии. История показала, что скепсис Молотова был вполне обоснован, но тогда гнев Хрущёва завершился отправкой ветерана советской политики на пенсию и исключением его из партии. Жизнь Вячеслава Молотова в статусе персонального пенсионера союзного значения получилась очень долгой, растянувшись почти на четверть века. Он продолжал активно работать, писал записки в ЦК КПСС о положении в стране. Все это выглядело довольно странно: на имя Молотова не было наложено табу, его образ постоянно присутствовал в фильмах о войне, воспоминаниях военачальников. Но при этом большинство советских граждан понятия не имели о том, что одна из ключевых фигур в истории Второй Мировой войны по-прежнему жив-здоров и даже очень бодр. Как-то популярный актёр и клоун Юрий Никулин, участник советско-финской и Великой Отечественных войн, ехал на машине по Москве. Вдруг на тротуаре он заметил человека, лицо которого ему показалось очень знакомым. Это был некогда всесильный глава правительства СССР Вячеслав Молотов. Никулин решил подвезти пенсионера. Выходя из машины, Молотов заметил: «Внуки никогда не поверят, что меня довёз до дома сам Юрий Никулин!». Молотов упорно добивался восстановления в партии, и в 1984 году советский лидер Константин Черненко принял решение вернуть ему партбилет. А поскольку возвращение состоялось с зачислением в стаж всех лет, пока Молотов был исключен из партии, 94-летний пенсионер стал старейшим на тот момент большевиком с самым большим партийным стажем. Интересно, что долгожитель Молотов пережил восстановившего его в партии Черненко. Не стало Вячеслава Михайловича Молотова 8 ноября 1986 года, когда на дворе уже бушевали ветры перестройки. Молотов, переживший семь инфарктов, дожил до 96 лет. Свободная журналистика в СССР тогда только начиналась, поэтому Молотов успел дать всего одно интервью, в котором признался, что доволен своей «счастливой старостью». Молотов был человеком другой эпохи с другими ценностями. Летом 1986 года из своей пенсии он перевёл деньги в фонд помощи пострадавшим от Чернобыльской катастрофы. Когда вскрыли завещание, то выяснилось, что из материальных ценностей один из многолетних лидеров СССР оставил своим наследникам сберегательную книжку, на которой находились 500 рублей – сумма, которой было трудно поразить воображение даже в то время. Большевик Вячеслав Молотов оставался самим собой до конца, со всеми своими достоинствами и недостатками.
Отдых в санатории . Магаданская область , 1968 г .
Мусульманки ведут женщину с детьми для официальной регистрации в качестве своей родственницы из Сербии . Босния , 1941 г . На самом деле женщина с детьми являлась еврейкой и соседкой мусульманок , которые решили таким образом спасти её и детей от нацисткой расправы .
Андрей Миронов родился 7 марта 1941 года , в семье знаменитых эстрадных артистов Марии Мироновой и Александра Манакера. Регистрируя новорожденного, родители записали как дату его рождения следующее число. Так позднее и скажет он в одном из своих концертов: «Родился я в 1941 году. Извините - восьмого марта». Мать актера отличалась жесткостью. Она никогда не баловала сына, а скорее напротив – выдвигала ему чрезвычайно высокие требования. Возможно, характер матери оказал как положительное, так и отрицательное влияние на судьбу артиста. Меньше, чем через три месяца после рождения Андрея разразилась Великая Отечественная война. И еще не сознавая окружавшего его мира, крошечный Миронов покинул родину. Театр, в котором работали родители Андрея, был эвакуирован в Ташкент. Затем были детские годы в послевоенной Москве. Личность будущего артиста формировалась в атмосфере искусства. Однако этот факт не привил ему богемных привычек. Миронов с ранних лет наблюдал за тяжелым трудом родителей, и относительно будущей профессии уже в юности не имел никаких иллюзий. В школе Андрей Миронов учился только на пятерки. Страх разочаровать родителей принуждал его стремиться к самым высоким результатам. Эта привычка не покидала его до последних дней жизни. Мать для него осталась главным человеком. Таким образом, она влияла не только на его профессиональную деятельность, но и на личную жизнь на протяжении всей его биографии. Отцовскую, фамилию он носил до 1950г., когда в разгар антиеврейской кампании родителям его настоятельно порекомендовали фамилию мальчику сменить, чтобы в дальнейшем жизнь его не была испорчена. Так Андрей Менакер стал Андреем Мироновым. После окончания школы Миронов поступил в училище им. Щукина. Среди студентов он был далеко не самым одаренным. Однако отличался прилежностью и необыкновенным упорством. Согласно воспоминаниям однокурсников, Миронов четыре годы проходил в одном и том же костюме. Шарм и умение одеваться пришли позже, в начале актерской карьеры. Андрей понимал, что актер не может быть непривлекательным. И все сделал для того, чтобы поменять облик: похудел, сменил стиль, научился галантным манерам. В 1962 году Миронов окончил театральный вуз с красным дипломом. Уже в молодости его талант был неоспорим и очевиден. После просмотра начинающего актера с удовольствием приняли в Московский театр сатиры. Здесь артист служил 25 лет. В то время главным режиссером театра был Валентин Плучек. Миронов сразу же стал его фаворитом, что никого не удивило. Ведь у молодого артиста обнаружился невероятный темперамент и безусловный талант. Он мгновенно заряжал энергией всех, кто попадал в поле его обаяния. Игра Андрея Александровича вызывала восхищение даже у опытных театралов. Первые же постановки — «Клоп», «Над пропастью во ржи» и «Доходное место» — продемонстрировали его исключительный профессионализм. В 60-70-е годы взять билет в Театр сатиры было архисложной задачей. Все шли посмотреть на новую звезду. Игра Миронова казалась чем-то магнетическим: зритель сидел затаив дыхание и смотрел от начала до конца представление, пока артист не покидал сцену. Миронов не умел танцевать, но научился делать это лучше всех. Он боялся высоты, но на съемках соглашался на всевозможные трюки. До съемок фильма «Человек с бульвара Капуцинов» Андрей Миронов никогда не ездил верхом, однако приложил все усилия, чтобы выглядеть в седле естественно. Дебют в кино Андрея Миронова состоялся в 1961 году. Спустя два года актер исполнил одну из главных ролей в фильме «Три плюс два». Когда артист увидел себя на экране, он огорчился. Миронов показался себе чересчур тучным. После выхода этого фильма в прокат, актер начал заниматься спортом и, несмотря на слабое здоровье, не бросал этого занятия до последних дней жизни. Первой серьезной работой Андрея Александровича в кино стала киноповесть «Мой младший брат» (1962) Александра Зархи. Эта лента стала дебютной для двух советских кинозвезд —Олега Даля и Александра Збруева. Вместе с Мироновым они объявили забастовку на съемках фильма в Прибалтике, чтобы получить номера с горячей водой, и добились своего. Вышедшая в 1966-м трагикомедия Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля» стала одной из самых популярных лент в истории советского кино. Помимо Миронова, игру которого критики оценили высоко, в актерский состав вошли Олег Ефремов, Иннокентий Смоктуновский. Фильм собрал множество призов на иностранных кинофестивалях в Сиднее, Эдинбурге, Мельбурне. Еще большим успехом пользовалась комедия «Бриллиантовая рука» (1968), в которой, кроме Миронова, снялись такие знаменитости, как Юрий Никулин и Анатолий Папанов. В фильме актер продемонстрировал еще один талант, который затем активно эксплуатировали режиссеры, снимавшие Андрея Александровича. Он спел «Остров невезения» — хит и легенду. Впоследствии артист исполнял песни, нередко становившиеся хитами, практически в каждом фильме, в котором снимался. У зрителей кино пользовалось успехом, а вот критики отнеслись к нему сдержанно. Современные исследователи вовсе считают комедию пародией на советские и зарубежные ленты и находят в ней элементы картин как о Василии Чапаеве, так и о Джеймсе Бонде. Театральная и кинокарьера актера также нередко пересекались. Например, полюбившаяся зрителям пьеса «Маленькие комедии большого дома», где Миронов сыграл вместе со Спартаком Мишулиным, вышла на телеэкранах, позволив всей стране полюбоваться игрой артистов. Телеспектакль сразу же начал пользоваться широкой популярностью. Появление Андрея Александровича в «Достоянии республики» тоже не осталось незамеченным. Критики говорили, что здесь Миронов сыграл себя — такого же азартного, энергичного и доброго. В фильме прозвучал новый хит — песня «Кто на новенького?». После появления в творческой биографии Миронова двух новых лент Эльдара Рязанова — «Старики-разбойники» и «Невероятные приключения итальянцев в России» — Андрей Александрович стал заслуженным артистом РСФСР. Когда снимался последний фильм, итальянские актеры были удивлены и шокированы бесстрашием советского коллеги. Ведь во всех рискованных трюках он снимался без дублера. Эльдар Рязанов, восхищенный талантом артиста, хотел взять его в картину «Ирония судьбы, или с легким паром!» Миронов должен был играть Ипполита. Андрей Александрович попросил дать ему роль Жени Лукашина, на что режиссер согласился. Но когда во время пробных репетиций советский секс-символ произносил фразу о том, что он никогда не пользовался успехом у женщин, все понимали, что это невозможно. На тот момент у Андрея Миронова уже была такая слава, что слова и действительность диссонировали чересчур сильно. Особая группа проектов в фильмографии Миронова — это советские мюзиклы, игра артиста в которых была непревзойденной. «Соломенная шляпка» и «Небесные ласточки» сразу же стали золотым фондом кинематографа. Премьера мюзикла «Обыкновенное чудо» состоялась на центральном телевидении СССР 1 января 1979 года. Комедия получилась искрометной, и только немногие знали, что Евгений Леонов незадолго до съемок пережил инфаркт, а Олега Янковского сразил сердечный приступ на съемочной площадке. Александр Абдулов едва не погиб — он запутался в стремени, и лошадь поволокла его по земле. Миронову пришлось отстаивать композицию о бабочке и воробушке — будущий шлягер цензоры признали фривольным и потребовали убрать из картины, но Андрей Александрович, будучи любимцем партийных чиновников, отстоял песню. Золотой стала и роль актера в»12 стульях». В многосерийной экранизации юмористического романа Ильи Ильфа и Евгения Петрова Миронов сыграл главную роль — авантюриста Остапа Бендера. Как рассказал режиссер Марк Захаров, первый показ картины по ТВ был провальным: все неизбежно сравнивали фильм с одноименной экранизацией Леонида Гайдая, вышедшей в 1971-м, где роль Бендера сыграл Арчил Гомиашвили. Успех пришел к комедии только после повторных показов, а песни из фильма в исполнении Андрея Миронова скоро стали шлягерами. В 1980-м Андрей Александрович получил звание народного артиста РСФСР. Авторитет актера для режиссеров был настолько велик, что перед съемками картины «Будьте моим мужем» Миронов, сам игравший главного героя, подбирал актрису на главную женскую роль. В итоге его партнершей по съемочной площадке стала Елена Проклова. Пресса тут же заговорила о романе артистов и о том, что Миронов сознательно отдал роль экранной возлюбленной своей любимой женщине. Но эта версия не подтвердилась. Как вспоминают современники, актер пытался ухаживать за Еленой, но был отвергнут. По информации прессы, во время съемок фильма Проклова все же завела роман, но с декоратором Александром Адамовичем. Критики считают, что из всех знаменитых фильмов Миронова гениальное мастерство актера наиболее ярко проявилось в ленте «Мой друг Иван Лапшин». По фрагменту, когда герой Андрея Александровича пытается застрелиться в ванной, до сих пор учат студентов театральных вузов. Глубина и трагизм образа поражали. Одной из последних киноработа Миронова стала комедия «Человек с бульвара Капуцинов». Успех фильма был невероятный, сравнимый разве что с выходом «Бриллиантовой руки». Первый серьезный роман у Миронова случился с Татьяной Егоровой, в 1968 году они запланировали пожениться, подав заявление в ЗАГС, но им помешала болезнь отца актера. Свадьба так и не состоялась. Мать артиста внимательно следила не только за творческой, но и за личной жизнью Андрея. Ходили слухи, что роман с Натальей Фатеевой не получил своего продолжения именно в результате вмешательства Марии Мироновой. Мать не одобрила выбор сына. В 1971 году женой актера стала Екатерина Градова, которую зрители помнят по роли Кэт в «Семнадцати мгновениях весны». В этом браке появилась дочь Мария Миронова, но через три года супруги расстались. Второй супругой Андрея Александровича стала артистка Театра Советской армии Лариса Голубкина. Ее руки актер добивался десять лет, неоднократно и безуспешно делая ей предложения. В 1976 году Андрей и Лариса поженились. Миронов удочерил дочь Ларисы, ныне известную актрису Марию Голубкину, которую артистка родила вне брака. Актер дал приемной дочери свою фамилию, но, поскольку обе Маши учились в одной школе в параллельных классах, мать Андрея Александровича настояла, чтобы Лариса Голубкина вернула девочке свою фамилию. Детей актер воспитывал, не делая особых различий между родной дочерью и падчерицей. Обе они пошли по стопам родителей и стали известными артистками. Рано ушедший из жизни Андрей Александрович не успел увидеть внуков, которых родила его дочь Мария Миронова, — Андрея и Федора. Первые признаки болезни у Миронова проявились под конец 70-х. В 1978 году, когда артист гастролировал в Ташкенте, у него произошло первое кровоизлияние. Доктора диагностировали менингит. Но через два месяца Андрей Александрович преодолел болезнь и даже вышел на сцену. Тогда благодарные зрители, несмотря на декабрьские морозы, засыпали кумира цветами. 80-е годы были наиболее тяжелыми в жизни актера. Все тело, усыпанное страшными фурункулами, невыносимо болело. Движение приносило невероятную боль. Миронов не переставал играть в театре, болезнь не заставила его отказаться от сцены. Это дорого ему давалось: фурункулы лопались от движения, и на одежде проступали пятна крови. По словам коллег, во время спектаклей артист несколько раз менял рубашки. Актер испробовал разные способы лечения: использовал мази, многократные переливание крови, обращался к знахарям. Помогла только сложная операция. 5 августа 1987 года в своей московской квартире найден мертвым друг Андрея Александровича актер Анатолий Папанов. Он умер от остановки сердца при странных обстоятельствах, хотя не жаловался на здоровье. По слухам, артист говорил, что его душит кто-то невидимый, и даже ходил к знахарке. Миронов тяжело воспринял смерть Папанова. Как отмечали очевидцы, стоя у гроба коллеги, он спрашивал, как же будет теперь играть в одиночку, и даже просил друга забрать его с собой. Поэтому в последующих событиях поклонники актера увидели мистический смысл. Меньше двух недель прошло со страшной просьбы Миронова. 14 августа 1987 года Андрей Александрович сыграл последнюю роль. Трагедия случилась в Риге во время монолога в постановке «Женитьба Фигаро». Двое суток доктора сражались за жизнь актера под косвенным руководством Эдуарда Канделя, прославленного нейрохирурга. Но утро 16 августа стало последним: артист ушел после второго обширного кровоизлияния из-за разрыва аневризмы сосуда, что и стало причиной смерти. Тело актера перевезли из Риги в Москву. На протяжении всего пути жители сел и городов, через которые проходила дорога, выходили попрощаться с любимым актером и забрасывали дорогу перед машиной цветами. 20 августа прошли похороны Миронова. Около могилы Андрея Александровича на Ваганьковском кладбище в тот день почти не было его коллег — руководство не разрешило актерам прерывать гастроли. На месте погребения артиста установлен памятник из восьми ровных плит из черного камня в виде театральных кулис. Прорези в плитах в центре композиции образуют крест. На надгробии нет фото, только имена артиста и его матери — Мария Владимировна умерла через 10 лет после кончины сына и похоронена рядом с ним.