Другие записи сообщества
Никола Тесла экспериментирует с беспроводным электричеством. США,1899 г.
А где и как разделились церковь и синагога? Большая и сложная история, но похоже, что особую роль тут сыграла Иудейская война, а в особенности взятие Иерусалима в 70 г. Разрушены были Иерусалим и Храм; прекратилось храмовое богослужение, которое прежде был центром иудейской религии, и это заставило сместить акценты самих иудеев. Характерно предание о рабби Йоханане, который увидел, что осажденный Иерусалим обречен и попросил своих учеников вынести его за стены под видом трупа, предназначенного к погребению. Когда они это сделали, он отправился прямо к римскому командиру Веспасиану (будущему императору), тот обрадовался такому известному перебежчику и пообещал выполнить одну его просьбу. Йоханан попросил: «Дай мне Явне» (небольшой городок на побережье), и именно туда перебрались иудейские ученые, чтобы продолжить изучение Писания. Теперь иудаизм окончательно становится религией Книги, и это совершенно особая история, но вполне понятно, что он теперь вынужден заново определить себя и, в частности, провести границу между собой и христианством. С другой стороны, после 70-го г. исчезает иерусалимская христианская община. Это не значит, что все христиане были убиты, многим, вероятно, тоже удалось покинуть город, но в любом случае они уже были оторваны и от храмового богослужения, и от иудейской среды. Кроме того, в 70 г. римляне ввели fiscus iudaicus, ежегодный налог в два денария с каждого иудея мужского пола от 3 до 60 или 62 лет. Этот налог заменил тот налог на храм, который платили иудеи и который упомянут в Мф 17:24 с той разницей, что теперь он был обязательным, в отличие от прежнего добровольного самообложения иудеев. Правда, уплата этого налога была своего рода выкупом за отказ участвовать в городских и общегосударственных жертвоприношениях. С введением особого налога римское государство должно было точно знать, кто из его подданных иудей, а кто нет – но мы помним, что существовали промежуточные категории вроде ассимилировавшихся иудеев или, напротив, «богобоязненных» из числа язычников, которые так или иначе симпатизировали иудаизму. Насколько мы можем судить, практика взимания налога бывала разной в разное время и в разных местах, но главным критерием была принадлежность к иудейской религиозной общине, а главным признаком – обрезание. Особенно остро, как сообщает Светоний, этот вопрос стал при императоре Домициане (81-96): «С особой суровостью по сравнению с другими взыскивался иудейский налог: им облагались и те, кто открыто вел иудейский образ жизни, и те, кто скрывал свое происхождение, уклоняясь от наложенной на это племя дани. Я помню, как в ранней юности при мне в многолюдном судилище прокуратор осматривал девяностолетнего старика, не обрезан ли он» (Домициан 12.2., пер. М.Л. Гаспарова). Заметим, кстати, что 90-летний старик должен был быть избавлен от уплаты налога, так что налог, если Светония не подвела память, стали взимать без учета возраста. Нерва, пришедший на смену Домициану в 96 г., смягчил эту политику: по крайней мере, были отчеканены монеты с надписью fisci Judaici calumnia sublata, «прекращены злоупотребления, связанные с иудейским налогом». Иудаизм был признан допустимой религией, налогом теперь облагались те, кто эту религию исповедовал, но в то же время Нерва запретил перенимать «иудейский образ жизни» (ἰουδαϊκὸς βίος), как сообщает Дион Кассий (Римская история 68.1.2). Все это, конечно, подчеркивало границу и увеличивало напряжение между иудеями и язычниками безотносительно к их вере во Христа. Соответственно у верующих из числа язычников возникло желание полностью отделиться от иудеев и занять в городском обществе некое особое, самостоятельное место. Возможности для пребывания в «серой зоне» были исчерпаны. Дорога для последующей «теологии замещения» оказалась, напротив, открыта. С другой стороны, оказались открыты врата цирков для тех христиан, у которых отныне не было оправдания для отказа от участия в языческом культе и которым предстояло стать мучениками. В 132 г. началось и в 135 г. было подавлено еще одно иудейское восстание под предводительством Шимона Бар-Кохбы, объявившего себя Мессией. Оно началось вскоре после того, как император Адриан посетил развалины Иерусалима и велел построить на его месте новый город под названием Элия Капитолина (в честь собственного рода Элиев и Капитолийского культа в Риме); кроме того, он запрещал обрезание. Иудеи, таким образом, сражались за право жить на священной земле и соблюдать основную заповедь Моисеева закона – те самые права, от которых христиане ортодоксального направления отказались добровольно. После разгрома восстания Адриан выселил из окрестностей Иерусалима остатки еврейского населения и запретил любое исполнение и изучение Моисеева закона (этот запрет был вскоре отменен следующим императором Антонином Пием). О том, что разделение состоялось, свидетельствует «Разговор с Трифоном иудеем» Иустина Философа. Трифон, конечно, литературный персонаж и нам неизвестно, насколько его образ отражает воззрения какого-то настоящего иудея, но нет оснований видеть в нем карикатуру, Иустин описывает его вполне доброжелательно и без тени насмешки. Трифон, кстати, из числа тех иудеев, которым пришлось оставить родные края после подавления восстания Бар-Кохбы. Он интересуется верой Иустина, при этом оба они увлекаются философией и соглашаются в том, что языческие философы упускают самое главное: познание Единого Бога. Далее Иустин с помощью цитат из Писания (исключительно ВЗ) доказывает два главных тезиса, которые отделяют христиан от иудеев: Иисус был подлинным Мессией-Христом и потому больше нет нужны соблюдать Моисеев закон. Характерно, что Иустин совсем не настаивает на божественности Иисуса: хотя сам он в нее верит (и это вполне логично, когда ты признаешь Иисуса Спасителем), но доказать этого цитатами из Писания не может. Принципиально важно, что Иисус есть Христос, а вот Бог ли он – об этом существуют разные мнения, и это нормально. Так это видел в середине II в. Иустин. Но это совершенно не означает, что с ним были согласны все христиане, кто-то из них сочетал веру в Иисуса Христа с верностью Моисееву закону (что Иустин, как мы видели, вполне допускал), но это уже особый разговор – об иудеохристианах.
17 (29) апреля 1818 года в 11 часов утра в Николаевском дворце Московского Кремля родился Император и Самодержец Всероссийский, Московский, Киевский, Владимирский, Царь Астраханский, Царь Польский, Царь Сибирский, Царь Херсониса Таврического, Государь Псковский и Великий Князь Смоленский, Литовский, Волынский, Подольский и Финляндский, Князь Эстляндский, Лифляндский, Курляндский и Семигальский, Самогитский, Белостокский, Корельский, Тверский, Югорский, Пермский, Вятский, Болгарский и иных; Государь и Великий Князь Новагорода Низовския земли, Черниговский,Рязанский, Полоцкий, Ростовский, Ярославский, Белоозерский, Удорский, Обдорский, Кондийский, Витебский, Мстиславский и всея Северныя страны, Повелитель и Государь Иверския. Карталинския, Грузинския и Кабардинския земли и Армянския области, Черкасских и Горских Князей и иных наследный Государь и Обладатель, Наследник Норвежский, Герцог Шлезвиг-Голстинский, Стормарнский, Дитмарсенский и Ольденбургский и прочая, и прочая, и прочая Александр II Николаевич из династии Романовых, проводивший широкомасштабные реформы. Старший сын сначала великокняжеской, а с 1825 года — императорской четы Николая Павловича и Александры Фёдоровны. Удостоен особого эпитета в русской и болгарской историографии — Освободитель (в связи с отменой крепостного права и победой в Русско-турецкой войне (1877—1878) соответственно). Погиб в результате террористического акта, организованного тайной революционной организацией «Народная воля».
Тит Фла́вий Веспасиа́н (лат. Titus Flavius Vespasianus, 17 ноября 9 года — 24 июня 79 года), вошедший в историю под именем Веспасиан, — римский император в 69—79 годах, основатель династии Флавиев, пришедший к власти по итогам «года четырёх императоров». Веспасиан стал первым правителем Рима, не принадлежавшим к аристократии: он был внуком крестьянина и сыном всадника. При Юлиях-Клавдиях Тит Флавий сделал карьеру военного и политика. При Калигуле он занимал должности эдила (предположительно в 38 году) и претора (в 39 либо 40 году), при Клавдии участвовал в завоевании Британии в качестве командира легиона (в 43 году) и достиг консулата (в 51 году). При Нероне Веспасиан ушёл в отставку, но позже был назначен проконсулом Африки, а в 66 году возглавил армию, направленную на подавление восстания в Иудее. В гражданской войне, начавшейся в 68 году, он сначала занимал выжидательную позицию. Летом 69 года провозгласил себя императором, опираясь на поддержку всех восточных провинций. На тот момент Рим контролировал Авл Вителлий, армия которого потерпела поражение во второй битве при Бедриаке (октябрь 69 года). В декабре сторонники Флавия заняли столицу, Вителлий был убит. Приход Веспасиана к власти положил конец гражданской войне. Новый император усилил контроль над армией и преторианской гвардией, вывел из кризиса финансовую систему благодаря экономии и налоговым преобразованиям, стабилизировал ситуацию в провинциях. В его правление были разгромлены восставшие иудеи (Иерусалимский храм при этом был разрушен, началось «рассеяние» евреев по территории империи), восстание батавов, которое возглавлял Юлий Цивилис, было подавлено, но при этом имперские власти пошли на компромисс (70 год). Усилилось присутствие Рима в Германии, на Востоке Коммагена стала провинцией. Всё население Испании получило латинское право; около 350 местных общин стали муниципиями. В римском сенате усилились позиции представителей италийской муниципальной знати и провинциалов (в первую очередь испанцев). Веспасиан наладил конструктивные взаимоотношения с сенатом. Тем не менее при нём была разгромлена «стоическая оппозиция», а самые видные её представители стали жертвами репрессий. Расширенные полномочия императора были зафиксированы в специальном сенатском постановлении, получившем силу закона. Усиление династического принципа нашло своё выражение в том, что наследником Веспасиана стал его родной сын Тит.
События 29-30 апреля 1918 года вошли в историю под названием «Выборгской резни». Финская армия, захватив город, устроила настоящую этническую чистку, сотнями убивая русских жителей Выборга. Финляндия получила полную независимость от России в декабре 1917 года. Советская власть признала самостоятельность молодого государства, в котором практически сразу заполыхала собственная гражданская война. В январе 1918 года финские коммунисты захватили власть в Хельсинки и Выборге – крупнейших на тот момент городах страны, однако в начале апреля на помощь «белым» финнам пришли регулярные немецкие части. С помощью кайзеровских войск «красных» финнов сначала выбили из столицы, а к концу апреля белофинны вплотную подступили к Выборгу. Руководство финской компартии бежало на территорию Советской России, в городе воцарился хаос, и в ночь на 29 апреля победители без боя вступили в Выборг. Примечательно, что большая часть оставшихся в Выборге горожан русского происхождения в шедшей на территории Финляндии гражданской войне сочувствовали как раз «белым» финнам – это были офицеры царской армии, купцы, промышленники, духовенство. Многие из них уехали в Выборг из охваченного революцией Петрограда, и наступавшие на город военные части под общим командованием бывшего царского генерала Густава Маннергейма считали «своими». Неудивительно, что некоторые русские горожане даже отправились с цветами встречать освободителей – и это оказалось трагической ошибкой. Основной костяк финских вооруженных формирований составляли бойцы так называемого «шюцкора» (Охранного корпуса Финляндии). Это были люди радикальных националистических убеждений, ненавидевшие Россию, и не делившие русских на «плохих» и «хороших». Они мечтали об этнически чистой стране, и к апрелю 1918 года на счету «шюцкора» уже были массовые убийства в других частях страны. Так в городе Тампере, захваченном шюцкоровцами 6 апреля 1918 года, было убито около 200 мирных жителей славянского происхождения. В Выборг эти отряды также вступили под лозунгом «Бей русских». Очевидцы тех событий рассказывали, что вооруженные финны хватали людей на улицах, врывались в дома, вытаскивали горожан из квартир. Некоторые жертвы наивно пришли сами навстречу гибели.  Смотритель местной церкви Юхо Кочетов вспоминал как живший в Выборге царский офицер в день взятия города «с букетом в руках и в униформе пошел приветствовать белогвардейцев, но был вместо этого расстрелян». Также были « убиты два реалиста, выбежавшие в мундирчиках приветствовать белых». Протоиерей Выборгского кафедрального собора, о. Михаил Успенский вспоминал: «Наряду со многими сотнями русских семейств в г. Выборге и мою семью постигло тяжёлое несчастье. Трое моих племянников, которых я воспитывал как своих детей (они были сироты): Григорий Александрович Михайлов 23 лет, Андрей Александрович Михайлов 20 лет и Пётр Александрович Михайлов 18 лет, погибли напрасными и невинными жертвами от руки белогвардейцев. В первый день вступления белой гвардии в Выборг они, взяв свои документы, пошли зарегистрироваться у белогвардейского начальства. Не зная за собой никакой вины, они смело и доверчиво шли, уверенные в благородстве и закономерности действий белой гвардии. И за своё доверие жестоко поплатились. Без всякой вины они были расстреляны белогвардейцами. Моя жена нашла их потом за Фридрихсгамскими воротами в общей груде русских мучеников». Самым юными жертвами стали 12-летний Сергей Богданов и 13-летний Александр Чубиков. Сохранилось и свидетельство об убийстве 14-летнего Николая Гаврилова. Одна из арестованных по подозрению в сочувствии к Советской власти, жительница Выборга Импи Лемпинен, вспоминала, что в их группе многие говорили по-русски. Тогда один из финских солдат подошел к арестованным, и поинтересовался в курсе ли те, что «всех русских убивают?». «Тогда этот молодой мальчик обнажил грудь и прокричал: «Здесь есть один русский, стреляйте». Изверг достал оружие и выстрелил, погибший мальчик был отважным русским», - констатирует Лемпинен. В книге Вестерлунда приводится и свидетельства о том, как шюцкоровцы заходили прямо в школьные классы, спрашивали, кто из учеников - русский, и вставших из-за парт подростков уводили на расстрел.  Точное число жертв резни до сих пор неизвестно. Еще и потому что захватившие город, опьяневшие от крови и водки белые финны отчаянно мародерствовали – жертв раздевали буквально донага, снимая с них одежду, забирая любые ценные вещи и документы. Поэтому потом так трудно было определить этническую принадлежность убитого.  Современный исследователь, сотрудник Национального архива Финляндии, профессор Ларс Вестерлунд в своей книге «Мы ждали вас как освободителей, а вы принесли нам смерть» оценивает число убитых за два дня русских в 380-420 человек. Это – наименьшая оценка, которая основывается на сохранившихся документах. Но с учетом общего хаоса, убийств прямо на улицах и в квартирах можно уверенно утверждать, что жертв было гораздо больше. Так примерно из 200 человек, расстрелянных днём 29 апреля в 300 метрах от Выборгского замка, удалось установить только 87 имён. Поэтому некоторые исследователи говорят про 3-5 тысяч человек, убитых в ходе Выборгской резни. Кроме русских, финские националисты убивали и представителей других народов – так было расстреляно 23 поляка, 14 украинцев, итальянец (известный в городе шарманщик), еврей, два татарина, эстонцы Считается, что руководил расстрелом майор Мартин Экстрём (позже он стал лидером нацистской партии Национал-социалистический блок), а непосредственно убийствами занимались бойцы т.н. Партизанского полка Каяани. В расстрельные рвы близ Анненских казарм скинули и сотни финнов, которых заподозрили в симпатиях к «красным».   Однако только русских в Выборге убивали за то, что они русские. Массовые расстрелы временно приостановились, после приезда в Выборг британского вице-консула Вольдемара Фриска, который заявил официальный протест. Однако позже финны продолжили этнические чистки. В апреле 1918 года финский сенат принял решение о высылке из страны всех русских подданных, и в течение весны–лета около 20 000 русских и русскоязычных были выдворены из страны. Жертв Выборгской резни похоронили на православных кладбищах города, но позже памятники на местах захоронений были уничтожены. Непосредственным же следствием Выборгской резни стало, по мнению некоторых исследователей, укрепление Советской власти в Петрограде. Если раньше противники большевиков могли надеяться на союз с финнами, то после учиненной резни у некоторых из них иллюзии растаяли. Один из лидеров антибольшевистской «Петроградской боевой организации» Владимир Таганцев отмечал: «Никто из нас не хотел похода финляндцев на Петроград. Мы помнили о расправе над русскими офицерами заодно с красными повстанцами». Воспоминание о Выборгской резне, а также двух попытках финнов захватить российские территории (в 1918 году финские отряды были остановлены на подступах к Петрозаводску, а в 1922 году финнов с трудом выбили с захваченного ими севера Карелии), послужили причиной глубочайшего недоверия советского руководства к соседнему государству.  Это и стало непосредственной причиной Зимней войны 1939-1940 годов, по итогам которой Выборг вошел в состав Советского Союза. В 1961 году на месте братской могилы была открыта памятная стела, однако на памятной плите значилось, что здесь лежат убитые красногвардейцы. Про жертв среди мирного населения решили не упоминать, по политическим причинам – чтобы не портить установившиеся на тот момент дружеские отношения с Финляндией. Примечательно, что по сей день официальная Финляндия не принесла извинений за те события. В финском обществе нет раскаяния, и нет понимания чудовищности совершенных преступлений. Тот же финский исследователь Ларс Вестерлунд предпочитает не называть эти события «этнической чисткой». - Случившееся в Выборге нельзя называть эксцессом. Точно такое же происходило и в других финских городах. Белые финны были националистами. А что это такое – можно наблюдать прямо сейчас, в 2023-м году. Можно ли называть события в Выборге «этнической чисткой»? Они подходят под современное определение «геноцида». Но, увы, Финляндия никогда официально не признавала это даже как военное преступление. Они никогда и ни за что не приносили извинений, - отмечает военный историк Баир Иринчеев. По его мнению, на такую позицию властей и общества влияет, в том числе, и заметное отличие финской историографии от российской. Если современные российские историки способны признавать ошибки нашей страны, то у ученых соседней страны существует некий негласный консенсус – чтобы не происходило в истории, и какие бы деяния не совершались, но в целом Финляндия всегда всё делала правильно. Какие уж тут извинения.
19 (29) апреля 1686 года в Псковском уезде родился русский инженер-артиллерист, историк, географ, экономист и государственный деятель; автор первого капитального труда по русской истории — «Истории Российской», основатель Ставрополя-на-Волге (ныне — Тольятти), Екатеринбурга и Перми Василий Никитич Татищев. Вся литературная деятельность Татищева, включая и труды по истории и географии, преследовала публицистические задачи: польза общества была его главною целью. Татищев был сознательным утилитаристом. Мировоззрение его изложено в его «Разговоре двух приятелей о пользе наук и училищ». Основной идеей этого мировоззрения была модная в то время идея естественного права, естественной морали, естественной религии, заимствованная Татищевым у Пуфендорфа и Вальха. Высшая цель, или «истинное благополучие», по этому воззрению, заключается в полном равновесии душевных сил, в «спокойствии души и совести», достигаемом путём развития ума «полезною» наукой. К последней Татищев относил медицину, экономику, законоучение и философию.
«Постройка гигантского самолета-агитатора должна стать базой обновления и реконструкции методов всей нашей агитационной и массовой политработы, в применении высокой технической ступени, на которую сейчас становится наша страна…» - писал в 1932 году журналист Михаил Кольцов. Пользующийся личным покровительством Сталина, Кольцов стал идейным вдохновителем проекта самого большого на тот момент самолета в мире. Обязанный стать гордостью советского авиапрома, этот чудо-самолет задумывался как флагман советской агитационной авиации, ключевое звено в деле пропаганды коммунизма. Согласно плану, он должен был быть оснащен приёмной и передающей радиостанцией, редакцией и даже типографией, способной печатать тысячи листовок. Снимая в полете кинофильмы, самолет мог бы проецировать их прямо на облака, а также передавать световые лозунги на выпускаемой дымовой завесе. Самолет-гигант стал своеобразным символическим подарком одному из самых видных советских писателей Максиму Горькому, праздновавшему в тот год 40-летие своей творческой деятельности. В 1934 году, названный в честь литератора АНТ-20 «Максим Горький» совершил свой первый полет.  Для 1930-х гг. размеры самолета впечатляли. Разработанный конструктором Андреем Туполевым на основе бомбардировщика ТБ-4, АНТ-20 составлял 33 метра в длину с размахом крыльев 63 метра, что было на 15 метров больше, чем у самого крупного самолета того времени - немецкой летающей лодки Дорнье Do X.  Самолет был оснащен восемью поршневыми двигателями М-34ФРН по 900 л.с. Первоначально планировалась установка шести двигателей, но их оказалось недостаточно для тридцатитонного гиганта. Обладая довольно скромной скоростью (до 220 км/ч), АНТ-20 отличался высокой степенью комфорта, столь нетипичного для советской авиации 1930-х гг. До 48 пассажиров могли разместиться на площади в 100 квадратных метров. Внутри салона их встречали просторные кресла, ковры, столики с настольными лампами и занавески на окнах.  Отдохнув в спальных каютах, гости проходили к электрифицированному буфету, где их ожидали холодные и горячие закуски, а после следовали в библиотеку. Кроме того, для удобства пассажиров и экипажа на борту были туалеты, умывальники, склад для провизии и багажное отделение. «Максим Горький» мог служить в качестве транспортного или пассажирского самолета, бомбардировщика, воздушного штаба для военного командования или «борта номер 1» для руководства страны. Основным предназначением АНТ-20, тем не менее, оставалась пропаганда. Создатели смогли воплотить в жизнь практически все озвученные Михаилом Кольцовым идеи. Самолет был оснащен автоматической телефонной станцией на 16 номеров для связи между служебными помещениями. Пневматическая почта позволяла командиру судна обмениваться сообщениями с радистом и журналистами-агитаторами на борту. АНТ-20 оснастили мощным громкоговорителем, фотолабораторией и типографией, которая, благодаря установленной тут же специальной электростанции, могла напечатать за час до 10 тысяч листовок. Тем не менее, идея проецировать фильмы прямо на облака в полете оказалась технически неосуществимой. Поэтому решили устраивать кинопоказы прямо на аэродромах. К сожалению, жизнь гигантского самолета-агитатора оказалась недолговечной. Он успел предпринять лишь несколько успешных полетов. В одном из них участвовал Антуан де Сент-Экзюпери, несколько дней гостивший в Москве.    Весной 1935 года АНТ-20 собирались передавать в воздушный агитационный отряд имени Горького. Чтобы отпраздновать это событие, 18 мая устроили торжественный пролет над Москвой. Самолет поднялся в небо с 38 людьми на борту: сотрудниками завода, создавшими гиганта, а также членами их семей, включая семерых детей. В сопровождение отправили самолет Р-5 и истребитель И-5, чтобы наглядно продемонстрировать зрителям насколько огромен «Максим Горький». В полете пилот И-5 Николай Благин стал выполнять фигуры высшего пилотажа рядом с АНТ-20. Намереваясь сделать вокруг гиганта мертвую петлю, он не справился с управлением. Зависнув в верхней точке, истребитель, потеряв скорость, рухнул на проплывающий под ним «Максим Горький», влетев в его правое крыло.  Пролетев по инерции еще 10-15 секунд, АНТ-20, разваливаясь в воздухе, рухнул на дачный поселок Сокол. Всего погибло 49 человек: 38 пассажиров и 11 членов экипажа, а также пилот И-5. Как выяснилось в ходе расследования НКВД, за час до катастрофы представители киностудии В. Ряжский и А. Пуллин без санкции руководителей полетом, ради красивых кадров настояли на выполнении Благиным фигур высшего пилотажа вблизи самолета-гиганта. Оба они были привлечены к уголовной ответственности.
Комсомольцы завода Стандартбетон купаются обнажёнными в Москва-реке . Красногорск, 1940 г.
Советский разведчик И. Демченко, вооруженный пистолетом-пулеметом ППШ, на берегу реки Днепр, 1943 г. Автор фото : Иван Шагин.
Жак Ширак и Владимир Путин. Польша, 2005 г.