#мнение_пкр
Снова о "ПСИ", жанрах и вдохновении...
Попробуем, наконец, поставить все точки над "Е" ?
Сочиняла я пост на одну тему, но меня триггернуло и, отложив тот пост, решила написать на другую... (вдохновение, оно такое, непредсказуемое) ?
Мнение других авторов я уважаю, каждый имеет право высказаться, я лишь за здоровое общение и конструктивную полемику, ведь, как говорится, "в споре рождается истина". Главное, чтобы в споре она и не умерла :)
На фоне внезапной популярности "ПСИ" всё чаще встречается мнение, что Шут...черезчур сильно "вдохновляется" другими произведениями. Давайте в этом разберемся. ?
Сразу скажу я не буду с пеной у рта доказывать, что Шут гений, а остальные фуфло. Я в равной степени уважаю творчество авторов и в числе моих любимых новелл не только ПСИ, но и КЗТ, и СН1,2, и ЦиОТ и новые новеллы. Поэтому обвинить меня в предвзятом отношении не получится?
Отойдем от "ПСИ" и поговорим немного о плагиате, вдохновении и о жанрах в литературе и кинематографе.
Развитие культуры в целом происходит под взаимным влиянием и обменом творческими идеями. А наш современный мир невозможно представить без регулярных сканадалов, связанных с "плагиатом" - будь то в музыке, литературе или кинематографе.
Давайте вспомним яркие современные "произведения".
Небезизвестный кринж "50 оттенков серого" изначально был фанфиком по мотивам "Сумерек", не менее кринжовый цикл романов "После" - это фанфик по мотивам "50 оттенков серого", а образ ГГ вообще был "скопирован" с Гарри Стайлза. Вот это автор вдохновилась, так вдохновилась ??
Известная в кругах фанфикшена и подросткового фэнтези Кассандра Клэр была обвинена другой писательницей в плагиате. Мол, мир в цикле "Орудия смерти" похож на ее мир "Темных охотников". При этом сама Кассандра однажды была поймана на откровенном плагиате, когда почти дословно стянула главу с какого-то фанфика. Вот это плагиат 70 уровня.
Подобных случаев тысячи. А я считаю так - кради, Единого ради - так делают многие - но делай это с умом ?
Давайте теперь мягко двинемся в сторону жанров. Постапокалипсис. Его можно назвать поджанром фантастики - он достаточно обширный и характеризуется одним специфическим свойством - действия происходят "после глобальной катастрофы", во время, когда "какие-то события в мире прошли точку невозварата" . В оболочку постапокалипсиса можно завернуть вообще всё - космооперу, киберпанк, антиутопию, повседневность - границы это жанра очень условны, зачастую размыты, всегда существует в синтезе с другим жанром и в чистом виде его никогда не встретишь.
Двинемся ещё чуть глубже и вспомним такой жанр, как антиутопия, которая так же является сливающимся жанром и зачастую идет рука об руку с другими жанрами. Не буду объяснять долго, а просто процитирую: "Антиутопия – жанр, описывающий государственный или мировой уклад, в котором при изначальном стремлении к идеальному существованию для всех обитателей складываются негативные тенденции развития".
И вот тут у нас "зарыта собака". Антиутопия в своем фундаменте имеет железобетонное основание - это ВСЕГДА будет общество с прогрессирующим расслоением и недовольством в нижних слоях, ведущих к восстаниям.
Яркие представители антиутопии - "1984", "Мы", "Атлант расправил плечи", "145 по Фаренгейту", "Рассказ служанки", "V - значит вендетта".
Еще более сужаем жанровый круг и приближаемся, собственно, к синтетическому жанру, который ближе всего к "ПСИ" - постапокалиптическая антиутопия (+ преобладание паранормальной фантастики в случае с ПСИ).
Мы плавно подошли к самой новелле "ПСИ" и уже набившем оскомину сравнением с остальными типичными представителями жанра постапокалиптической антиутопии. Промелькнувшее недавно сравнение с миром "Голодных Игр" и "Разрушь меня". Да, согласна. Но согласна я лишь в том, что жанрово - это одно и то же. А еще то же самое - "Дивергент", "Делириум", "Бегущий в лабиринте", "Бегущий человек", фильмы "Я, робот" и "Сквозь снег", сериал "Темное зеркало", аниме "Эрго Прокси" и "Технолайз", да даже трилогия "Матрица". Мало? Держите "грогге" - мюзикл-фильм "Рипо! Генетическая опера". И это лишь то, что я вспомнила сходу, не напрягаясь и не ища что-то специально. Есть еще один явный пример из кинематографа, и я думаю, многие поймут уже сейчас, о каком фильме идет речь...но о нем чуть позже и развернутей.
Сложно что-то предьявить автору, который пишет в специфическом жанре постапокалиптическая антиутопия, потому как выбрав этот жанр, зачастую у него уже есть основание, которое нельзя изменить (повторюсь) - это мир, после какой-то катастрофы, да еще с расслоенным обществом. Скажем так - это классика, это некое табу для этих жанров. В остальном - полная свобода действий.
Обвинять в похожести авторов, которые творят в одном жанре по меньшей мере - глупо. Без обид. К слову к самим "Голодным Играм" так же есть вопросы, ведь критики еще долго припоминали франшизе ГИ вышедший в 2000 году фильм "Королевская битва". ? Вот тут как раз мы имеем дело с легким бризом плагиата..... ?
Что касается споров по поводу трех поднятых пальцев вверх... Начнем с того, что это как минимум жестовая адаптация греческой буквы "пси" - именно эта буква является знаком псиоников. В книге "ГИ" схожий жест несет смысл "признательности и восхищения". А в реальном мире его использовали при политических скандалах в Тайланде, этот жест стал солидарностью среди антиваксеров... ? Поэтому даже если Александр в своей новелле заимствовал этот жест, это уже не будет плохим тоном и плагиатом, потому как он уже давно вышел за пределы франшизы.
Краткость не моё, но потерпите, осталось немного :)
Чем вдохновляются люди творчества? Да чем угодно...музыкой, картинами, чужими произведениями. Есть тут фикрайтеры? Чем вы вдохновляетесь? Правильно, изначально свое вдохновение они черпают из того произведения, фанфик по которому они пишут, а потом уже вдохновляются остальным... Стоит просто открыть известный сайт с фанфикшеном и увидеть СКОЛЬКО фанфиков написано по КР, раздвигая границы, запертые в программном коде (о, как сказанула ?) Так почему же и наши авторы не могут чем-то вдохновиться настолько, чтобы создать новеллу, похожую на какой-то фильм и книгу?
Собственно, на сладенькое.... ?
Я поклонник фильма "Эквилибриум" и не скрою, что изначально мой глаз зацепился именно за Иво Мартена, ведь явно референсом послужил Джон Престон (мне нужно было срочно закрыть подростковый гештальт ?). Но только ли во внешности дело?
"-Я жил, чтобы сохранять наше великое общество. Служить Либрии...
- Это круг, вы живёте, чтобы продолжать жизнь..."
Хмм, какой знакомый смысл, вы так не думаете? Давайте отбросим поправочку на то, что Престон был под "прозиумом". Если очень ёмко - что Престон, что Мартен - карьеристы, преданные идее о благе общества и благополучии людей. Они сдержаны, строги, их шаги обдуманы, всё продумано наперед. Но однажды... Один случайно пропустил дозу "прозиума", а второй случайно узнал чужой секрет. И миры перевернулись с ног на голову. Всё, во что они верили - рушится - вокруг ложь и обман. Оба в итоге идут по пути революционеров, готовых разрушить губительную систему. Что Престон, что Мартен, являются в некотором роде "палачами", но стремятся всё делать, опираясь на закон, задумываясь о легитимности своих действий и вынесений приговоров (в случае с Мартеном).
"- Вы должны понять, Престон. Что хотя вы или даже я, можем не всегда соглашаться - это не имеет значения. Наш долг подчиняться безприкословно воле Вождя. Зовите....зовите это верой... Она у вас есть, надеюсь.
- Да, я верю".
В обоих случаях во главе религиозный человек - Вождь(Отец)/Викарий. Контроль за исполнением законов возложен так же на религиозные структуры - Тетраграмматон/Инквизицию. Что те, что другие ликвидируют "несогласных". В обоих случаях схожий сюжетный поворот, связанный с антагонистами. В "Эквилибриуме" настоящий Вождь мертв, а реальная власть в руках вице-консула, который не так прост - пропагандируя запрет чувств, сам является "эмоциональным преступником". В "ПСИ" Викарий живее всех живых, так же оказывается не тем, за кого себя выдавал много лет, к тому же являясь псиоником, намеревался создать "фермы псиоников" и восстановить проведение опытов над псиониками.
"- Вы просили меня стать преданным инструментом Вождя. Я готов. Сегодня. Я хочу доказать свою веру.
- Сделай это."
Ох, Шут, ну вы и тролль, батенька. Мы сначала не поняли, зато потом каааак поняли....
"-Сегодня же....<...> Решайтесь, Викарий.
- Благословляю, Приор. Мы сделаем это".
После этих слов все дружным строем (что в фильме, что в новелле) идем вершить переворот. Занавес, без комментариев :)
Возможно, кто-то подумает, что это "камень в огород" Шута, но поспешу вас разуверить, не дав возможности хейтерам сказать "ага, мы знали, что Шут никакой не гений". Этот пост создавался с другой целью. А перед Александром я в очередной раз снимаю шляпу. Ведь как написал Т. С. Эллиот в своём эссе: "Незрелые поэты подражают, зрелые – крадут; плохие поэты уродуют то, что заимствуют, а хорошие поэты преображают в нечто более совершенное или, по крайней мере, в несколько иное».
Какая разница каким фильмом или книгой вдохновлялся Александр, когда он создал потрясающий объемный мир, подаривший нам Лу, Иво, Кея, Йонаса, Марка и остальных героев... Героев-личностей, со своими характерами, переживаниями, мировоззрениями, целями. Тот же Джон Престон на фоне Иво Мартена смотрится проще, когда как Иво получился более глубоким персонажем. Какая разница что и откуда он перенял, когда у него получилась цельная, объемная история, не оставляющая за собой сюжетных дыр. И, наконец, кому какая разница, если "ПСИ" умудрился подвинуть такого мастодонта рейтинга, как "СН"? Это значит, что Шут всё сделал правильно.
Спасибо за внимание ♥️