ㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤ#кр_мнение@roroclub ?
ㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤхㅤхㅤх
ㅤㅤㅤㅤㅤ#romanceclub #клубромантики
О путанице в терминах и феномене ПоКН.
Пролог. Меня очень долго не было в фандоме. Помню, как на карантине нам с подругой было скучно, и насмотревшись мемов про доставляющую всем проблем Мию, решили посмотреть, что такое этот ваш «Клуб Романтики». Копили алмазы на дорогущие шмотки Вики, чтобы Люцифер на один слайд обратил на нас внимание, строили теории, разводили вечные споры на тему Макс/Виктор, читали мнения и оставляли комментарии. А потом карантин закончился. Я оставалась подписана на паблики, в том числе на этот, периодически в ленте мелькали приколы с уже незнакомыми персонажами и в какой-то момент чувство ностальгии перевесило, и я снова окунулась в Рожденную Луной. Потом, по инерции, добилась Джейка в Высоком Прибое. Прочитала интригующую по описанию и отзывам Теодору, перепрошла Секрет Небес, открыла вторую часть и, в ожидании обновы, решилась попробовать Кали: Зов Тьмы и ту самую Песнь о Красном Ниле. Потому что такого ажиотажа я не видела, кажется, даже во времена хайповой первой СН. И тут заметила, что мнения игроков колоссально разнятся, от «Амен, Амрит, А(подставьте другой набор букв), возьми меня в жены!» до «Неужели людям главное просто сексом заняться с персонажем, а на дыры в сюжете, слабый текст и прочие косяки все просто забили?». Собственно, начала разбираться, кто и когда переобулся и почему.
Глава 1. О визуальных новеллах, отомэ-играх, и дейт-симах.
Чтобы лучше понимать ход моих мыслей, предлагаю вместе разобраться в очень похожих между собой понятиях, приведенных выше. У кого не спроси, любой ответит, Клуб Романтики – визуальная новелла. Соответственно, я, как игрок и читатель, предъявляю к КР определенные требования. Правомерно ли это вообще?
Визуальная новелла – жанр компьютерных игр, подвид текстового квеста, в котором зрителю демонстрируется история при помощи вывода на экран текста, статичных (либо анимированных) изображений, а также звукового и/или музыкального сопровождения.
Звучит как классическая история Клуба Романтики. В историях мы видим конкретный поджанр ADV (adventure). В отличие от следующих жанров игр, в ВН сюжет играет не последнюю (а то и самую важную) роль. Это не просто интерактивная книжка, где главная цель – затащить всех персонажей в постель. В отличие от многих интерактивных книг фабула в ВН сложная, характеры персонажей – глубокие, мотивации – прописаны, а главное - выборы действительно влияют на сюжет.
Есть схожий жанр игр – дейт-сим, где главной целью игрока является добиться успеха в романтических отношениях с другими персонажами. Поскольку здесь упор делается не на сюжет, а на романтику и сексуальные сцены, выбор персонажей шире, но прописаны они зачастую более поверхностно. Зато нарисованы хорошо, с выпирающим сквозь обтягивающую футболку прессом, развевающимися на половину экрана волосами, высокие – как на подбор, в общем. Очень важная роль в создании подобных игр принадлежит контакту с целевой аудиторией. Вам больше нравятся мачо или комфортики? Блондины, брюнеты, шатены, рыжие? Студенты или школьники? Или уверенные в себе и своем кошельке мужчины с компанией по производству крышек от пива за спиной? А остальное… Чаще всего действие сосредоточено в школе/колледже/ВУЗе, иногда это фэнтези с прекрасными эльфами и саркастичными демонами. Сюжет линейный, многообразие концовок зависит от того, сколько персонажей вы успели затащить в постель и сколько из-за этого решили совершить самовыпил. Утрирую, но хочу донести саму суть игр и разницу, между ВН и ДС. Первое – сюжет. Второе – романтика.
С отомэ-играми все проще. По сути, это ДС для девочек. На выбор несколько мужчин, гораздо реже – девушки. Мути с кем хочешь и сколько хочешь. Протагонист всегда (абсолютно всегда, нет исключений) девушка, за которую мы и играем.
И вроде бы сам КР позиционирует себя скорее как визуальная новелла со всеми присущими жанру особенностями, но нигде, ни в плей-маркете, ни на официальном сайте как ВН не котируется. Сборник историй – все. На некоторых сайтах считается, что КР – типичная отомэ, что тоже нельзя принимать за правду. У нас есть как минимум один мужчина-протагонист, как минимум несколько историй, где во главу поставлен именно сюжет, раскрытие персонажей и становление главной героини, а не стремление переспать со всеми в истории (ПвТ, ЛсЗ, Пси, Теодора, ЛИ, ТС, ПВ, Арканум и др.). И вроде мы можем предъявлять к игре все требования по стандартам текстовых квестов (на секундочку, Interactive fiction, что в дословном переводе – интерактивная художественная литература), но чтобы предъявлять претензии к истории, нужно четко понимать, в каком жанре, как и для кого она написана.
Глава 2. О визуальных новеллах замолвите слово.
Теперь я понимаю, что мне подходят визуальные новеллы в официальном понимании данного жанра, с упором на сюжет и мир вокруг героев. Потому что лично для меня хороший текст – тот, который переносит меня в историю. Когда я читаю и закрываю на секунду глаза, то хочу видеть мир, который описывает автор, хочу в нем остаться, исследовать его. Хочу читать о персонажах, которые показаны с самых разных сторон, персонажах неоднозначных, со своими мечтами, страхами, целями и мотивацией, персонажах влюбляющих в себя, отталкивающих, пугающих. Хочу, чтобы в сюжете не было логических дыр, за которые невольно цепляется сознание, возвращает к ним и вместо погружения в историю заставляет думать «до этого вы стелили гладко, но тут я начала что-то подозревать» о неправдоподобности происходящего.
И понятно, что сценаристы КР вовсе не гениальные писатели с кучей наград и колоссальным опытом. Все допускают ошибки, теряют нить повествования, прописывают сомнительную динамику (в самом сюжете и между персонажами). Но.
Можно не любить Алису, но сложно не уважать ее за поднятие важных тем в Аркануме: искупление вины перед самим собой, созависимые отношения, проблемы отцов и детей, в сеттинге второго сезона – противопоставление природы и техники, познания эмпирического и теоретического.
Арина в Теодоре замахнулась на раскрытие темы войны в первом сезоне, но не довела ее до предела, сделав добро и зло однозначными. Ее Фридрих получился скорее исключением из правила «все немцы злые», чем символом неоднозначности поступков и слов «оси». Но в Теодоре Арина показала прекрасную главную героиню – очень живую, яркую. Провела нас через ее «вечность» на Земле, затронула важную философскую тему о смерти и бессмертии. В сеттинге третьего сезона (как и в ЛВ) – расширение роли этнических групп в жизни общества, актуальное как никогда.
Шут от динамичной, немного наивной РЛ вырос к очень неоднозначной Пси, где церковь – не истина в последней инстанции, но, так или иначе, обеспечила выживание людей в постапе. Показал нам Лу – тоже героиню многим неприятную, но очень жизненную, в чем-то грубую, озлобленную, прямую, с добрым сердцем и искренней целью «сделать лучше».
Я привожу в пример именно эти истории и именно этих сценаристов, потому что они ярче всех выполнили одну из главных функций литературы для меня: побудили к самовыражению и рефлексии. Читая эти истории, мне хотелось писать, мечтать, создавать и рассуждать. И я бесконечно благодарна им за это.
Глава 3. Феномен ПоКН. И тут я приготовилась к хейту.
Назвала я для себя его так, потому что на примере ПоКН, наконец, увидела разницу между историями, приведенными выше (которые я так люблю), и историями до этого момента не упомянутыми (которые я не так сильно люблю). Возвращаясь к терминологии, Арканум, Пси и Теодора – визуальные новеллы. С фаворитами, но глобальным акцентом на сюжет и главную героиню. Все по законам жанра и все требования соблюдены. Но есть еще СН, КЗТ, КПС, ПоКН, Идеал и прочие истории, где во главе бала вовсе не сюжет. Да, он там есть и иногда вполне закрученный. Но, давайте взглянем правде в глаза, вы проходили последние два сезона КЗТ, потому что понятия не имели, кто окажется главой культа? Играете в СН2, чтобы победить всадников? Хотите увидеть развитие Деви как персонажа? Или читаете ПоКН ради отсылок к мифологии Древнего Египта, погружения в малознакомую культуру и детективного сюжета? Вам правда так важно узнать, кто убил Исмана?
Не буду говорить за всех, лишь подытожу то, что вижу в официальных группах Клуба Романтики. «Мы хотим подробный интим без цензуры», «Амен такой горячий», «У меня дыхание перехватило, когда Амрит поцеловал Амалу». Там нет почти ни слова про сюжет. Про сеттинг. Про главную героиню и ее изменения по ходу истории. И это вполне оправдано тем, что сами сценаристки не делают упора на данную сторону новеллы. В центре игрового процесса – отношения. Романтические, сексуальные, дружеские (если алмазов на все ветки сразу не хватает). Главная цель – заставить читательницу почувствовать себя любимой, обласкать ее через текст, дать описание процесса максимально чувственно и правдоподобно.
И это не плохо. Вообще ни разу. Нормально хотеть испытывать такие чувства от истории и ее персонажей. Но это не визуальная новелла. Это дейт-сим. Здесь есть сюжет, но он отходит на второй план, уступая место возможности романсить всех первостепенных и второстепенных фаворитов. Здесь есть сеттинг, но если он не позволяет дать читателям то, чего они так сильно хотят, легко можно ввести любые условности для исполнения желаний целевой аудитории. И контакт с этой аудиторией тоже есть и работает на все сто процентов: вам понравился вот этот статист на два слайда? Сделать его фаворитом? Получите, распишитесь.
Феномен ПоКН дает нам право четко разграничить истории в Клубе Романтики на два схожих, но в то же время далеких по своим особенностям жанра: визуальная новелла и дейт-сим. Возможно, там наверху это тоже осознают и называют Клуб Романтики просто сборником историй. Но мне кажется, что было бы честно как по отношению к читателям, так и по отношению к сценаристам, которые получают незаслуженные упреки в социальных сетях, разграничить внутри самого приложения истории «сюжетные» и истории «романтические». Потому что мы продолжаем просить у Арины горячий секс с котиком, а у Реми – последовательной динамики сюжета в первом сезоне Нила. Но им это не нужно. Арина пишет историю о Нове и магическом мире, а Реми – об Эвтиде, Амене, Ливии, Реймссе, Аше и других фаворитах.
Поклонники будут как у Арины, так и у Реми, каждому свое. И уже в рамках истории в конкретном жанре можно придираться, что ведьмы недостаточно магические, а Ливий – нюхач; к слогу автора, визуалу и прочим деталям. Но лучше ведь изначально заявить, о чем будет история, и не вводить читателей в заблуждение. Я открываю историю, надеясь получить Древний Египет, а получаю зажимания на каждом углу с бесконечным множеством фаворитов. А кто-то открывает Пси в надежде раздеть Иво и Кея одновременно (и чтобы именно Йонас их раздевал), а получают мрачные размышления о месте псиоников в обществе, сухой под тяжесть происходящего текст и зацензуренные постельные сцены за кровно собранные алмазы.
Почему мы не требуем от детектива-процедуриала элементов триллера и наоборот? От драмы - комедии, от фэнтези – фантастики, но продолжаем требовать от дейт-сима упор на сюжет, а от визуальной новеллы – больше сцен с фаворитами, если в обоих случаях это будет лишним?
Давайте просто кайфовать, когда получаем то, чего нам на самом деле хотелось. А если вам кажется, что до заданного уровня качества истории Клуба Романтики пока не дотягивают – почитайте книги в сходном жанре от писателей опытных и продолжайте следить за развитием сценаристов, давать аргументированную критику, корректно обсуждать, что вам понравилось, а что нет. Ведь именно это дает толчок к развитию, а вовсе не пожелания «не давать сценаристу больше никакие истории».
Эпилог.
Литература – это искусство. Литература интерактивная (и ВН, и дейт-симы) – тем более. И я повторю мысль вполне очевидную, которую я неоднократно высказывала в комментариях: это нормально – хотеть читать качественно написанную литературу. Пси не без огрехов, как и Арканум, ПоКН, СН2 и КЗТ и все прочие истории. Но я устала видеть, как люди выливают ведра с помоями на историю, которая не понравилась им не своим качеством, а самим жанром. Давайте критиковать истории, не забывая о том, как и для чего они пишутся. Не требовать от сценаристов больше, чем они хотят и могут дать конкретной историей. И, конечно, уважать их и друг друга. У меня все, спасибо за внимание.