Дух разных городов Если сравнивать объекты Всемирного культурного наследия, расположенные вдоль любых каналов мира, то у Великого китайского канала есть одна из величайших особенностей – он обладает инклюзивностью и способностью сочетаться с повседневной жизнью людей. Богатые и разнообразные объекты нематериального культурного наследия вдоль Великого китайского канала концентрируют в себе культурные традиции разных районов и городов по его берегам, подчеркивая их уникальный облик. Для Пекина роль Великого китайского канала в основном состояла в поставке важных материалов для строительства. Например, по этой водной артерии поступали кирпичи для императорского дворца из г. Линьцин (пров. Шаньдун). Когда Чжу Ди (1360–1424 гг.), третий император династии Мин, собрался перенести столицу в Пекин, то для строительства нового столичного города он потребовал в качестве дани высокопрочный темно-синий линьцинский кирпич, славившийся своим качеством. Сотни тысяч тонн этого материала были перевезены по Великому каналу в Пекин, принеся с собой ремесленные традиции и мастеровой дух древнего Линьцина. В 2008 г. более чем 500-летние «линьцинские технологии обжига императорского кирпича» были признаны национальным нематериальным культурным наследием. В 2016 г., словно пропутешествовав снова сквозь пространство и время, кирпичи из Линьцина опять прибыли в Запретный город для реставрации музея Гугун. Младший научный сотрудник Музея культуры Великого китайского канала в г. Ляочэн пров. Шаньдун Чжао Чжэн отметил: «Сообщества, сложившиеся на берегах этого водного пути, повсюду оставляли следы его культуры, которые сформировали благоприятную почву для экономического возрождения районов вдоль всего канала на западе пров. Шаньдун и строительства всего Культурного пояса Великого китайского канала». Находящиеся тут объекты нематериального культурного наследия не только сохраняются и развиваются почти в тех же условиях, в которых когда-то и появились, но и интегрируются во всю культурную систему Великого китайского канала, оказывая положительное влияние на нее. В г. Тайэрчжуан (пров. Шаньдун) сочетание южного и северного стилей проявляется в выступлениях с бамбуковыми лошадями и состязаниях на драконьих лодках, «приправленных» элегантностью древнего городка; в пров. Цзянсу местная ажурность и утонченность сквозит в сучжоуских садах, искусстве сказа с пением под аккомпанемент китайских народных инструментов и технологиях изготовления узорчатого шелка; в г. Тяньцзинь открытые и инклюзивные коммерческие и торговые традиции сплелись с жанром традиционного комедийного представления «сяншэн» и новогодними лубочными картинками в поселке Янлюцин... Везде привносятся богатые и полные жизнеспособности городские особенности, все сливается с богатой памятью этих мест, порождая культурную квинтэссенцию Великого китайского канала, отражая инклюзивность его традиций.