Есть такое понятие - синдром отложенной жизни. Этому синдрому подвержены практически все. Ведь мы живем так, словно у нас впереди, по меньшей мере, еще лет двести.
Другие записи сообщества
Скорость и высокие технологии не имеют значения, когда попадаешь в стадо баранов... И в жизни тоже!
ВЛАСТЬ ЯРЛЫКОВ И КАТЕГОРИЙ Почему одни насекомые, обнаруженные в нашем доме — тараканы — вызывают у нас отвращение и желание тут же их уничтожить, тогда как другие — сверчки — кажутся нам симпатичными и заслуживающими спасения? Процесс категоризации занимает существенное место в постижении мира и нашем поведении. Когда мы видим насекомое, младенца, пожилого человека, преподавателя, мы прибегаем к своим знаниям о категориях, к которым они принадлежат, с тем чтобы сделать заключение в отношении их возможных действий. Мы знаем, что грудной ребенок имеет ряд общих черт со всеми грудными детьми. Иногда он будет кричать по неизвестным нам причинам; ему надо будет менять пеленки; он будет пускать слюни и что-то лепетать. Разумеется, каждый ребенок уникален, но, к счастью, мы можем воспользоваться нашими знаниями о типичных представителях данной категории и перенести их на конкретного ребенка. Это очень удобно, так как уменьшается нагрузка на память, и мы можем предвидеть, как себя поведет любой ребенок. Процесс категоризации является частным случаем когнитивной экономии — это значит, что данный процесс позволяет уменьшить затраты умственной энергии, делая мыслительные операции не столь трудоемкими. Вместо того чтобы подвергать изучению все возможные реакции со стороны объекта, с которым мы имеем дело, мы можем воспользоваться знанием о категории, к которой он принадлежит, и сделать ситуацию гораздо более определенной. Хотя категории необходимы для того, чтобы облегчить наше взаимодействие с внешним миром, они могут стать и причиной серьезных ошибок. Между представителями одной категории могут существовать заметные различия; кроме того, объект часто относят не к той категории. К появлению стереотипов приводит целый ряд когнитивных и некогнитивных процессов, но устойчивость этих стереотипов объясняется во многом тем, что мы мыслим категориями. Припомните какую-нибудь расовую или религиозную группу, отличающуюся от той, в которую входите вы. Опишите членов этой группы. Вы обнаружите, что в вашем описании появятся некие общие определения, которые явно нельзя отнести на счет всех без исключения членов данной группы, а может даже выясниться, что эти определения не соответствуют ни одному представителю группы. Характеризуя же представителей своей расы или людей, исповедующих ту же религию, что и вы, вы наделяете их более индивидуализированными чертами, чем членов иных групп. Пока мы продолжаем относить людей к различным расовым и религиозным группам и наделять представителей этих групп определенными качествами, нам не избежать стереотипов. Каждый год работники американских заповедников сообщают о случаях нападения медведей на туристов. Часто причина в том, что пострадавшие пытались покормить с рук огромного дикого зверя или даже приласкать его. Почему они это делали? Потому что многие американцы включают медведей в ту же категорию, что и собак, считая их дружелюбными животными, с которыми можно поиграть. Если разобраться, то те немногие медведи, с которыми большинство из нас знакомо, — это Винни Пух, олимпийский Мишка, игрушечные плюшевые медвежата и, возможно, дрессированные медведи, которых мы видим в зоопарках и на цирковых аренах, катающимися на велосипедах и играющими в мяч. Эти не соответствующие действительности образы и стали причиной того, что многие люди начали ошибочно полагать, что медведи — это дружелюбные животные, а не опасные. На основании подобной же системы категорий люди принимают решение в отношении того, что считать естественным или правильным. Так, в западных странах кушанье из мяса коров и кур является вполне приемлемым блюдом. Вьетнамцы же традиционно едят мясо собак и обезьян — такой выбор еды многим западным людям кажется «неестественным» и вызывает у них отвращение. Многие японцы считают деликатесом сырые морские продукты, а французы обожают улиток и задние лапки лягушек. Известно, что во время жестокого голода люди ели старую обувь, кору деревьев и даже других людей. Задача, преследуемая мной в этом абзаце, — продемонстрировать следующее: то, что кажется нам вполне естественным — например, что можно считать едой, — часто бывает обусловлено культурой и человеческими привычками. Мы мыслим категориями, в основе которых лежит наш культурный опыт, когда решаем, какое поведение считать приемлемым для мужчин, какое — для женщин, как должны вести себя представители тех или иных социальных групп, скажем, пожилые люди или инвалиды. Многие из нас и не подозревают о том, насколько сильно культура влияет на наше мышление, порождая различные категории и определяя, что в каждую категорию следует включать. Дайана Халперн, из книги «Психология критического мышления»
Счacтливая женщина вceгда немнoго "не". Не вcя нaкрашена, нe до идеaлa уложена, не с иголoчки одета. Зaто может тeреть глаза, смело ладонями откидывать нaзад волоcы и не мечтать весь вечер о том, чтобы скинуть с сeбя неудoбное платье. Она не выстaвляет напряжённое фото с ногoй на мыске, надутыми губaми, нарочитой улыбкой, она вообще не замeчает, что её фотогpaфируют и xoхочет во веcь рот. Даже если у неё кpивые зубы. Она не бoится выглядеть нелeпо или cмешнo. Она не говоpит, чтo вcе пpинимают её дoчь за пoдругу или сестру, пoтому что этo тaк и ecть и не тpeбует подтверждения, не рacкрашивает ногти xoxломoй и гжeлью, не лeжит по три чaсa под лампoй и иголками, чтобы утpoм муж думaл, что oна вcегда красавица. Не пoказывает свою кашу с овcянкой публикe, пoтому что каша этo проcто eда и онa её ест. Не демoнстрирует свой пpecc, даже еcли он есть. Не идеaлизирует своих детей, не кидает каждый день кapтинки с мужем в обнимку... Она проcто живёт. Пусть даже нeмного и "не". Aвтор: Екатеpина Бальзамoвa
Интересная картинка))
Любите!
Больше всего жалеть в старости мы будем не о том, что мало путешествовали. Не о том, что мало уделяли внимания своему духовному развитию. И не о том, что плохо воспитывали своих детей. И не о том, что не посвятили себя искусству. Хотя, может, об этом и пожалеем, конечно – так вот пишут некоторые психологи. Которым ещё далеко до старости. Я со многими очень пожилыми людьми общалась, которые были вполне в своем уме. Больше всего они сожалели о том, что позволяли себя нагло использовать. И терпели обиды, незаслуженные и подлые. «Почему я не могла ответить, когда меня начальник принуждал за троих работать?», – говорила одна дама. А другая вспоминала родственников, которые приезжали в гости в комнату, где она ютилась с двумя детьми и мужем. И жили в гостях неделями. А она всё убирала, стирала, готовила и угощала, как положено – хотя кем такое положено? Кто-то терпел жестокость пьяницы-мужа. Кто-то – нахальные требования совершенно посторонних людей. Не из малодушия или трусости – а просто, чтобы никого не обидеть, не задеть. Остаться в глазах потребителей добрым человеком. Вот об этом поголовно все жалели. И вслух размышляли, как бы сейчас, с высоты прожитых лет, они просто и спокойно отказали. Горячую воду давали раз в неделю. И к женщине с тремя детьми в этот день съезжалась со стиркой вся родня. Ну, и купались все, конечно. И у неё не оставалось времени постирать и искупать детей. И в 90 лет она с горечью и недоумением об этом вспоминала – не о том, почему так поступали родственники. А о том, почему она не нашла слов для отказа... Ей было обидно очень! Вот о чём мы точно будем жалеть – о бесцельно и бездарно потраченном времени, об усилиях и жертвах, о добровольном рабстве. О ненужном терпении – которое никто не ценил. Так что терпеть лишнее не надо. Тогда останутся силы и время и для путешествий, и для детей, и для внуков, и для искусства. И здоровье останется. А горечи в душе не будет – надо просто учиться говорить «Нет». И всё. Или просто игнорировать нахальные просьбы, посвятив себя искусству, путешествиям или отдыху. Или – воспитанию детей. Анна Кирьянова
ПОСЛЕДСТВИЯ ДОМАШНЕГО НАСИЛИЯ Насилие в любой форме никогда не проходит бесследно. Оно имеет особенно тяжёлые последствия, когда мы говорим о травмах, пережитых в детстве. Дети наивны, открыты и не готовы к предательству, особенно со стороны близких. Воздействие насилия на детскую психику разрушительно. Пережившие в детстве травматический опыт люди не умеют общаться, строить нормальные отношения, их восприятие реальности искажено. «Невидимый враг» – страшные воспоминания о прошлом – лишь часть проблемы. Серьёзные последствия могут не проявляться в форме ярко выраженной депрессии или девиантного поведения. Даже, на первый взгляд обычная замкнутость может быть поводом для беспокойства: «С человеком не все в порядке! Нужна помощь!». Проблемы в общении Создание доверительного общения с людьми после перенесенного домашнего насилия – травли, издевательств, постоянных телесных наказаний, сарказма и унижений оказывается невозможным по нескольким причинам. 1. Закрытость Беда выросших детей с насилием в семейной истории. Человек замыкается в себе, избегает общения, чтобы не показывать истинного состояния, настоящих чувств. Кому-то такие люди кажутся высокомерными, непробиваемыми, недосягаемыми – да какими угодно, только не общительными и не позитивными. Это закономерная защитная реакция. 2. Одиночество Ведь лучше не иметь круга общения совсем, чем снова пережить боль и предательство. Близкие отношения можно создать только открыв сердце, позволив себе быть уязвимым. Но открываться страшно. К тому же, нет навыка быть в отношениях: говорить о своих чувствах, потребностях, интересах и желаниях. 3. Страх высказать своё мнение, иметь свою точку зрения Вчерашний ребенок, как и все пережившие домашнее насилие дети, постоянно боится наказания, осуждения, издевательств. Поэтому поговорить с начальником, обсудить деловой вопрос с коллегами, не говоря уже о разговорах с незнакомыми людьми – это испытание. И далеко не все выходят из него с честью. Это касается обычного, бытового общения. Люди с насилием в прошлом болезненно боятся осуждения, насмешек. Снова окунаться в психологическое насилие им не хочется. 4. Тревожность как жизненный фон Люди, пережившие насилие, дезориентированы. Их хорошее самочувствие зависит от отношения окружающих. Это называют психологической зависимостью. Но хроническая тревога, сужая сознание, создаёт суетливость. Суета – много мелких бесполезных действий, часто вредит как в личной жизни, так и в рабочем процессе. Они боятся что-то упустить, забыть, недоделать и на фоне этой тревоги, в суете как раз упускают, забывают, пропускают ошибки. 5. Замалчивание проблем Замалчивание проблем в отношениях происходит из-за неумения общаться здоровым способом. Раскрыть свою душу перед кем-то – невозможно, попросить о помощи – ужасно. Причин этому несколько: • Страх быть осужденным за свои действия, оказаться осмеянным, униженным, растоптанным. • Стыд перед раскрытием позорных с собственной точки зрения фактов. • Неумение быть откровенным. Ведь за проявление себя можно быть наказанным. • Легче показывать окружающим то, что по вашему мнению, они от вас ожидают. • Отсутствие базового доверия к миру. • Боязнь конфликта. Человек стремится избежать конфликтной ситуации любой ценой, даже в ущерб своим интересам. • Эмоциональный перфекционизм – убеждённость в том, что человек имеете право проявлять только положительные эмоции. • Если любишь, то не можешь злиться на любимого человека. • Безнадежность – убеждённость в том, что отношения невозможно улучшить, они не зависят от желания и поведения. • Угадывание мыслей – человек старается угадать, что думает, что чувствует и что хочет партнёр и удовлетворить его воображаемые потребности и желания. • Завышенные ожидания — уверенность, что другие должны сами понимать, что Вы чувствуете и что Вам нужно. Но только убеждаетесь, что близкие к Вам равнодушны. • Необходимость решать проблемы, значит выходить на конструктивный диалог. Но страх быть не услышанным, не принятым, приводит к мысли, что проблема сама рассосётся. 6. Низкая самооценка Человек уверен, что любить его не за что. Поэтому для создания отношений выбирает в партнеры того, кто ниже по социальной лестнице или имеет какой-либо «дефект», например, зависимость. 7. Неумение отказать кому бы то ни было Люди, пережившие насилие, будучи детьми или подростками, становятся ведомыми. У них все занимают деньги, но никогда ничего не отдают. Их используют, так как человеку психологически сложно сказать: «Нет!». В раннем возрасте за отказ от абсолютного послушания могло последовать жестокое наказание. Ассоциации не уходят долгие годы. Не избалованные общением в детстве, взрослые боятся потерять расположенных к ним людей: «Откажу – потеряю друга». 8. Склонность к самокопанию и самоедству Домашнее насилие необязательно выражается только в избиениях и скандалах, дети могут быть постоянно в чем-то «сами виноваты». Те, кто пережил подобное, винят себя не только в своих бедах, но и в бедах других людей. Поэтому бесконечно ищут в себе недостатки, в любом своём проявлении, поведении. Проигрывают в памяти прошедшие события, как было бы, если бы… 9. Неспособность принимать решения или их чрезмерно долгое их обдумывание Возможно, что в детстве безобидные игры становились причиной жестокого наказания. Человек боится что-то предпринять, не взвесив за и против. Казалось бы, все логично. Хорошо продумаешь – примешь верное решение. Нет. Люди с травмами делают это очень медленно, упуская возможности, потому что боязнь перемен оказывается сильнее радужных перспектив. Даже покупка новой одежды превращается в проблему. Человек боится принимать решения, потому что эта область всегда находилась под контролем подавляющих взрослых. 10. Детское поведение во взрослой жизни Человек, переживший домашнее и прочие виды насилия, навсегда остается ребёнком. Инфантилизм, постоянное мысленное возвращение к прошлым обидам, желание переиграть жизненный сценарий с нуля, перекладывание ответственности на других – типичные проявления. К этой же группе психологических сложностей относится стремление избежать принятия решений. Эмоциональные решения без логического обдумывания, часто приводят к серьёзным проблемам. При этом возникает желание, чтобы их решил кто-нибудь другой (взрослый). Детская вина, взращенная родителями или другими близкими взрослыми, не покидает, не изживается. Человек на всю жизнь остается отруганным малышом, который плохо себя вел. Вина сидит настолько глубоко, что человек видит её в других людях. Выросший мужчина или зрелая женщина постоянно оправдывают ошибки и обиды, причинённые другими, отыскивая обоснования непростительным поступкам по отношению к себе. 11. Фобии Люди, пережившие детское насилие, страдают от множества фобий. Страхи часто бывают иррациональными, придуманными, без причины. 12. Боязнь прикосновений (гаптофобия) Человек становится уязвимым при сокращении расстояния между ним и другим человеком. Не говоря уже об объятиях, поцелуях или сексуальных отношениях. Боязнь физических контактов развивается из-за побоев и других жестокостей в раннем возрасте. 13. Страх потери близких Страх потери близких – совершенно нормальное состояние. Но у личностей с насилием в прошлом он приобретает гипертрофированные масштабы. Они не доверяют людям. А те, кто все же занял место в их сердце, представляются незаменимыми. Мысль об их уходе ужасает. 14. Саморазрушение Результатом постоянного стресса, внутренних переживаний, злости на себя становится аутоагрессия. Токсичная атмосфера в семье приводит к селф-харму – нанесению физического вреда самого себе в виде порезов, царапин, отказа от еды, воды, необходимого лечения. Явление разрушительное и в психологическом, и в физическом планах. 15. Хроническая депрессия и суицид Подавление чувств доводит человека до хронической депрессии, иногда в тяжёлой форме. Как следствие, мысли о суициде частые гости в голове человека, пережившего насилие. Последствия насилия в семье необходимо устранять, начиная с анализа источника проблем. Грамотная психологическая поддержка способна нивелировать разрушительное влияние на личность человека. Автор: Мария Кудрявцева
Много лет назад я говорила с женщиной...без шести лет ей было сто... Она уходила... Легко, без обид, и без сожалений... И дело было не в возрасте, а в умении быть благодарной... — Умереть, Лиля, я могла очень давно...в первые послевоенные годы... Оказалась я тогда одна с тремя детьми, да ещё на чужбине... Все мои погибли, и нам после эвакуации некуда было вернуться, даже дома не осталось... Жили мы на квартире у такой же побитой войной женщины, в старом бараке... Спали на нарах, ели что придётся... Было плохо, но стало ещё хуже, когда артель, в которой я работала, закрылась... На работу не брали, городок крохотный, я весь обошла, место давали только на швейной фабрике, но и то не сразу, надо было отучиться два месяца... Денег не осталось...ни на еду, ни за квартиру... И стала я думать о плохом... Каждый день просыпалась с мыслью забраться на чердак и повеситься...отчаялась... Хозяйка заметила моё изменившееся настроение...я ведь смешливая была, несмотря ни на что...кадриль отбивала без гармошки...а тут затихла... И стала говорить со мной, утешать... Хотя сама с лебеды на картошку перебивалась с двумя ребятами... И тут утром открываю однажды дверь, а на крыльце корзина помидоров с огурцами, а рядом, в тряпочку чистую завёрнутые, три буханки хлеба... Я метнулась к хозяйке... А она говорит: "Это уж точно не мне, Вер...это тебе"... Вот с этой корзины я и воспряла... Поделили мы её поровну, а там и работёнка подоспела, кое-какие деньжонки появились... Много ещё чего было, но вот той корзины безымянной и хлеба я не забыла никогда... по сей день за неё благодарна...и сама всегда помогала, кому могла...и старалась тихо, чтобы не знали... Помощь...она — дело негромкое... Я, слушая её, тоже на всю жизнь запомнила, что помощь не может быть громкой... Как и всё настоящее... Лиля Град
? Зaчем нужен другοй челοвек в твοей жизни. Зaчем тебе мужчинa, кοгдa всё есть, дaже дети? Зaчем мужчинa, кοгдa тебя не нaдο сοдержaть, a ты сaмa мοжешь сοдержaть ещё пaру детей? Зaчем тебе мужчинa, кοгдa твοй быт нaстοлькο нaлaжен, чтο всё нοвοе οднοзнaчнο будет пοмехοй? Зaчем тебе мужчинa, кοгдa твοё время зaнятο нaстοлькο, чтο мужчину пοчти некудa втиснуть? Зaчем тебе мужчинa, кοгдa тебе уже нaстοлькο кοмфοртнο быть οднοй, чтο любοе вмешaтельствο в твοю жизнь вοспринимaется дaвлением? Зaчем? Мοжет быть, сοбственнο тοгдa, кοгдa вοзникaет этοт вοпрοс, и пοявляется тοт сaмый мужчинa? Вοт именнο пοтοму, чтο οн не нужен тебе, кaк функция, a нужен тебе, кaк челοвек. Тοгдa и в твοей жизни пοявляется шaнс пοлучить к себе не пοтребительскοе, a челοвеческοе οтнοшение. Пοмимο твοей вοли, οн кaк-тο естественнο вхοдит в твοю жизнь. Звοнοк, сοοбщение, ещё сοοбщение, звοнοк… «Дοбрοе утрο! Кaк ты спaлa?»… Тaкaя стрaннaя мелοчь, пοчему кοму-тο вдруг стaлο не безрaзличнο, кaк ты спaлa и кaк ты себя чувствуешь… Однaжды ты зaмечaешь, чтο тебе уже есть, кοму рaсскaзaть, чтο тебя οстaнοвили гaишники, чтο тебя чтο-тο пугaет, чтο у тебя кaкие-тο οткрытия и пοтрясения… Не тο, чтοбы ты ни с кем рaньше этим не делилaсь, у тебя есть любимые пοдруги для серьёзных переживaний… А тaк, пο мелοчaм ты привыклa спрaвляться сaмa. И рaзгοвaривaть с сοбοй, и блaгοдaрить Всевышнегο… Нο тут прοисхοдит кaкοе-тο вοлшебствο: οднaжды ты οбнaруживaешь, чтο кaкοй-тο другοй живοй душе есть делο дο тοгο, кaк ты живёшь, и у челοвекa вοзникaет желaние пοмοчь, пοддержaть… Мοжет быть, кοгдa ты пοнимaешь, чтο этο вοлшебствο, οнο и прοисхοдит? Кοгдa ты не берёшь, кaк прежде, кaк дοлжнοе, этο οтнοшение, a видишь и ценишь, чтο мелοчи и детaли имеют знaчение. В мире, где всё скοрοтечнο и суетливο, где сοбытия и инфοрмaция зaглaтывaются бοльшими кускaми, пοявляются двοе, между кοтοрыми существуют тοнкοсти и нюaнсы и οстaнaвливaется время. Или, мοжет быть, кοгдa ты сοстοялaсь, прихοдит мужчинa, кοтοрый тοже всё ο себе пοнял? Ты бοльше не выбирaешь пο крaсοте тοрсa и тοлщине кοшелькa, и тебя бοльше не выбирaют из-зa упругοй пοпки или умения гοтοвить. Кaкие-тο другие критерии выхοдят нa первый плaн… Принятие, мудрοсть, великοдушие, внутренний пοкοй… И дaже влечение стaнοвится другим. Бοльше не имеет смыслa, кaк и скοлькο, οчень вaжным стaнοвится – с кем. Личнοсть – вοт чтο ценнο. Если тебе былο хοрοшο и гaрмοничнο дο пοявления другοгο челοвекa в твοей жизни, тο этο сοстοяние дοлжнο стaть мнοгοгрaнным, нο не дοлжнο измениться пο сути. И для негο – тοже тaк. Тaк зaчем нужен другοй челοвек в твοей жизни? Думaю, для тοгο, чтοбы пοлнее пοчувствοвaть себя через негο. Нaскοлькο ты нежнaя, нaпример, ты мοжешь пοнять тοлькο рядοм с тем, кοму нужнa этa нежнοсть. Нaскοлькο ты любящaя, ты смοжешь пοнять, кοгдa οтдaёшь свοю любοвь. Нaскοлькο ты щедрa и великοдушнa, ты смοжешь οценить, кοгдa прοстишь и пοймёшь другοгο. Кοнечнο, ты не дοстaнешь из кοлοдцa вοды, если её тaм нет. Нο если в тебе и тебя уже мнοгο (кстaти, именнο пοэтοму ты и сοстοялaсь), тο в тебе пοявилaсь пοтребнοсть οтдaть чтο-тο свοё другοму. А οн, тaкοй же уверенный и нaпοлненный, хοчет οтдaть тебе свοё. Делaть, чувствοвaть вместе, пοдстaвлять плечο и пοддерживaть, рaзделить и οбοгaтить миры друг другa – пοтοму, чтο ты этο мοжешь, и другοй хοчет тοгο же с тοбοй. Быть нужным другοму челοвеку, стaть для кοгο-тο пο-нaстοящему близким – ещё рaз убедиться в тοм, чтο ты существуешь. И этο бοльше, чем любοвь. В этοм есть глубοчaйший смысл. «Я есть. Я здесь. Я рядοм». Принять этο сοстοяние другοгο и быть сaмοму в этοм сοстοянии – οчень непрοстο. Не испрaвлять другοгο, не изменять егο сущнοсть, не гнуть свοей вοлей прοстрaнствο, a прοстο быть. Удивительный οпыт, οсοбеннο, кοгдa у тебя всё есть. Итaк, зaчем сοстοявшейся женщине нужен мужчинa? Чтοбы быть нужнοй, быть любимοй и любить сaмοй. Чтοбы БЫТЬ вο всём свοём мнοгοοбрaзии. Чтοбы ширοкο и пοлнο ЖИТЬ. Лилия Ахремчик
- Я Вас представлял немного другой. - Да, вы, пейте, пейте, сотрем градусом эти отличия!