Чем опасен газлайтинг? Иногда не так опасна сама болезнь как ее последствия, которые могут быть а)скрытыми, б)проявиться спустя длительное время. Газлайтинг – это самый опасный прием манипуляции. Опасность в том, что это скрытая манипуляция. Жертва не заметит ее в действии, а узнает только постфактум. Как в случае мошенничества. Удачное мошенничество невозможно распознать в процессе. Человек понимает, что стал жертвой мошенника после того, как остался без денег/ценностей/недвижимости, но к этому времени мошенника уже и след простыл. Восстановление после токсичных отношений на 90% состоит из ликвидации последствий именно газлайтинга. Газлайтинг нацелен на самооценку. Манипулятор постепенно и последовательно разрушает уверенность жертвы в себе: ∙ начинается с шуток про внешность, а потом будет критика внешности, ∙ невинные шутки про интеллект превратятся в оскорбления, ∙ шутки про способности жертвы (например, кулинарные) превратятся в претензии или жесткие требования, ну и самое опасное: ∙ Попытки жертвы защититься от этих приемов приведут в конечном итоге к сомнениям в своей адекватности и нормальности. Абьюзеру это нужно, чтобы жертва не подвергала сомнению его слова и поступки в будущем. Жертва будет сомневаться в своих чувствах, суждениях, действиях и ощущениях. Так готовится почва для следующих манипуляций. Второе последствие: потеря радости и желания самовыражаться. Человека постоянно поправляют, критикуют, недооценивают, отвергают или игнорируют попытки самовыражения. В конце концов, жертва оставляет эти попытки: "Чтобы я ни делала, я все равно сделаю не то или не так / не правильно" Третье. Нерешительность. Задача манипулятора в том, чтобы жертва начала сомневаться в принятых решениях и правильности выбора. А цель - вовсе лишить жертву свободы выбора, чтобы она добровольно предоставила выбор и принятие решений манипулятору. Обычно всё начинается с невинного на первый взгляд вопроса: "Ты уверен(а), что ты этого хочешь?" В контексте каких-то значимых событий (к примеру, начать жить вместе) этот вопрос звучит вполне уместно и нормально. В инструмент манипуляции он превращается, если его задавать по любому поводу (когда речь идет об ужине, о походе в гости, о выборе сериала на вечер и тд). Действие этого вопроса в контексте манипуляции в том, чтобы парализовать жертву и мгновенно заставить усомниться в сделанном выборе.
Другие записи сообщества
Что же делать, если всё потеряло смысл и кажется, что ничего не изменится. 1. Поймите, что привело вас к отчаянию. Проблемы на работе, отношения с партнёром или родителями. Будьте честны с собой. 2. Растите внутренний стержень и влюбляйтесь в себя. Звучит банально. Но именно действия, которые приносят вам радость, помогут принять важную мысль – всё возможно, пока у вас есть вы. 3. Не стесняйтесь плакать и просить о помощи. Быть самодостаточным – не значит справляться со всем в одиночку. Быть самодостаточным – значит давать себе то, что нужно. 4. Если вы не готовы к будущему, горюйте. Плачьте о том, что потеряли. Избейте подушки, если чувствуете агрессию. Пожалейте себя. Дайте себе поддержку и опору. 5. Задайте себе вопрос: «Могу ли я изменить ситуацию?» Если нет, поговорите с собой. «Как продолжить радоваться жизни без бывшего?», «Что я могу сделать, чтобы обезопасить себя?», «Как мне действовать, чтобы сделать мою жизнь счастливой и радостной?» 6. Ищите ответы, которые найдут внутренний отклик. Не торгуйтесь. Дайте себе то, что мечтаете получить от кого-то другого или жизни вцелом. Это очень простые советы, которые непросто применить. Но если вы хотите вылезти из болота, придётся расслабиться и искать точку опоры. В вас она уже есть. Лига Дианова
Четыре принципа, на которых строятся отношения В основе всех принципов, которые приведены ниже, лежит главная мысль: невозможно достичь более высокого уровня отношений с Другим, чем уровень отношений с самим собой. 1. То, чего мы не знаем о себе (бессознательный проект) или не видим в себе (Тень), будет проецироваться на Другого. 2. Мы проецируем на Другого свои детские травмы (индивидуальную патологию), свою инфантильную тоску (нарциссическую программу «возвращения домой») и свою потребность в индивидуации. 3. Так как Другой не может, да и не должен нести ответственность за наши травмы, наш нарциссизм и нашу индивидуацию, проекция вызывает отвержение и обостряет проблему власти. 4. Единственный способ исцелить пошатнувшиеся отношения - осознать наше стремление «вернуться домой» и взять на себя ответственность за свою индивидуацию. Давайте более подробно познакомимся с каждым из этих принципов: 1) То, что мы не знаем о себе, будет проецироваться на Другого Мы не можем осознать того, в чем мы являемся бессознательными. Юнг даже сказал, что все наши психологические теории представляют собой формы исповеди, в которых содержится наш индивидуальный материал. Отношения всегда тормозятся, портятся, заходят в тупик под воздействием феномена, который терапевты называют «перенос» и который обусловлен сходством наших психических функций. Иначе говоря, психика - это историческая реальность. У нас внутри содержится вся наша индивидуальная история. Настоящее всегда «считывается» через призму этой истории. По сути, человеческая психика всегда задается вопросом: «Где и когда это уже происходило со мной раньше? На какое прошлое ощущение похоже то, что я ощущаю сейчас? Какие возможны аналогии?» Таким образом, оказывается, что очень трудно просто увидеть происходящее в данный момент, ибо сам этот момент всегда видится сквозь призму индивидуальной истории. Очевидно, что переживание близости будет активизировать у человека все его предыдущие переживания близкого Другого, в особенности первичные отношения с родителями. Таким образом, всегда будут присутствовать ранимость, постоянная потребность в заботе и внимании, поведенческие стратегии самых первых непроизвольных способов сближения, и это всегда будет мешать формированию отношений в настоящем. По существу даже образ любимого Другого сильно искажен родительскими комплексами. Это не значит, что в своем Возлюбленном мы ищем мать или отца; это значит, что при вступлении в близкие отношения у нас возобновляется аналогичное ощущение Первых Других, которое отыгрывается в сценариях, взятых из нашей индивидуальной истории. Осознание бессознательного содержания, овладение своим эмоционально заряженным материалом - чрезвычайно трудная задача. Мы осознаем содержание бессознательного, исследуя свои поведенческие стили - не только те, которыми мы пользуемся сейчас, но и те, которые существовали на протяжении всей нашей истории отношений с окружающими. Нам нужно выяснить, когда и почему мы бывали слишком возбуждены, то есть понять, когда комплексы проявляются чаще всего. Когда наши эмоциональные реакции становятся слишком сильными и сопровождаются множеством рациональных объяснений, мы можем быть уверены, что здесь задействованы комплексы. Вступить с кем-то в близкие отношения - почти что попросить его (или ее) взяться за руки, но лишь после того, как мы вместе с этим человеком прошли через минное поле, которое сами же и заминировали. Как раз с обвинениями своего партнера в том, что он наступил на мину, заложенную другим партнером, приходит на терапию подавляющее большинство супружеских пар. Кроме того, этим партнером является человек, который очень хорошо знает нас, может быть, даже лучше, чем мы сами знаем себя (по крайней мере, наши теневые качества). Хотя бывает унизительно и небезопасно слушать откровенные замечания Другого,- и мы имеем полное право не доверять такой информации, - все-таки трудно переоценить тот вклад, который наш партнер вносит в наше самопознание. 2) Мы проецируем на Другого свои детские травмы и потребность в индивидуации Ни один из нас не свободен от патологии, ибо никому не удается избежать детских травм. Как уже отмечалось, слово pathos - это производное от греческого слова, означающего «страдание». Термин «психопатология» можно дословно перевести как «выражение душевных страданий». Дело не столько в том, травмирован человек или нет, а если да, глубоко или нет; гораздо важнее, каким способом ему удалось адаптироваться к жизни. Организация психической деятельности человека включает диапазон восприятия Я и Другого и совокупность рефлекторных стратегий, управляющих энергией взаимодействия между этими объектами. Главный мотив таких стратегий - стремление справиться с тревожностью, которая в контексте отношений с другими людьми может появиться вследствие экзистенциальных проблем. Их может создать Другой, нарушив наши границы или покинув нас. Таким образом, наши отношения страдают не в результате неизбежной жизненной травмы, а из-за тех стратегий и сценариев, которые сформировались в течение нашей индивидуальной истории и которые мы проецируем на Другого. В той мере, в которой мы хотим любить Другого и, в свою очередь, хотим, чтобы он любил нас, мы переносим на него свою историю. А как мы можем этого не делать? Для развития личности необходимо выполнение двух условий. Во-первых, мы берем на себя ответственность за свое странствие. Независимо от эмоциональных травм, порожденных нашей индивидуальной историей, мы должны сейчас и впоследствии отвечать за свой выбор. Во-вторых, нам нужно усвоить, то есть научиться видеть, что наша жизнь определяется последовательностью выборов, психодинамика которых исходит у нас изнутри. Нам нужно прислушиваться к своим психологическим рефлексам, спрашивая себя: «Откуда у меня это берется? К какому эпизоду в моей жизненной истории это имеет прямое отношение? Какое ощущение это мне напоминает? Какие скрытые источники постоянно воспроизводят одни и те же модели моего поведения?» Эти вопросы необходимы для личностного роста; с другой стороны, их не слишком часто задают даже те люди, которые добровольно приходят на психотерапию. Эти вопросы не слишком популярны в нашей материалистической, экстравертированной культуре. Юнг заметил, что «невротическое страдание - это бессознательный обман, в котором не содержится такой нравственной добродетели, как в истинных страданиях». В другом месте он пишет, что «в конечном счете невроз следует считать страданиями не осознавшей себя души». Раз это так, нам нужно взять на себя ответственность за свои страдания, когда они случаются, и пытаться искать в них смысл. Каждый из нас время от времени хочет избавиться от этой нравственной суеты, переложив ее на Другого. Поступая так, мы ведем себя как нормальные люди, но при этом наносим серьезный вред нашим отношениям с окружающими. Взять ответственность за себя - это самая ужасная сторона нашего странствия и самый великий дар, который мы можем принести Другому. 3) Проекция вызывает отвержение и актуализирует проблему власти Хотя главная фантазия тоски, присущей современному обществу, заключается в поиске Доброго Волшебника для облегчения бремени нашей индивидуации, еще никому не было дано его найти. И даже если бы мы смогли найти того, кому удалось бы облегчить наше бремя, мы оказались бы крепко привязаны к очень регрессивным отношениям, для которых характерны жесткие правила, инфантилизм и застой в развитии. Все мы хорошо знаем подобные отношения, которые не внушают нам никакого оптимизма. Обоим партнерам присуща «идентификация со своей травмой», то есть они не только травмированы эмоционально, как любой из нас, но психологически зависимы от своих травм и ограничены рамками мифологии своего патологического расщепления. Когда один из партнеров испытывает крайнюю потребность в другом, а другой испытывает потребность в том, чтобы быть ему нужным, формируется созависимость - состояние, в котором каждый из партнеров эмоционально ограничен, остановился в своем индивидуальном развитии и испытывает психологически наивную фантазию, что о каждом из них обязательно позаботится Другой. Добро пожаловать на «островок невротичного счастья!» - так назвал это состояние один из пациентов Юнга. Давайте пофантазируем дальше о поиске Другого, желающего решить за нас нашу задачу индивидуации. Наступит время, когда Другой созреет до того, что станет возмущаться происходящим, даже если он (или она) в свое время добровольно и молчаливо на это согласились. Это возмущение проникнет в отношения и обязательно их испортит. Никто не испытывает более сильного гнева, чем человек, который «все делает правильно» и тайно желает чего-то еще. Никто не испытывает более сильной фрустрации, чем человек, который стирает белье своего партнера за свой собственный счет. Чаще всего, когда мы направляем наши родительские проекции на партнера и видим, что он сбрасывает с себя это бремя, мы испытываем недоумение, гнев и расстаемся со своими иллюзиями. «Почему ты ничего не делаешь, чтобы я почувствовал себя хорошо? - спрашиваем мы, как правило, бессознательно, а иногда прямо и откровенно.- Почему ты не удовлетворяешь мои потребности?» Но перед нами сидит Другой, который вызывает у нас фрустрацию и ощущение неприязни, а совсем не тот Другой, на которого мы рассчитывали. В самом начале нам нравилась непохожесть на нас другого. Но теперь это нас возмущает. Он (она) обязательно должен измениться! Как легко ощутить, что тебя предали, посчитать себя обиженным и применить всю свою власть. Покинуть корабль? Нет, это в принципе невозможно: надо обязательно подумать о детях. И тактически используя либо зависимость, либо гнев, либо контроль в совокупности с эмоциональным и сексуальным отчуждением, мы пытаемся за ставить Другого вернуться обратно, в состояние изначального воображаемого слияния с нами. Применение такой стратегии обычно свидетельствует о наступлении в отношениях второй стадии, на которой начинает проявляться подлинная непохожесть на нас Другого, а проекции, которые вначале способствовали формированию отношений, начинают постепенно распадаться. Такое развитие процесса редко оставляет возможность для личностного развития или для того, чтобы узнать, кем действительно является Другой, если он не крючок, на который, как нам кажется, мы попались. Совсем наоборот, теперь мы обижаемся на своего бывшего любимого за то, что он назло нам перестал быть любимым. Мы платим ему той же монетой, применяя власть. Сама по себе власть нейтральна; она представляет собой только обмен энергией между людьми. Но поскольку наше состояние оказывается уязвимым, проблема власти возникает повсеместно. Наверное, самое пагубное свойство власти заключается в принуждении Другого взять на себя часть нашей ответственности. 4) Единственный способ исцелить пошатнувшиеся отношения - взять на себя ответственность за свою индивидуацию Какое разочарование и как неромантично - если Другой существует на этой земле совсем не ради меня, не ради заботы обо мне и не для того, чтобы защитить меня от моей жизни! Какое глубокое разочарование - оно имеет такое же великое значение, как утрата связи с раем, которую мы называем рождением, или наше первое легкое содрогание при ощущении истинности своей смертности. Да, оказывается, мы смертны. И в одиночестве идем по дороге к смерти. Принятие странствия - это принятие человеком своего страха и его отказ от своих основных фантазий. Отказ от ожидания спасения Другим - одна из самых главных проблем в нашей жизни, поэтому основной аспект долговременной терапии - постепенное принятие человеком ответственности за себя. Из книги Д. Холлиса «Грезы об Эдеме. В поисках доброго «волшебника»
ной раз психотерапевту, который тоже человек, страшно хочется обнять клиента и сказать: «Ты мой хороший зайчик. Как же я тебя понимаю. Как же ты измучился. Давай-ка я просто заварю тебе чаю и сделаю котлетки». Потому что не надо недооценивать целительную силу котлеток. А уж чая. Но психотерапевт, если у него есть совесть, никогда так не сделает. Понимая, что этим он ограбит своего клиента, лишит его пространства смыслов и подсунет вместо них простую и весьма несовершенную человеческую заботу. Не говоря уже про этику терапевтических отношений. Это как если бы человек привёз к тебе стиральную машину чинить, а ты вместо этого бросился стирать ему белье в тазике. Нет, тебе нужно как-то взять в руки это обжигающее и непереносимое сочувствие, проанализировать его, препарировать, собрать заново, все очень, очень быстро, буквально на ходу. И переплавить в инструмент для починки стиральных машин. Потому что, если все в вашей работе пойдет хорошо - ты знаешь, что в жизни клиента появятся другие люди, и они скажут ему: «Ты мой хороший зайчик». И сделают котлетки. Да что там котлетки, он сам освоит такое, что лучшие повара снимут шляпу. И все равно это сложный момент. Тут вспоминаешь, что работа у тебя не только прекрасная, но и скотская. По счастью, у психотерапевта, раз он тоже человек, есть ведь и друзья. И их он может обнимать вдоль и поперек, не ограничивая себя искусственно. Говорить им всякие нетерапевтичные вещи. Готовить им, допустим, сливовый пирог. А они будут морщиться, говорить «уйди, бесишь», «я знаю, ты в меня не веришь!» и «ты всегда не так меня поддерживаешь». А зачем еще нужны друзья? Анастасия Рубцова
Как понять, какой у вас тип привязанности?
Первое и единственное, что нужно знать о проблеме отношений между мужчиной и женщиной, – это то, что такой проблемы не существует. Вообще. Все, что люди принимают за проблемы в отношениях, не более чем проявления их собственного внутреннего неблагополучия, складывающегося из сотен и тысяч нерешенных психологических проблем. В процессе общения двух людей в паре их проблемы начинают резонировать друг с другом и в итоге сплетаются в огромный разноцветный узел до тех пор, пока его масса не станет критической для кого-то из партнеров. … человек не может построить с кем-либо отношения более здоровые, чем его отношения с самим собой. Если в отношениях возникли проблемы, бессмысленно надеяться, что вы сможете изменить партнера или научиться им управлять. Единственное, на что можно и нужно надеяться, – это разобраться в себе и решить свои собственные проблемы, и вот это уже действительно реальная задача, которая точно так или иначе решит проблемы в отношениях. Но у такой стратегии есть один важный побочный эффект: скорее всего на каком-то этапе ваши старые отношения развалятся и уступят место чему-то такому, чего вы не могли себе представить в самых смелых мечтах. Андрей Юдин
Модель восстановления после травмы Модель была разработана доктором Tricia Skuse и Jonhy Mattew во время их работы с трудными подростками. В ее основе то, что известно об особенностях работы мозга, формировавшегося в отсутствии здорового опыта привязанности, долговременных нейрофизиологических последствиях насилия пережитого в раннем детстве, взаимосвязи общего уровня психического здоровья молодежи от культуры и общества, которые влияют на формирование сознания в подростковом возрасте. После эту модель стали использовать при работе со всеми видами травм. По ней можно планировать свои шаги и ориентироваться какую поддержку искать. Цифры слева – это шаги к восстановлению после травмы. Внутри треугольника – описание поведение, которое соответствует каждому шагу. Справа – потребность этого этапа. Слева – уровни вмешательства (чтобы помочь восстановлению). Кроме простого перевода текста – я еще добавляла разное из пояснений к этой картинке, которые нам давали. 1. В основании всего процесса – вера, что последствия травмы можно исправить. 2. Нестабильность/хаотичное поведение – поведенческие проблемы (агрессия, избегание, самоповреждение), беспорядочный образ жизни, использование наркотиков, алкоголя (прочие зависимости), плохой сон/несоблюдение гигиены, нарушение закона и прав других людей, плохое питание, неподобающее отношение (измены, предательства, обман и т.д.), обременение собой окружающих (поведение, вынуждающее других решать создаваемые травматиком проблемы). Потребность: структурировать жизнь, установить и выполнять рутины Уровень интервенции: приемы пищи и отход ко сну в одно и то же время, школа, установление четких границ. Цель всего – создание фундамента, чтобы человек мог опираться на самого себя. На группах сначала проверяют все ли справляются с рутиной: «встать – принять душ – привести себя в порядок – заправить кровать – позавтракать – вовремя явиться на терапию». Потом все ли структурируют день. Едят обед в свой получасовой перерыв. Ложатся ли спать в одно и то же время. 3. Доверие/построение отношений – больше улыбается, построение близких отношений с 1 или 2мя взрослыми людьми, нарастает собственное желание справляться с рутанами, нарастает напряжение в отношениях с другими, конфронтация, вспышки гнева. Потребность: Развить доверительные отношения с заслуживающими доверия, ответственными взрослыми. Потребность развивать безопасную базу. Уровень интервенции: максимум времени 1:1 со взрослыми, четкие границы, поддерживать ежедневные рутины Цель всего: укрепить собственное желание справляться с жизнью 4. Проработка травмы – возвращение проблемного поведения по мере проработки травмы, цепляние за терапевта/отвержение терапевта. Потребность: репроцессинг травматического опыта, оплакивание потерь Уровень интервенции: специализированная терапевтическая интервенция, репроцессинг травмы (на этом этапе начинается EMDR), контейнирование, совместная регуляция, помощь в отпускании потерь Цель: «пересечение когнитивного порога» - то есть осознание человеком того, что с ним происходит, как именно травма меняет его поведение и что можно сделать, чтобы это исправить. 5. Инсайт/осознанность – успокоение, нарастает понимание причин своего поведения, более сбалансированный личный нарратив (история, которую мы рассказываем себе о себе в терминах ДНК истории) Потребность: интеграция старого и нового «я», развитие уверенности в навыках мышления и планирования Уровни интервенции: когнитивная терапия – например, управление гневом, эмпатия к жертвам. Гибкость и открытость мышления. Навыки поддержания «хорошей жизни» (это со мной усиленно проходят). Практики самовосстановления. Цель этапа: позитивный внутренний нарратив (история, которую мы рассказываем себе о себе, себе о других, себе о мире – если в терминах нашего ДНК истории) 6. Планирование будущего – нарастает вера в себя, принятия своих способностей и потенциала Потребность: поддержка планирования со стороны взрослых, чувство смысла и достижений, самостоятельное внутреннее структурирование, чтобы максимально увеличить свои шансы на успех Уровень интервенции: помощь в постановке целей – цели – четкая структура – образовательная/тренировочная поддержка – помощь в планировании конструктивных способов проведения свободного времени – мотивационные беседы Цель этапа: укрепить автономию. 7. Уверенность, достижение целей Потребность: автономность и знание где взять поддержку, нарастающая самостоятельная мотивация к достижению поставленных целей. Уровень интервенции: предоставить поддерживающую развивающую среду Цель: сбалансированная жизнь, позитивный нарратив, ресурс достигать поставленных целей. Люди могут перемещаться вниз-вверх по состояниям под влиянием новых стрессов и травм. Но когда у них уже есть осознанность в отношении происходящего с ними – коррекция происходит гораздо быстрее, чем при первичном обращении.
«Люди вместе, пока они оба хотят быть вместе. Ни долг, ни честь, ни мораль не приковывают одного человека к другому. Когда человек хочет уйти, уйдет и от дома, и от детей, и от умирающего калеки. Пока не хочет - остается рядом. Koгда человек хочет быть вместе, никакие твои недостатки ему не помешают. Когда человек хочет уйти, никакие твои достоинства его не удержат. Как бы ты ни был некрасив и непривлекателен, найдется кто-то, кому ты понравишься. Как бы ты ни был хорош и желанен, есть кто-то кто отвергнет тебя. Ecли тебя отвергли, это ничего не значит. Ты не становишься хуже или меньше, ничего страшного на самом деле не происходит. Tвой человек есть на свете, и он тебя примет. Ecли тебя приняли, однажды вы расстанетесь - не в жизни, так в смерти. Дорожи тем, что есть, не жалей о том, что потеряешь и не бойся потерять. Paдуйся, что есть человек, который светит тебе. Свети сам - чем больше света, тем меньше страха, чем меньше страха, тем меньше тьмы в душе. Лист, который хочет вернуться к дереву, может плыть против течения и лететь против ветра. Но дерево не прирастит его к старoй ветке. Чем больше любишь, чем больше даешь любви, тем больше остается. Если же, давая любовь, чувствуешь боль или ненависть - значит ты дал человеку яд в шоколадной глазури. Вряд ли стоит требовать благодарности за такой дар. Отпускай. Позволь человеку быть кем-то кроме зеркала твоей любви - тем паче, что так оно и есть. Pacтворяться в любимом - редкий талант и редкостное проклятие. Будь собой, будь достойным, забудь о cтрахе - однажды он все равно не вернется. Но не сегодня. Верь. Доверяй. Грей. Благодари. Не думай о том, что может быть - только о том, что здесь и сейчас, под звездами. Уходи прежде, чем от мертвой любви начнет вонять падалью. Приходи до того, как желание oбернется одержимостью. То, что куплено за деньги - стоит только денег. То, что вымолено, выплакано, отнято и украдено - однажды отнимут сторицей. То, что дано по доброй воле, oт сердца - бесценно. Как узнать твоего человека? – просто! Пойдешь навстречу и столкнешься с ним посередине дороги. Он не знал. Ты не звал. Вы нашлись. И куда б вы ни двигались раньше, вам теперь по пути». Пётр Мамонов
Оставь в покое тех, кому НЕ НАДО... Так я сказала себе много лет назад и ещё ни разу не нарушила с тех пор правило этих очень честных слов. Мне нравятся результаты моего НЕнарушения...и не моего - тоже. Слова не только о неисполнимом желании быть в любви с кем-то. Много шире - о невозможности взаимодействовать на любом уровне: дружеском, родственном, профессиональном, партнёрском... Не стоит искать в этой невозможности, исходящей от другого человека, обязательную враждебность, нарциссическое отторжение, манипуляцию (хотя бывает и так). Не стоит, потому что это всё равно окажется вовлечением в сложный односторонний процесс, забирающий силы и время, но ничего абсолютно не дающий взамен, кроме растерянности, неконструктивной обиды и опустошения. Не стоит размышлять кто тут хуже, а кто лучше. Никто. Просто разные. Не стоит, потому что чужое НЕ НАДО может иметь только одну форму взаимности - наше ответное НЕ НАДО, друзья мои... Не мести ради. Ради здравого смысла. Если человеку не надо тебя видеть, слышать, вести с тобой диалог, обмениваться мнением, участвовать в общих проектах, так или иначе проявляться, испытывать к тебе ответный интерес и далее по списку всё остальное, из чего складываются полноценные человеческие отношения, то вот, собственно, и ответ. Причём, НЕ НАДО можно и не озвучивать - оно очевидно отсутствием человека. Можно заняться любительской созависимой драматургией и сочинить себе в утешение много красивых ответов на тему, что ему, на самом деле, НАДО, просто он не может, просто у него такие обстоятельства, просто к нему нужно отыскать другой подход, просто он ещё не готов, просто надо подождать, просто надо его спасти, просто надо что-то изменить в себе, просто надо предложить по-другому...но к чему она, эта драматургия, если только кто-то один прыгает в ней воробьём, а другой в это время живёт абсолютно иной жизнью? Можно предложить и можно оставить дверь открытой на какое-то время. Будет НАДО - откликнется, а ты решишь, остался ли отклик у тебя. Всё остальное - оккупация, которая несправедлива и в которой даже лучший результат - это захват трофея или жалкое прозябание на обочине чужой жизни. Не взаимодействие. Понимаете, только наличие глубокой внутренней поломки заставляет думать иначе и верить в то, что взаимность можно выждать или выпросить. А ещё - нестерпимая боль внутри, которая не хочет смириться с тем, что НЕ НАДО может быть даже маме...даже собственному взрослому ребёнку...даже тому, для кого ты готов отдать всё. Но так случается. Оставь в покое тех, кому НЕ НАДО. И будь честен там, где НЕ НАДО тебе... Лиля Град
Что важно помнить про собеседника в случае диалогов с любителями советовать и учить жизни: ⠀ ✔ Ты другой человек, а значит тебе не доступен в полном объёме мой опыт, моя история, моё самоощущение и мои переживания. ✔ Ты не можешь точно знать какие чувства я испытываю, как я с ними справляюсь и проживаю их, что меня ранит и истощает, и где предел моих возможностей. ✔ Ты не находишься в моём теле и поэтому не знаешь его возможностей и ограничений. Их знаю и ощущаю только я. Поэтому только я могу знать холодно ли мне, хочу ли я есть, устал ли я, есть ли у меня силы на что-то и т.д. ✔ Никто кроме меня самого не знает, как будет лучше для меня. Только я могу знать, что именно для меня лучше. ✔ Каждый человек защищает в первую очередь свои интересы. Даже если это выглядит по-другому. Свои желания, свои представления об устройстве всего, своё соответствие определённой социальной роли и тд. ✔ Любые советы и рекомендации не являются руководством к действию. Информацию можно просто принять, рассмотреть и отставить. Или не принимать вовсе. Елена Боровик
Все люди, добившиеся успеха, говорят, что главный секрет — это трудиться надо. Пахать. И я под этим подпишусь. Но многие им не верят по одной простой причине: потому что тоже, вроде как, пашут, а результата — ноль. Швея-мотористка, например, на фабрике всю жизнь строчит одну операцию (ну, может три) — карман, например. Это я из обучения в швейном ПТУ помню. Она разве не пашет? Пашет. Но одно и то же. И получает одну и ту же зарплату. И жизнь у нее по такой же колее, как операция на фабрике. Потому что пахать — это мало. Нужно осваивать более сложные операции. И не тогда, когда вам их "разрешили", "дали", "указали", а по собственной инициативе, на свой страх и риск. И не для того, чтобы вас, опять же, "заметили" и "повысили", а для собственного развития, для того, чтобы обрести навыки более сложного порядка, увеличить объем своего мышления и начать видеть более сложные конструкции в жизни — как доступные, простые и решаемые. И так этаж за этажом. Автор: Нина Рубштейн