Войду я в сказку осторожно...
ФЕДОСКИНСКАЯ МИНИАТЮРА...
Федо́скинская миниатю́ра — вид традиционной русской лаковой миниатюрной живописи, сложившийся в конце XVIII века в подмосковном селе Федоскино.
Федоскино - школа, которая имеет свои традиции, свою давнюю историю и культуру. Шкатулка Федоскино - изделие из папье-маше, расписанное масляными красками с использованием сусального золота и перламутра, покрытое несколькими слоями лака.
Маковский Константин Егорович. Боярышня и Боярыня
Федоскино – старинное русское село на берегу речки Учи - 30 км от Москвы. Очень живописное место, особенно летом. Красивый изгиб реки. Федоскинская лаковая миниатюра на шкатулках – как народный промысел, конечно, совсем не древний, и по каким-то меркам даже молодой – всего то около 200 лет.
Знаменитый старинный народный Федоскинский промысел лаковой миниатюрной живописи основан в 1795 году.
Сегодня фабрика изготавливает продукцию, выполненную в традиционном русском стиле.
Федоскинская лаковая миниатюра - это не просто сувенир, а произведение искусства, каждое из изделий уникально и может стать семейной реликвией, украсить любую частную коллекцию или художественный салон.
На изделия, в т.ч. шкатулки Федоскино, дается столетняя гарантия. Они не подвержены коррозии в результате действия воды и грибков.
Подлинность каждого изделия подтверждена сертификатом и личной подписью художника. Шкатулки Федоскино в качестве подарков были переданы Папе Римскому, Президенту США, Премьер Министру Великобритании.
Федоскино - школа, которая имеет свои традиции, свою давнюю историю и культуру. Шкатулка Федоскино - изделие из папье-маше, расписанное масляными красками с использованием сусального золота и перламутра, покрытое несколькими слоями лака.
История промысла.
Главную роль в создании знаменитой на весь мир федоскинской миниатюры сыграли купеческая свадьба и лаковые козырьки для фуражек.
Потомственный московский купец Пётр Коробов был человек разносторонний и в 1795 году вместо своего «голландского» мыла решил начать производить лаковые козырьки для киверов и фуражек русской армии. Под это дело он в небольшом селе Данилково Мытищинского уезда основал маленькую фабрику. Козырьки делались из папье-маше, т.е. из размельченной. размоченной и спресованной бумаги (про пластмассу ещё тогда не знали естественно).
Потом перекинулся на табакерки для нюхательного табака, которые вошли тогда в моду. Об успешном человеке в то время говорили: «И сыт, и пьян и нос в табаке». Ну а чтобы любителям и любительницам этого зелья было особливо приятно не только табак нюхать, но и в руках затейливую вещицу повертеть, решил Коробов для красоты на табакерки картинки наклеивать.
Коробов был купец продвинутый и выписал из немецкого города Брауншвейга опытных немецких кадров со знаменитой лаковой фабрики Штобвассера, дабы научили они наших мастерству. Ну и научили... Да так, что мастера наши стали выпускать и шкатулки, и портсигары, и коробочки для рукоделия и ещё массу всего заманчивого и полезного в быту и хозяйстве. Но – художников ещё не было. Нет. Картинка просто наклеивалась на лак. Художники появились только в 1814г., в аккурат после наполеоновской авантюры. Из Москвы их пригласил зять Коробова купец Лукутин.
Ну да о нём дальше.
Между делом у Коробова подрастала дочка Катерина, и на юную красавицу положил глаз другой купец - Пётр Лукутин. Справили свадьбу. Так вот и породнился купец Коробов с купцом Лукутиным. А жених оказался шустрый. Не даром был купцом не второй, как Коробов, а первой гильдии. Потому потенциал фабрики тестя оценил быстро, сразу перенёс мануфактуру на противоположный берег речки Учи, в село Федоскино, и построил для неё новое бревенчатое здание, а также выписал мастеров-живописцев. Тесть и нарадоваться на эятя не мог, а местная печать уже сообщала, что: «Бумажные табакерки московского купца Лукутина ни в чем не уступают брауншвейгским, а ценою гораздо сходнее оных.
Трудно поверить, что дюжина их с изрядной живописью продается по 4 рубля». А потом федоскинской фабрике, пожаловали право ставить клеймо – герб Российской империи – двуглавого орла, - но! - только после того, как салонный стиль росписи поменялся на народные сюжеты. Cмекаете..? Федоскино стало поставщиком Императорского двора. А означало это почёт и уважение. Но и качество соответственно требовало.
Ну а дальше начали подключаться к фамильному производству сыновья и внуки. Но всяк по-своему.
Сын Лукутина Александр что называется «горел» на производстве. Самолично делал эскизы для будущих изделий и отбирал для образцов картины и гравюры. Внук Лукутина Николай, будучи известным меценатом, филантропом и коллекционером, посвящал свое время массе других дел, а Федоскинский промысел содержал не из коммерческих соображений, а в память об отце и деде. В результате такого “управления” в 1904г. фабрика закрылась, а мастера пошли наниматься в Жостово(кто не знает – промысел по производству расписных подносов). Правда потом многие повозвращались и создали артель, которая и помогла сохранить традиции.
Красный ветер перемен привёл к тому, что в начале сороковых годов артель стала фабрикой, которая «производила искусство» на конвейерной основе.
А в трудное военное время коллекцию образцов 18-19 столетий пришлось тщательно упаковать и закопать в погребе. Кстати. Очень интересный факт:
В те военные годы Сталин подписал указ, по которому мужчин художников во время войны не брали на фронт, а оставляли на фабрике; а по другому указу – вернули всех мастеров из Федоскино, работающих на других местах обратно в Федоскино. В 70-е годы государство еще раз взволновалось о судьбе промысла, и в Федоскино было построено 7-этажное здание новой фабрики и учебный корпус для школы.
Сейчас? Как обычно у государства много дел, ну а федоскинский промысел ясно - не нефтегазовый. Поэтому на двери фабрики появилось такое объявление: «С 20 ноября 2004 года по 15 марта 2005 года художники, работающие на Федоскинской Фабрике Миниатюрной Живописи распускаются по домам».
Произведения современных федоскинских художников отличает свобода выбора тем и композиционных решений. В галереях лирические пейзажи соседствуют с картинами жанровых сцен, портреты с религиозной и исторической миниатюрой, сказочные сюжеты и городские пейзажи, а фантастические пейзажи, а фантастическая реальность сменяется миниатюрой в неорусском духе или модерна.
Нынешние федоскинские художники - наши современники, и их творчество, в определённой мере, является отражением современной жизни. Можно сказать, что творчество современного Федоскино концентрирует в себе весь опыт и многообразие художественных традиций мирового искусства, обогащая их и доказывая жизнеспособность своего исторического наследия.
СКАЗОЧНАЯ РУСЬ
Мы раньше жили с верой в чудеса,
И сказка ожидала за порогом.
В ней дедко-Леший охранял леса,
В пруду жила русалка-недотрога.
Берёг очаг хозяин-домовой,
Глядел с небес Стрибог отцовским взором,
Перун на колеснице грозовой
Свои владенья объезжал дозором.
Святую Макошь мать-сыру землю
Со всей любовью чтили её дети,
Природу не губили на корню,
А были перед ней за всё в ответе:
За горы, степи, реки и поля,
За всех зверей и птиц, за всё живое.
И воздавала щедро мать тогда
Своею нескудеющей рукою.
В то время боги жили меж людьми
Мирскою жизнью вовсе не гнушаясь,
И были человечными они
Канонам общим Рода подчиняясь.
Явь, Правь и Навь объединялись встарь.
Шумело кроной Мировое Древо.
И человек - не господин, не царь -
С природой был тогда единым целым.
А после смерти ждал всех Звёздный Мост,
Лохматый чёрный пёс и светлый Ирий.
Душа, пожив своё средь тысяч звёзд,
Вновь возрождалась кем-то в этом мире...
Люблю я сказочную Русь,
Её обряды и былины...
Её заветам поклонюсь,
И сказки сберегу для сына.
Хочется, чтобы этот народный промысел сумел, смог устоять, сохранить себя и чтобы на производство приходили талантливые люди, чтобы федоскинская миниатюра дарила радость ещё многим поколениям людей…