Платоновский фестиваль для меня это всегда не попсово и не просто.
Кажется, там не бывает событий, которые бы понравились всем и безоговорочно. Но на фестивале всегда случаются события, которые разворачивают твой взгляд на искусство.
Мы с мужем попали на «Оркестр громкоговорителей» Олега Нестерова. Это часть проекта «Три степени свободы: музыка, кино, ссср». И на этом событиии мы, наконец-то, получили ответ на вопрос:
- Почему в советском кино было столько гениальной музыки?
«Советская киномузыка - мировой феномен.
Шостакович, Прокофьев, Вайнберг, Шнитке, Канчели, Губайдулина - нигде в мире композиторы такого высокого уровня не работали в кино.
Как писал Альфред Шнитке «На современном Западе ни один приличный, уважающий себя композитор в кино не работает. Кино не может не диктовать композитору своих условий».
А киномузыка в СССР часто являлась самым свободным проявлением в искусстве. Существуя официально, в то же время она могла не вписываться в каноны «социалистического реализма».
Этот феномен в должной мере не проявлен и до конца не исследован. И есть большая вероятность, что музыка, написанная большими композиторами
ХХ века, рано или поздно исчезнет навсегда - забудется в архивах вместе с фильмами, в которых она звучала»…
Именно поэтому Олег Нестеров и его команда отделяет музыку от кадра и оцифровывает. Подавляющее её большинство никогда и нигде не издавалось, это оригинальные звуковые дорожки из фильмов, найденные на киностудиях, в государственных и частных архивах.
В Воронеж на Платоновский фестиваль Олег Нестеров привез музыку Александра Кнайфеля, оригинальную звуковую дорожка к фильму «След Росомахи» (режиссер Георгий Кропачев, Ленфильм).
Мы услышали «АЙНАНА, 17 вариаций на имя пирамидой голосов, ударных и магнитофона».
И это было сложно. Сложно понять, как музыка может состоять только из голосов и ударных. Сложно было воспринимать ее практически в темноте. И без визуального ряда это казалось в какой-то момент какофонией. И я понимаю, почему некоторые вставали и уходили. Эта музыка, этот проект - это очень непривычно для современного слушателя. И даже мой муж-меломан сразу по окончанию сказал, что это было слишком изощренно.
Но! Но через пару дней он изменил свое мнение. Потому что посмотрел фильм «След Россомахи», к которому Александр Кнайфель и создал свои 17 вариаций, соединив математику и музыку. Муж сказал, если бы не этот концерт - я бы никогда не узнал, не услышал, не увидел такое советское кино.
А я и на мероприятии и после думала, что благодарна за новые эмоции и впечатления Платоновскому фестивалю. И Олегу Нестерову за его проект. Будем слушать.