10 мест в Москве, где жили литературные персонажи В Москве жили не только великие писатели, но и их персонажи. Мы разобрались, как, прогуливаясь по Москве, совершить путешествие по страницам книг и составили список домов, где некогда обитали герои и героини известных книг. 1. Дом Облонских  ул. Знаменка, 12  У этой усадьбы славная история — в разное время он принадлежал Петру Апраксину, сподвижнику Петра Великого, отцу знаменитой просветительницы Екатерины Дашковой сенатору Роману Воронцову, полковнику Николаю Римскому-Корсакову, дяде знаменитого композитора. В 1769 году здесь открылся Знаменский оперный дом, крупнейший музыкальный театр того времени. Лев Толстой часто гостил у семьи предпоследних владельцев дома — Гагариных. Его он изобразил сразу в двух романах: как дом Стивы Облонского и как дворец старого графа Безухова.  2. «Нехорошая квартирка»  ул. Большая Садовая, 10  Квартира номер 50 в этом доме — та самая, где после запланированной гибели Берлиоза поселился Воланд со своей свитой. В действительности квартира была коммунальной: в 1921 году, переехав в Москву, Михаил Булгаков обосновался в одной из ее комнат вместе с женой — Татьяной Лаппа. «Мастер и Маргарита» — далеко не единственное произведение писателя, где фигурирует это обиталище: в «Самогонном озере» и «Зойкиной квартире» угадывается тот же образ «дома 302-бис (по старой нумерации. — Прим. «Культуры Москвы») с нехорошей квартирой 50». В финале романа дом гибнет в пожаре, устроенном котом Бегемотом, — в действительности же дому повезло больше: сейчас там располагается музей Булгакова.  3. Дом, где происходило действие «Муму»  ул. Остоженка, 37  «В одной из отдаленных улиц Москвы, в сером доме с белыми колоннами, антресолью и покривившимся балконом, жила некогда барыня, вдова, окруженная многочисленною дворней» — так начинается история, известная каждому школьнику. Немой дворник-богатырь Герасим мел именно Остоженку, хотя сейчас у человека, владеющего даром речи, язык не повернется назвать ее отдаленной улицей. Здесь в 40–50-е годы XIX века проживала мать классика русской литературы — Варвара Петровна Тургенева, и «Муму» — как принято сейчас говорить, рассказ, «основанный на реальных событиях». Правда, реальность оказалась еще безрадостней, чем литература: выполнив жестокий приказ своей госпожи, дворник вовсе не ушел от нее, а продолжал служить верой и правдой. 4. Дом профессора Преображенского  ул. Пречистенка, 24  В бывшем доходном доме, построенном по эскизу архитектора Семена Кулагина и принадлежавшем ему до революции, жил один из прототипов профессора Преображенского — дядя Булгакова, врач-гинеколог Николай Покровский. Именно здесь, судя по описанию дома, и поселил писатель своего гениального физиолога: прозвание «Калабуховский» автор получил, исказив «Кулагинский». В одну из обширных квартир этого здания являлся «уплотнять» профессора председатель домового комитета Швондер. «Извиняюсь, — перебил его Швондер, — вот именно по поводу столовой и смотровой мы и пришли говорить. Столовых ни у кого нет в Москве». — «Даже у Айседоры Дункан!» — звонко крикнула женщина».  5. Дом Болконского  ул. Воздвиженка, 9  «Они подъехали к старому, мрачному дому на Воздвиженке и вошли в сени». Этот дом — хорошее напоминание о том, что «Война и мир» для Льва Толстого была историей глубоко семейной: многие персонажи были срисованы с его близких родственников — людей блестящей эпохи Александра I. Упомянутый дом принадлежал деду писателя — князю Николаю Волконскому, который был прототипом старого князя Болконского. В романе здесь устраивается брак Николая Ростова и Марьи Болконской — их прообразами стали родители Толстого. Здание косвенно связано и с другим знаменитым романом писателя: на балу, который был устроен здесь, он познакомился с прототипом Кити Щербацкой — Прасковьей Щербатовой, которую долгое время считал идеалом женщины.  6. Дом Саши Панкратова  ул. Арбат, 51, корпус 1  «Самый большой дом на Арбате — между Никольским и Денежным переулками, теперь они называются Плотников переулок и улица Веснина. Три восьмиэтажных корпуса тесно стоят один за другим, фасад первого выложен белой глазурованной плиткой. Висят таблички: «Ажурная строчка», «Отучение от заикания», «Венерические и мочеполовые болезни»… Низкие арочные проезды, обитые по углам листовым железом, соединяют два глубоких темных двора». С описания этого дома начинается роман «Дети Арбата» Анатолия Рыбакова. Мрачный вид дома вполне объясним, если вспомнить, ради чего он строился: дом был возведен в 1912 году по заказу домовладельца Василия Панюшева для сдачи жильцам. Чтобы извлечь максимальную прибыль, квартиры занимали небольшую по тем временам площадь и жались друг к другу, что придало зданию казарменный вид. Писатель жил здесь с 1919 года; образ этого дома фигурирует и в других его произведениях — приключенческих повестях «Кортик» и «Выстрел».  7. «Кулаковка» Гиляровского  Певческий переулок, 1/2, стр. 2  Некогда одно из самых страшных мест Москвы, частое место действия очерков «дяди Гиляя». Здесь до революции располагалась ночлежка, служившая приютом для деклассированных элементов — воров, попрошаек, проституток. «В «Кулаковку» даже днем опасно ходить — коридоры темные, как ночью. Помню, как-то я иду подземным коридором «Сухого оврага», чиркаю спичку и вижу — ужас! — из каменной стены, из гладкой каменной стены вылезает голова живого человека». Сразу после Октябрьской революции знаменитая ночлежка «объявила независимость» — жильцы отказались платить владельцу-эксплуататору, который поспешно покинул город. Большевики расформировали ночлежку, устроив из нее жилой дом. Сейчас здание имеет на удивление приличный вид.  8. Центральный дом культуры железнодорожников  Комсомольская площадь, 4  Куда пропало сокровище мадам Петуховой, которое искали Остап Бендер и его склонный к уголовным выходкам компаньон Киса Воробьянинов? Оно волшебным образом трансформировалось именно в это здание: «Бриллианты превратились в сплошные фасадные стекла и железобетонные перекрытия, прохладные гимнастические залы были сделаны из жемчуга. Алмазная диадема превратилась в театральный зал с вертящейся сценой, рубиновые подвески разрослись в целые люстры, золотые змеиные браслетки с изумрудами обернулись прекрасной библиотекой, а фермуар перевоплотился в детские ясли, планерную мастерскую, шахматный клуб и биллиардную». На деньги от продажи сокровищ государство построило Центральный дом культуры железнодорожников — на этом кончается роман «Двенадцать стульев». В действительности история его строительства, конечно, не была столь романтической: здание возвели по проекту архитектора Щусева ради развития культуры пролетарского досуга.  9. Дом, куда приехала из деревни Татьяна Ларина  Большой Харитоньевский переулок, 13  Здесь располагался дворец князей Юсуповых, куда у Пушкина приезжает из деревни на смотрины Татьяна Ларина. Он упоминается в 7-м главе «Евгения Онегина»:  «…В сей утомительной прогулке  Проходит час-другой, и вот  У Харитонья в переулке  Возок пред домом у ворот  Остановился…»  Под княжной Алиной, упоминаемой в романе, скорее всего, имеется в виду Алина Юсупова, проживавшая в то время в этом дворце. Впрочем, тот деревянный домик (он входил в дворцовый комплекс), который долгое время окрестные жители называли «ларинским» и где, по городской легенде, и остановились Ларины, не сохранился.  10. Высотка, где жила Глика Новотканная  Котельническая набережная, 1/15  В этой одной из лучших сталинских высоток жила героиня романа «Москва Ква-Ква», юная комсомолка и спортсменка. А еще — если верить автору — тут располагалась масса символов эпохи: от «шарашки», где инженеры работали над секретными разработками, до бункера, где якобы нашел свою гибель сам «отец народов». Разумеется, Аксенов выбрал местом действия своего романа эту высотку не случайно. Как признавался он сам, к ней, как и к другим зданиям сталинского ампира, он испытывал смешанное чувство — с одной стороны, обитавшие в них «небожители» вызывали у него презрение и зависть, с другой — здесь жили лучшие девушки, о которых столько мечталось в юности... Высотка на Котельнической — яркое воплощение гламурного сталинизма. 
Другие записи сообщества
Где сделать красивые фотографии Расскажем об отличных местах для фотосессий, где можно сфотографироваться среди старорусской атмосферы, в японском саду, в настоящем городе-призраке, в перевернутом доме или на улицах Москвы 19 века? 1. Город‐призрак под Фирсановкой Заброшенный город, который появился вследствие съемок фильма «Записки экспедитора Тайной канцелярии». Центральные объекты - рыночная площадь с городской ратушей, рядом возвышается небольшая католическая церквушка, возле одного из домов стоит эшафот клетка для заключенных, а поблизости виднеется тюрьма. Колорита месту добавляет выброшенный на сушу корабль. Бывшие декорации находятся на территории парково-усадебного ансамбля Серединково – знаменитого «лермонтовского» места. Теперь для посетителей этого места разработана развлекательная программа: фехтовальное шоу с участием каскадеров, конные прогулки, костюмированные фотосессии. Вход – 100 рублей. Где: Московская область, Солнечногорский район, около деревни Середниково, п/о Фирсановка, Усадьба Середниково, территория “КиноГород”. 2. Измайловский Кремль Пестрый комплекс, своим видом искусно имитирующий традиционную русскую архитектуру начала 18 века. В своих стенах прянично-лубочный Измайловский кремль собрал всё лучшее, что было в царской резиденции Измайлово: воссоздан один из прудов, положено начало возрождению зверинца, птичника и конюшни (в Кремле живет медведь, ручные голуби, лошади), высажены благоухающие цветы и виноград. Экскурсию в прошлое помогают совершить музеи, расположенные на территории комплекса, ветряная мельница, гончарная, ткацкая и кузнечная мастерские с возможностью обучения ремеслу. Место: ст. м. «Партизанская». 3. Крутицкое подворье Кусочек исторической Москвы, где время будто остановилось много веков назад. Этот архитектурный ансамбль появился еще в XIII веке. Изначально это был монастырь, позднее получивший титул резиденции епископов Сарских и Подонских. На сегодняшний день Крутицкое подворье - это Патриаршее подворье и церковный отдел по делам молодежи. Здесь можно увидеть до сих пор сохранившиеся Святые ворота с фресками, Малый Успенский собор и Терем, которые соединены переходами, действующий Верхний храм собора, Митрополичьи палаты, Воскресенскую церковь, Колокольню с потрясающими проходами в виде арок и многое другое. Вход свободный! Место: на пересечении Крутицкой улицы и 1-го Крутицкого переулка (м. «Пролетарская»). 4. Японский садик Настоящий уголок Японии, открытый для посещения с апреля по октябрь. Здесь есть тринадцатиярусная каменная пагода, которой больше 200 лет, миниатюрные мостики, петляющие каменные тропинки и подстриженные кусты — все сделано с несвойственной нашим широтам аккуратностью и любовью к каждому сантиметру зелени. А в конце апреля-начале мая, если повезет, здесь можно застать цветение самой настоящей сакуры! Место: Главный ботанический сад РАН (м. «Владыкино»). 5. Дом-перевертыш на ВВЦ Необычный интерактивный аттракцион, который представляет собой коттедж, перевернутый вверх ногами. Попав в «дом-перевертыш», посетители почувствуют себя в особенном и довольно необычном пространстве. Под ногами в помещении находится потолок, а сверху расположены свисающие вниз предметы мебели, посуда и другие предметы быта. Интерьер «дома-перевертыша» на ВВЦ является имитацией самого обычного европейского коттеджа. Но все среднестатистические предметы интерьера представлены совсем в не обычном виде, то есть «вверх ногами». 6. Декорации на Мосфильме На площадке киностудии «Мосфильм» возведен целый старинный город, в котором проводились десятки съемок самых популярных отечественных картин: «Бедная Настя», «Доктор Живаго», «Статский советник», «Господа офицеры», «Спасти императора», «Гибель Империи», «Азазель». Дома в инсценированном городе созданы из фанеры, а сверху они обмазаны гипсом, внутри постройки абсолютно пусты. Снаружи, тем не менее, они выглядят исключительно реалистично: для полного погружения в атмосферу 19 века не хватает лишь экипажей с лошадьми да прогуливающихся дам в длинных подолах. Попасть на территорию Мосфильма можно двумя способами: в составе экскурсионной группы или побывав на записи эфира какой-нибудь телепередачи. Место: ул. Мосфильмовская, д. 1. 7. Генератор Маркса или «Катушка Тесла» Генератор Аркадьева-Маркса, который предназначен для создания искусственных молний и облаков, располагается на открытом испытательном полигоне в подмосковном городе Истра. За внешнее сходство с легендарным устройством Н. Тесла его часто называют «Катушкой Тесла». Генератор способен создавать молнии длиной до 150 м. Полигон находится под охраной, и пробираться на него без разрешения не рекомендуется – последствия приближения к ультравысоковольтному стенду могут оказаться летальными. Место: Г. Истра, ул. Заводская, д. 5, ВНИЦ ВЭИ 8.Ленточный лабиринт «Мёбиус» Ленты «Мёбиуса» развешаны вертикально от потолка до пола в хаотичном порядке и напоминают непроходимые лианы в джунглях. Главное отличие лабиринта «Мёбиус» от всех прочих лабиринтов-аттракционов в том, что в нем отсутствуют ориентиры: комнаты, закутки, тупики и повороты, помогающие найти выход из пространства. Впрочем, тем, кто заведомо боится заблудиться, не стоит паниковать: сотрудники музея всегда готовы вывести заблудившегося путника, как только он позовёт на помощь Место: Пр. Мира, 119 стр.2, ВВЦ, 2 павильон 9.Мистический шар под Дубной Загадочный белый шар из стеклопластика высотой с пятиэтажный дом прячется в лесу под Дубной. Что это такое, никто толком не знает, но многие приписывают этому странному артефакту мистические свойства. Шар полый внутри, и в него можно забраться, но это занятие не для пугливых. Каждый звук, издаваемый внутри, многократно отражается эхом от стен и создает фантастический эффект шепчущихся вокруг призраков. Место: Московская обл., Дубн 10. Арт-парк «Никола-Ленвец» Парк огромен: он раскинулся на 600 гектаров. Посреди парка протекает река Угра, где в жаркие дни можно и искупаться. Особенностью парка являются удивительные композиции и арт-объекты, порой достигающие гигантских размеров, ночью все эти объекты светятся. Место: деревня Никола-Ленивец, Дзержинский район, Калужская область, Россия Добраться до парка можно следующими способами:  – на автомобиле от Москвы по Калужскому шоссе, затем с него нужно будет повернуть на Медынь и далее следовать указателям. – на электричке нужно доехать до Калуги, а далее 80 км. на такси (это будет примерно стоить 1500 руб) – еще можно доехать на автобусе от ст. м. «Теплый Стан» по маршруту «Москва–Кондрово» (ходит ежедневно в 14:30 и 15:30), а оттуда на такси до парка. Обратный автобус идет в 06:30 утра.
Тайны русского языка
Геометрия с высоты птичьего полета. Техцентр на Варшавке
А в каком возрасте вы узнали, что соль и вода помогают легко очистить пальцы, склеенные суперклеем? Почему я только сейчас об это узнаю...
Современная мудрость
Согласны?
Станция метро Дворец Советов, ныне Кропоткинская. 1935 год. В горшках росли настоящие пальмы!
Интересные факты о башнях Кремля Если звезды на вершинах кремлевских башен — приобретение ХХ века, то сами башни — это средневековое достояние, сохранившееся в самом центре Москвы. Каждая из 20 красавиц имеет собственную уникальную историю. Мы прогулялись по 12 башням Кремля. Беклемишевская (Москворецкая) башня Эту башню построил итальянец Марк Фрязин в конце XV века, а назвали ее в честь жившего по соседству боярина Ивана Беклемишева. Второе название досталось сооружению от Москворецкого моста, расположившегося неподалеку. Ходят слухи (которые в свое время были подтверждены даже архитекторами), что здесь есть тайник. Кроме того, Москворецкая — одна из очень немногих башен Кремля, которые сохранились со дня основания почти без изменений. Высота — 46,2 м Константино-Еленинская башня Автор этой части Кремля — Пьетро Антонио Солари. Назвали Константино-Еленинской ее уже почти через 200 лет, когда неподалеку была возведена церковь Константина и Елены. Когда-то башня была проездной, у нее были свои подъемный мост и отводная стрельница. Высота — 36,8 м Набатная башня Раньше в качестве пожарной сигнализации на башне висел Спасский набатный колокол, в честь которого и стали называть само сооружение. Именно благодаря этому колоколу в 1771 был собран знаменитый Чумной бунт. После неподобающего инцидента Екатерина распорядилась удалить роковому Спасскому набатному язык. Высота — 38 м Царская башня Самую невысокую из кремлевских красавиц построили позже всех. Своим видом она напоминает теремок, что вполне отражает дух и моду времени, когда она была сооружена, — конца XVII века. Высота с флюгером — 16,7 м Спасская башня Со Спасской, пожалуй, связано больше всего легенд. Говорят, что во времена правления царя Михаила Федоровича голые фигурки на башне одевали в специальные наряды, чтобы прикрыть «срам». Один из первых двуглавых орлов в России появился именно здесь, а потерянная во время прохода через Спасские ворота треуголка Наполеона, вполне вероятно, ознаменовала победу в войне с французами. Высота со звездой — 71 м Сенатская башня Сенатская знаменита тем, что перед ней расположен Мавзолей Ленина. В 1948 году к Ильичу сделали специальный проход для партийной элиты, который миновал Красную площадь и давал возможность пройти на трибуны прямо из Кремля. Высота — 34 м Никольская башня Покровитель этой башни — Николай Чудотворец, поэтому к Никольской часто приходили москвичи помолиться и спросить совета у любимого святого. По слухам, Чудотворец также неоднократно помогал москвичам защищать город во время войн. Высота со звездой — 70,4 м Угловая Арсенальная башня Угловую называют самой мощной из кремлевских башен. В ее нижнем массиве 18 граней, и благодаря расширенному основанию и четырехметровым стенам она выглядит очень устойчиво. Строил ее тот же Солари, а в конце ХІХ века башню переделывали, так как она сильно пострадала во время войны 1812-го. Высота — 60,2 м Троицкая башня Троицкая башня самая высокая в Кремле, а в ее воротах располагается главный вход. Автор сооружения — Алевиз Фрязин, в башне часто проходили торжественные встречи, а сейчас в ней базируется Президентский оркестр. Высота со звездой — 80 м Кутафья башня Кутафья является единственной сохранившейся башней-стрельницей. Здесь до сих пор можно увидеть щели от цепей, которые раньше служили креплениями для подъемных мостов через ров. Несколько лет назад с двух сторон Кутафьей начали строить современные павильоны, на что крайне негативно отреагировали специалисты по сохранению культурного наследия. Высота со стороны города — 13,5 м Комендантская башня Бывшая Глухая, или Колымажная, изначально строилась как проход к царским экипажам и конюшням в Колымажном дворе. Почти через сто лет после постройки над башней возвели декоративный шатровый верх. Высота — 41,25 м Оружейная башня Бывшая Конюшенная с ХІХ века ведет к зданию Оружейной палаты. Она очень хорошо сохранилась в своих средневековых формах, несмотря на то, что когда-то ее строители столкнулись с большими проблемами — им пришлось с помощью сложных гидравлических методов укреплять заболоченный грунт. Высота — 38,9 м
Ответ на вопрос, который уже много лет занимает умы москвичей - "Схема глубины заложения московского метро".
Это не космический корабль, это Останкинская телебашня