Жемчужина Москвы - Усадьба Останкино Впервые о ней написано в летописных документах 1558 года, где поселение «деревня Осташково» значилось за неким Алексеем Сатиным и именовалось «поместьем». Значимые преобразования в усадьбе пришлись на конец XVI – начало XVII столетий, когда владение находилось с собственности Василия Яковлевича Щелканова – весьма влиятельного человека времен правления Иоанна Грозного и Бориса Годунова, некоторое время даже возглавлявшего Посольский приказ. Именно при нем в усадьбе появился пруд, были возведены господские палаты, деревянная церквушка Живоначальной Троицы, а также избы для священников и обслуги. В 1620-м владение отошло к представителям княжеского рода Черкасских – кабардинцам, потомкам легендарного верховного князя Кабарды Инала, перебравшихся в Первопрестольную и принявших здесь православие. Члены семьи оставались хозяевами усадьбы вплоть до 1743 года. При Михаиле Яковлевиче Черкасском, вступившем в права наследства в 1667- м году, перестроили в камне Троицкую церковь (1678-1683), сохранившуюся до нашего времени в неизменном виде (одна из красивейших храмов Москвы). Последним из Черкасских – владельцев усадьбы Останкино – был Алексей Михайлович Черкасский, при котором больше хозяйственное имение стало парадной резиденцией, куда его семья переезжала из Москвы на летний период. Тогда здесь появился просторный господский особняк, был разбит регулярный сад и отстроены оранжереи. История усадьбы Останкино при Шереметевых В 1743-м владение отошло графскому роду Шереметевых как приданое Варвары Алексеевны Черкасской, обвенчавшейся с Петром Борисовичем Шереметевым. Последний в те годы больше занимался своей любимой усадьбой Кусково, а потому новому поместью особого внимания не уделял. Новая история усадьбы Останкина началась уже при его сыне – Николае Петровиче Шереметеве. Он был весьма образованным человеком, интеллектуалом, ценителем и почитателем живописи, пылким любителем театра. В усадьбе он решил воплотить свою давнишнюю мечту об устройстве в Москве театрально-дворцового комплекса. Грандиозная перестройка усадьбы началась в 1792 году. Останкинский дворец – жемчужину владения – проектировали такие великие зодчие, как Франческо Кампорези, Винченцо Бренн, Джакомо Кваренги, Иван Егорович Старов и крепостной Павел Иванович Аргунов. Между тем, Николай Петрович принимал и сам активное участие в проектировании: всем приглашенным зодчим он в общих чертах объяснял желаемые усовершенствования, поторапливал их с исполнением задания и далее требовал точного воплощения проекта от крепостных мастеровых. Шереметев добивался совершенства дворца и его сцены, поэтому строительство завершилось только в 1798 году! Ко всему прочему, работы велись за глухой и высоченной оградой, дабы никто не мог увидеть задуманное. Останкинский дворец отстроен из дерева, а уже поверх него нанесена штукатурка, обработанная «под камень». Особое восхищение у публики вызывала театральная сцена, ставшая своеобразным трансформером, за считанное время превращавшегося в своеобразный «воксал» (так в старину называли помещения для гуляний с танцами и проведения маскарадов). Будто ниоткуда в зрительном зале, по обе его стороны, появлялись колоннады и все было готово для проведения бала. Изумительна была и акустика у дворца-театра, а также в Египетском павильоне, где проводились концерты. Это достигалось и за счет специальной планировки помещений, и благодаря строительному материалу – дереву, из которого оба здания и были выстроены. Убранство дворца поражало всех посетителей! Первый спектакль в усадьбе Останкино состоялся в 1795 году, 22 июля. Это была лирическая драма «Зельмира и Смелон, или взятие Измаила». Партию главной героини исполнила прима шереметевского крепостного театра Прасковья Ивановна Ковалева-Жемчугова – супруга Николая Петровича Шереметева. В 1803-м Шереметев, после смерти любимой жены распустил театральную труппу. В 1812-м усадьба в Останкине была разграблена солдатами Наполеона под командованием французского маршала Мишеля Нея, чья ставка тогда находилась неподалеку от дворца. В 1856-м во владении некоторое время пребывал император Александр II, прибывший в Первопрестольную по случаю своей коронации. Для царственной особы изменили дизайн части помещений первого уровня Останкинского дворца. Пришедшие к власти большевики усадьбу Останкино национализировали и открыли здесь экспозицию, которую в 1938-м переформатировали в «Музей творчества крепостных». В 1992-м владению вернули историческое имя. Сейчас усадьба находится на грандиозной реконструкции, после нее московская жемчужина засияет еще более яркими красками.