«Суп из вина», или Судьба Чеховского театра
Автор: Ольга Авдеева
Дорогие читатели, сообщаю вам новость — в нашем городе объявилась певица с большими амбициями, не иначе как мечтает Аллу Пугачеву с трона смахнуть. Певица к тому же считает себя поэтом и композитором. О тексте одной из песен. Проникнитесь: «Варится, варится суп из вина. // Варится в честь дня рождения – ия…».
Не думайте, что в газете опечатка. Просто такая вот незамысловатая рифма. Автор строк однозначно достигла уровня Тредиаковского, писавшего: «Екатерина Великая, о! // Поехала в Царское Село…».
Вторая песенка посвящена филейной части человеческого тела. Ее когда-то давно пела девочка-крошка, и это смотрелось почти симпатично. Но наша певица далеко не крошка, а взрослая тетя, которая размещает на своей странице в ВК множество собственных фото в почти обнаженном виде и распевает детскую песенку, вероятно, считая это очень остроумным и оригинальным решением.
Почему я завела речь о какой-то певице? Действительно, если бы речь шла о человеке, который ни с того ни с сего запел, - ну и ладно: ты художник, ты так видишь. Отсутствие голоса и слуха тоже не имеет значения.
Дело в другом. Певица Светлана Кузнецова занимает в Чехове статусную должность. Она — директор муниципального бюджетного учреждения культуры «Чеховский городской театр». Рекламирует себя как хореографа и режиссера, которого мечтают заполучить и в Париже, и в США, который разъезжает по городам России с мастер-классами и у которого жизнь удалась.
На должность директора гортеатра в Чехове Кузнецову назначили прошлой весной с благословения и по велению главы округа Григория Артамонова. В прошлом дама работала руководителем Московского драматического театра «Откровение».
И вот почти год поющий директор Светлана Кузнецова руководит Чеховским театром. Ей хорошо. А вот хорошо ли театру? Это - большой вопрос.
***
О злосчастной судьбе нашего городского театра я писала не раз — ругала, критиковала, хвалила. Как не хвалить, ведь недолгие просветы в истории театра все же наблюдались. Правда, работающих актеров и режиссеров руководящие культурой дамы быстро изживали. Неработающих, но пишущих правильные отчеты пестовали и лелеяли.
Что происходит теперь? После последней моей статьи о театре провели реформы. Дело, надо думать, не в статье, а в том, что театральное безобразие стало очевидным. Как теперь говорят, перешло все «красные линии». Правда, реформы в чеховской культуре сводятся к «потугам» (по выражению директора Кузнецовой). То названия изменят (ох, сколько бумаг нужно переписать!), то кого-то с кем-то объединят, чтобы потом разъединить (и опять поток бумажных работ растет). Вот и в этот раз якобы реформа была «глобальной»: театр объединили с музеем. «Что-то изменилось?» — спросите вы. Нет, конечно. Несколько мероприятий провели совместно. Но их и так провели бы, даже без формального объединения.
Был совершен серьезный для неповоротливой чеховской культуры шаг: покрасили фасад театра на Московской. Отремонтировали одну из комнат в здании. Думаете, что это забота об артистах и чеховской публике? Нет: в отремонтированной комнате прошли выборы - там располагалась избирательная комиссия. В остальном же все по-прежнему. Здание театра на Московской, как и раньше, прозябает и разрушается. Жизнь еле тлеет и в венюковском заводском клубе.
***
И вот что особенно печально: в афише театра города Чехова так и не появилось имя Антона Павловича. Каковы бы ни были претензии к прежним художественным руководителям театра, но они (Крамаренко, Беляев, Лобанова) работали. Пытались ставить Чехова — пьесы, спектакли по его рассказам, инсценировки.
Теперь Чехов в Чехове подвергнут остракизму. Почему? Есть догадка. Когда в город приехал маститый режиссер Сергей Дубровин, он поставил отличный спектакль по Вампилову. Однако певица, хореограф и директор театра Кузнецова (а также эксперт и лектор) мгновенно изжила этого идеалиста. И знаете, почему? Дубровин рассказывал, что чеховским руководящим культурным дамам показалось, что этот драматург, давно ставший классиком советской литературы, недостаточно уважительно отзывается о… чиновниках. Напомню, что речь идет о Вампилове, пьесы которого много десятилетий идут по всей России.
Ну и где же здесь найдется место Чехову, хлеставшему чиновников словом крайне жестко? «Если человек присасывается к делу, ему чуждому, например, к искусству, — писал Чехов, — то он за невозможностью стать художником, неминуемо становится чиновником. Сколько людей таким образом паразитирует около науки, театра и живописи!», - писал он.
Отсюда и грустный вывод о том, что нет писателю и драматургу Антону Чехову места в городе Чехове.
***
Не нужно заниматься формальной реорганизацией театра. А нужно провести комплексную проверку, беспристрастно проанализировать работу его руководителей, репертуарную политику, а также экономическую составляющую театральной жизни. Предприятие бюджетное, а как расходуются выделяемые денежные средства, если декорации и костюмы в театре десятилетиями одни и те же, — не очень понятно.
Скоро в Чеховском театре на Московской вновь обоснуется избирательная комиссия. Рядом, в бывшем театральном фойе, иногда проходят спектакли. Моя приятельница, театралка, как-то посетила один из них. Удивлялась количеству зрителей — три- четыре человека. Впрочем, чего мы ждем от танцовщиц и певиц, ныне возглавляющих театр?
***
Уверена, что новому главе округа Михаилу Собакину пора прекратить этот спектакль и понять, что катастрофа в культуре не менее опасна, чем в ЖКХ. Здесь рвутся духовные трубы, взрываются интеллектуальные котлы. И если все это отдать на откуп танцовщицам с голыми животами, то ущерб не только нашему городу (он уже явно ощущается), но и всей России будет нанесен непоправимый.
***
В 2021 году тогдашний глава округа Григорий Артамонов пообещал, что администрация будет проводить системную работу для того, чтобы вернуть театр в историческое здание из венюковского клуба. Здание театра на улице Московской является памятником культурного наследия, однако уже много лет находится в аварийном состоянии. “В этом году мы готовим документы для того, чтобы вступить в данную программу в 2022 году. Поручение мною уже дано, деньги в муниципальном бюджете на 2022 год мы будем предусматривать, чтобы участвовать в этой программе, И если у нас получится, – потому что мы, опять-таки, отталкиваемся от бюджета Московской области, – то мы обязательно начнем восстановление исторического здания театра”, – заявлял Артамонов. Однако, как можно видеть, слова остались лишь словами. В 2023 году старое здание расконсервировали без проведения капитального ремонта. Но оно по-прежнему не может полноценно эксплуатироваться по прямому назначению, а используется лишь частично.