"Литература - это великая ложь, которая рассказывает правду о том, как устроен этот мир" РУСЛАН КОЗЛОВ STABAT MATER Я вообще не была уверена, что у меня получится написать внятный отзыв. Представьте себе мир, в котором дети неизлечимо больны. Больны болью. Болью, приступы которой невыносимы настолько, что истощают и разрушают организм - день за днём. И в итоге убивают. А всё, что могут сделать врачи - это облегчить страдания. Но заболевших детей становится всё больше, расходы на содержание хосписов растут и их решают закрыть - из соображений экономической целесообразности и национальной безопасности. Проблема в том, что обезболить детей в домашних условиях невозможно. ✍ Вот здесь мне очень хотелось написать, что это очередная антиутопия, но Руслан Козлов почти тридцать лет проработал в благотворительном фонде, который помогает тяжелобольным детям - детям, которым отказало в помощи государство. Так что пишет он об очень узнаваемых и давно ставших привычными вещах. О функционерах от медицины, для которых iPatient - пациент в компьютере - важнее, чем пациент в палате. О врачах и волонтерах, которым хватает душевных сил увидеть за диагнозом человека, и которые убеждены: даже если нельзя спасти, можно помочь. О богослужении для больных детей, которое совершает один из митрополитов и на котором присутствует столько чиновников и прессы, что детям в инвалидных колясках и их родителям приходится тесниться в притворе храма. О родителях, медиках и священниках, которые отказываются покинуть хосписы и которых в новостях и ток-шоу называют руководимыми "извне" провокаторами, сатанистами, педофилами и наркоманами, "требующими не мешать им растлевать беззащитных больных детей и готовыми пойти на всё, взяв детей в заложники, прикрываясь ими как живым щитом". О тех, кто готовит операцию по "зачистке". О тех, кому нет дела до чужого горя, кто "поплотнее задернул шторы, закрыл дверь на засов, зажмурился, понадеявшись, что беда пройдёт мимо". ✍ Книгу тяжело читать - в ней много боли, много гнева и бессилия, но и оторваться от неё невозможно - потому что это действительно роман о милосердии. О материнской любви. О сострадании и сочувствии. О вере в то, что спасая другого мы спасаемся сами. О надежде. Вот только Stabat Мater dolorosa juxta crucem lacrimosa dum pendebat filius - это молитва, в которой верующие просят у Богородицы позволения почувствовать скорбь её сердца и скорбеть вместе с ней - ибо в сострадании и есть их спасение. А те, кто произносит эти слова с амвона, поддержали закон о закрытии хосписов - поддержали, зная, что оставляют миллионы детей мучительно умирать, а их матерей молиться о скорейшей смерти своего ребенка как о величайшей милости. И поэтому мне очень хочется надеяться ещё и на то, что бог испытывает не тех, кто страдает, а тех, кто в ответ на мольбу о помощи бездумно повторяет, что боль и страдания - единственный путь к спасению и вечному блаженству. Неужели можно считать себя милосердным человеком, если ты способен сказать, что у кого-то просто недостаточно смирения, если его не утешают слова о том, что "бог не посылает испытаний превыше человеческих сил" и о "неисповедимости путей господних"? Мне кажется, произнести такое - намеренно отвернуться от чужого горя. Потому что нельзя заранее знать, какие именно слова утешат человека - их нужно найти, а значит нужно почувствовать чужую боль как свою. Это и есть со-страдание. ✍ Во времена первых христиан молитвенные собрания назывались агапа (от греч. ἀγάπη - любовь). Значит ли это, что истинная суть христианства в том, чтобы любить и сострадать? И если это действительно так, значит Церковь - с каждым крестовым походом, с каждым аутодафе, с каждой проданной индульгенцией, с каждой "долгая и многая лета" очередному правителю - становилась всё дальше от того, что было заповедано людям на самом деле. Почему благая весть свелась к одному повелению - терпеть и не роптать? И так ли сильно оно отличается от совета никогда и ничего не просить? Я не религиозна и не верю, что зло можно остановить молитвой. Не верю, что у страданий есть какой-то высший смысл. Не верю, что смирение и молчание - добродетель. Не верю, что нельзя преодолеть путь от страха к свободе. Но я верю, что бог - это любовь и милосердие, а значит, сострадание - это частица бога, которая есть в каждом из нас. И каждый из нас - как и герои романа - ищет ответы на самые главные для себя вопросы. Ищет всем собой. И каждый из нас и есть ответ. Кто-то встанет на путь лжи, кто-то отвернётся и промолчит, но кто-то выберет путь сострадания. А значит, можно надеяться, что в беде никто из нас не останется один.