Напоминаем всем: мы с удовольствием публикуем не только ваши вопросы, но и отзывы/рецензии на прочитанные книги. Такие посты публикуются неанонимно, если автор не просит об обратном. Как всегда, оставляем за собой право минимально отредактировать текст – исключительно с точки зрения орфографии и пунктуации. Благодарим вас за ваши труды, они делают наш контент интереснее и разнообразнее. Рецензия на книгу «Отверженные» Виктора Гюго Это первая рецензия в моей жизни. Заранее приношу извинения перед всеми любителями Гюго – моя неумелая рецензия может сделать вам больно (или как минимум неприятно), тем не менее посягну на святое, врать я не хочу и не умею, смело заявляю: я могла обойтись без этой книги. С «Отверженными» я провела полтора месяца своей жизни и не могу сказать, что что-то потеряла бы, если бы книгу отложила в долгий ящик. Но по порядку. Это не первая большая книга в моей жизни. Читаю я медленно, но предпочтительно классику и объём меня нисколько не пугает. Перед Гюго прочитала на одном дыхании «Графа Монте-Кристо» и это было безумно интересным приключением, в котором я наслаждалась каждым словом. Я смогла пройти путь с «Улиссом» до середины 14-го эпизода, и мне было хорошо с этой книгой, просто на 14-м эпизоде я призналась себе, что книга, конечно, гениальна и прекрасна, но написана не для меня, а для более подготовленных и грамотных читателей. Были и другие, но хочется всё же поговорить про Гюго, а эти я упомянула лишь для того, чтобы подчеркнуть, объём – это не плохо, но только когда он оправдан. Первые 300 страниц пролетели за 2 дня. Я познакомилась с епископом и Жаном Вальжаном, восхищалась обоими персонажами, умилялась некой наивности героев того времени, ведь порой так приятно и спокойно, без потрясений, с лёгкостью наблюдать за положительными героями и знать, что они тебя не подведут – современные авторы зачастую создают более сложных и неоднозначных персонажей, да и раньше это в принципе было, но не в «Отверженных», здесь можно не ждать потрясений – если вы встретили злодея, он таким и останется, а все понравившиеся вам герои станут чуть ли не святыми. По крайней мере, в первом томе. Но дальше, после лёгкой и интересной истории вымышленной началась история настоящая и мне стало скучно. Я не хотела столько знать про Наполеона, мне не нужны были многостраничные размышления автора о тенденциях того времени: расскажите мне, что произошло с персонажами, а выводы я сделаю сама. Будь у меня возможность, я бы смело вычеркнула процентов так 50 от книги и, уверена, она бы от этого не стала хуже. Наверняка все участники группы знают про то, что в «Отверженных» на 26 страницах рассказывается история парижской клоаки, а потом ещё страниц так 30 вы гуляете по той самой канализации вместе с Жаном Вальжаном (советую пояндексить картинки, как она выглядит сейчас и пропустить описание от автора). И таких непонятных вставок очень много. Я не говорю, что Гюго – плохой автор, но его многословие убаюкивало меня, я засыпала над книгой, не успев отложить её в сторону. Небольшая справка: раньше книги выходили вместо сериала, главами, и читатели не успевали устать и испугаться объёма, современный же читатель избалован ёмкими произведениями без грамма словоблудия. И если вы не читали эту книгу, но всё ещё хотите, смело беритесь за короткую версию – я вам официально разрешаю, никто от этого не пострадает. Не могу не вставить впечатления Ильфа о Гюго: «Ильф был человеком неожиданным. Иной раз его высказывания казались чрезмерно резкими, но почти всегда они были верными. Однажды он вызвал замешательство среди изощрённых знатоков литературы, сказав, что Виктор Гюго по своей манере писать напоминает испорченную уборную. Бывают такие уборные, которые долго молчат, а потом вдруг сами по себе со страшным рёвом спускают воду. Потом помолчат и опять спускают воду с тем же рёвом. Вот точно так же, сказал Ильф, и Гюго с его неожиданными и гремящими отступлениями от прямого повествования. Идёт оно неторопливо, читатель ничего не подозревает, — и вдруг как снег на голову обрушивается длиннейшее отступление — о компрачикосах, бурях и океане или истории парижских клоак. О чём угодно. Отступления эти с громом проносятся мимо ошеломленного читателя. Но вскоре всё стихает, и снова плавным потоком льётся последовательный рассказ». Воспоминание об Ильфе и Петрове. Константин Паутовский Сейчас я чувствую, как меня хотят закидать помидорами (а то и чем потяжелее) любители Гюго, поэтому буду обороняться. Дальше прилагаю краткий список книг-заменителей для тех, кто не готов к потокам воды в тексте. В «Отверженных» есть: Тема бедности: как она страшна, уничтожает личность, всё человеческое и хорошее. Но снова буду честна: как по мне, эту тему лучше раскрыл Достоевский (например, в «Преступлении и наказании» – семья Мармеладовых) или Уэллс в «Машине времени»: морлоки меня напугали больше, чем Тенардье. И Тенардье я, к слову, раньше встречала: Гаспар Кадрусс, не ты ли это? Тема страдания детей из-за несовершенства взрослого мира – и снова мне ближе Достоевский с размышлениями о детской слезинке в «Братьях Карамазовых». И нельзя не вспомнить Крапивина, который во всех книгах доказывает, что дети достойны большего уважения и намного лучше взрослых. Раз на то пошло, мне было мало Гавроша, я считаю дико несправедливым (дальше не читать ничего в моей писанине всем, кто боится спойлеров) тот факт, что Гавроша убили за 400 страниц до финала, он достоин того, чтобы хотя бы дожить до конца, а то и заменить Жана Вальжана после смерти. Тема Бога – и снова Достоевский со своим Пятикнижием. И снова Дюма с «Графом Монте-Кристо». А так же «Хроники Нарнии» Льюиса и даже Бен-Гур Уоллеса. Но есть и тема книги, которая раскрыта у Гюго лучше, чем у остальных, – он прекрасно рассказал про духовное преображение человека, непростой путь Жана Вальжана от каторжника до величественного человека. Эту карту мне побить нечем, главный козырь автора – это персонажи. Ранее я обмолвилась, что неоднозначных героев нет – это не совсем так. Краткое описание (и снова предупреждаю всех нечитавших, но планирующих читать: спойлер спойлером погоняет и лучше вам пропустить эту часть моей неграмотной рецензии): Епископ (его уже упоминала) – нет ни грамма изъяна в этом человеке; если бы в мире существовали такие люди, всё было бы намного лучше. Эталон христианской доброты и величия, самый настоящий святой, не запятнавший себя ни разу. Не будь его, этой истории не было бы. Фантина – невинная душой, но павшая телом. Этакая Соня Мармеладова, полюбившая не того человека. Сильная личность, вызывает только уважение и жалость, но не потому, что слаба и не может справиться с трудностями, а потому что умеет любить, а судьба жестоко отняла у неё дочь. Фантины мне было мало, я бы тоже хотела продлить её жизнь до самой последней страницы. Несправедливо автор с ней обошелся, но этого требовал сюжет. Козетта – дочь Фантины – никакая, простушка, принцесса Диснея, но не Белль, которая сражается с волками и любит книги, а какая-то барби и пустышка, умеющая только смеяться и мило улыбаться. Если убрать у неё красоту, не останется ничего. И это странно, потому что жизнь её была довольно тяжелой и можно было создать интересную сюжетную линию, но, видимо, Гюго именно так видит идеальную женщину и сделал её бесхарактерной улыбашкой. Гаврош – это герой! Смельчак! Живой ум, не испорченный образованием, яркая, харизматичная личность. Он один стоит десятка Козетт. Из любой ситуации найдёт выход, адаптируется к любым условиям, жизнелюбив и добр. Местами груб, но это лишь для того, чтобы придать ему реалистичности. Один из любимых персонажей. Мариус… Ох. Сложно что-то сказать о нём. Местами я с восхищением наблюдала за ним (например, когда он пошёл наперекор деду), но иногда же мне хотелось дать ему пару оплеух, чтобы направить на путь истинный. Но так как в итоге он не подвёл, то простим ему все ошибки и не будем на них сильно заострять внимание: хороший, красивый, характер горячий и несдержанный, что опять же продиктовано молодостью и позволительно для его возраста. Жан Вальжан – и снова святой человек. Он и не был никогда злодеем, просто в отличие от епископа, это скорее блудный сын – любой адекватный человек украл бы монетку, которой игрался ребёнок, после того, как понял, что меньше заработал за 19 лет рабского труда каторги. Только безумец увидит в нём плохие черты, все его «преступления» оправданы: украсть хлеб, чтобы накормить голодных племянников после того, как тебе везде отказали в работе, вполне себе допустимо и не может называться злом. Все его последующие дела покрыли эти мелкие огрехи. Единственное, с чем я не согласна, – с его жертвенностью, но мне далеко до уровня этого персонажа. Эгоизм (надеюсь, что здоровый) – часть меня, и вечно спасать людей и молчать об этом для меня странно. Но читать о таком очень приятно и утешительно. Тенардье – редкостный редиска, хам, неряха. Наплодил детей, о которых заботиться не хочет. Как писала выше, вылитый Кадрусс – любой шанс упустит, потому что ему комфортнее жить в болоте, душа черна, в ней нет и капли жизни. Но подарил миру Гавроша и Эпонину – и на том спасибо. Жавер – о, этот человек и есть тот самый неоднозначный персонаж, большое спасибо Гюго за его создание. Жил долгом всю свою жизнь, видел исключительно чёрные и белые цвета, причём о том, что считать белым, ему сообщал свод законов. Бессердечен, лишён эмоций, этакая машина по поимке преступников. И вроде намерения благие – избавить мир от негодяев, но, уверена, что он натворил плохих дел побольше, чем тот же Тенардье, – его не подкупить ничем. Но Жан Вальжан смог пробить брешь и впустить свет в его незрелую душу, малейшей частицы света стало достаточно, чтобы тот пал ниц и не смог противостоять откровению. Всего лишь зерно сомнения вырастило прекрасное древо его души и убило его тело. Прекрасный персонаж, которому стоило лишь раз задуматься, чтобы найти смелость отказаться от убеждений – а это подвиг не меньший, чем 19 лет каторги: признать, что всё, что ты считал правдой, – ложь, а всё, что ты считал в этой жизни незыблемым, – тлен и не стоит ничего. Эпонина – хабалка, немытая грубиянка с грубым прокуренным голосом (последнее, возможно, я додумала, но именно такой образ нарисован в моей голове). Открыла для себя любовь – и сразу же преобразилась, невинный цветок, выросший в навозе. Намного лучше Козетты – не побоялась даже вступить в схватку с шайкой Тенардье, молчаливо и жертвенно любила Мариуса, погибла глупо, но достойно, с гордо поднятой головой. Жильнорман, дедушка Мариуса – тоже мой любимчик. Человек устоявшихся политических взглядов, ярый роялист, гедонист и любитель женщин. Язвителен, характерен, обидчив и несдержан в гневе. Но он же резко изменился, когда возникла угроза потерять внука. И пришёл к мысли, что его убеждения не стоят и гроша, а истинное сокровище – это счастье близких и никакие политические взгляды не стоят его любви к внуку. Очень добрый и щедрый старик, с удовольствием наблюдала за ним. Итог – книга не оставила меня равнодушной. В мои 32 года это единственная книга, о которой мне захотелось написать рецензию. Я не жалею о прочтении, но считаю эти 1746 страниц подвигом, который я повторять не буду. У всех любителей Гюго прошу прощения – но мне ближе Чехов, который за несколько страниц заставляет тебя плакать, а здесь я разрыдалась лишь раз, в самом конце. И всё равно, спасибо Гюго за титанический труд и... наверное, неуёмное желание большого заработка, надеюсь за это растянутое произведение ему заплатили достаточно, чтобы он был счастлив.