«Вина может быть только личной — вина в том, что сделал я сам или чего я делать не стал! Но я не могу быть виновен в том, что сделали другие люди, будь они даже мои отцы или деды. Внушать же австрийцам, которым сегодня от 20 до 50 лет, некоторую, так сказать, «коллективную вину»… я считаю преступным и безумным».
«Если существует нечто вроде коллективной ответственности, она может быть только планетарного масштаба. Пусть одна рука не возомнит о себе много из-за того, что не ее, а другую руку поразила опухоль; ведь болеет всегда только целый организм. И так же другие нации пусть не радуется тому, что не они, а немецкая нация подпала под влияние национал-социализма, ибо тогда было больным все человечество».
«Обладание ответственностью составляет достоинство человека, достоинство каждого отдельного человека. И всегда только от отдельного человека зависит, попирает ли он ногами это достоинство или сохраняет его в себе. Так же, как последнее составляет личную заслугу человека, так первое составляет его личную вину».
«Разумеется, в человеке существуют агрессивные импульсы, интерпретируем ли мы их как наследие, доставшееся нам от до-человеческих предков, или как нечто реактивное в духе психодинамических теорий. Однако агрессивные импульсы никогда не существуют per se, а всегда как нечто, по отношению к чему человек должен занять определенную позицию, по отношению к чему он постоянно занимает определенную позицию, выбирает ли он отождествление себя с ними или отделение себя от них.».
«Вина за вступление в некоторый коллектив. Здесь налицо личное решение, вследствие которого человек становится до известной степени также лично совиновным, например, если некая партия совершила преступления, предусмотренные ее программой. Однако при вступлении в партию в каждом отдельном случае нужно проверять, насколько человек подвергался давлению, не поступил ли он по принуждению, не по своей воле.
Решать, кто, когда и какую ответственность несет — это, конечно, «вопрос деликатный». Во всяком случае, право осуждать другого принадлежит только тому, кто сам про себя может доказать, что сам бы он поступил иначе. Только тот, кто сам предпочел оказаться в концлагере, нежели поддаться чужому давлению,— только тот, собственно, может переломить шпагу над тем, кто сдался».
Виктор Франкл