«Я свободный и счастливый человек», - утверждает художник Эрик Булатов. Сегодня ему 90. Зная о пройденном им пути, нет причин не верить этому утверждению.
Это кажется невероятным, но полвека назад, когда советские дети радовались книгам с иллюстрациями Эрика, сам он на свой страх и риск делал первые шаги в концептуальном искусстве. Со своим другом, художником Олегом Васильевым, половину года он рисовал превосходные книги ради заработка в издательстве «Малыш», а другие полгода создавал свои странные картины.
На родине они признаны не были - Эрик является участником печально известной «бульдозерной выставки» 1974 года в Москве. Эта самая известная публичная акция неофициального искусства в СССР была уничтожена сотрудниками милиции при помощи поливочных машин и бульдозеров, откуда и название.
Однажды работы Булатова увидели иностранные галеристы. И почти в одночасье Эрик Булатов стал знаменит за рубежом, продолжая еще долго оставаться «посторонним» на родине. Но он продолжал делать своё дело.
«Булатов — великий романтик, художник-моралист, он ратует не столько за политические истины, сколько за возможность проявления всего доброго в мире. Отделить его собственную честность и доброту от ясности и щедрости его работ невозможно, вся его работа основывается на оптимизме любви. Красота его работ не более чем средство, но его любовь выражается через эту красоту так же ярко, как и через тепло его личности», - написал Эндрю Соломон, автор книги Irony Tower, которая стала евангелием жизни советских нонконформистов.
В этой подборке мы собрали знаковые работы Эрика Булатова - концептуалиста.
1. Всё не так страшно
«Это экспрессивный образ, который, как мне кажется, выражает нашу жизнь. Однако никакой назидательности у меня нет. Каждый понимает как хочет. Главный посыл в том, что нынешняя ситуация не безнадежная. Она страшная, опасная, но все-таки есть надежда, что мы сможем ее преодолеть».
2. Улица Красикова
Динамичная фигура Ильича на «сакральном» белом поле кажется более реальной, чем городской пейзаж, символизирующий мир социума, существующий как будто в параллельной плоскости.
3. Картина и зрители
«Что касается „Картины и зрителей“, то там речь идет не об Александре Иванове, в общем, а о том, чтобы возник контакт между зрителем и тем, что происходит в картине. У Иванова этого не получилось, а почему и что бы такое сделать, чтобы это получилось? Чтоб Христос мог действительно выйти с картины сюда».
4. Свобода
«Свобода», по замыслу художника, прорывается из мира фальшивых лозунгов сквозь поверхность туда, где есть свобода подлинная. Свобода для Эрика Булатова — это способность выйти за пределы — картины или общества.
5. Вперёд, вперёд
«Мне кажется, это именно моя картина, которая не то чтобы повторялась, но тем не менее, много лет эволюционирует. Плоскость — прежде всего, и вместе с тем — вход внутрь. То есть одновременно плоскость и пространство, которые, казалось бы, должны отменять друг друга, но они, наоборот, создают некое единство и необходимость».
6. Лувр
Картина, посвященная вопросам восприятия искусства в современном мире. В работе Булатова в контакт с реальным зрителем вступают лишь «Мона Лиза» и свидетель, роль которого поручена мальчику на переднем плане.
7. Хотелось, ну засветло не успелось
«Понимаете, «ну не успелось», жизнь же на этом не заканчивается. Здесь уже не все так однозначно. С союзом «ну» у картины появляется другая интонация, она становится более живой, в ней появляется пространство».