Гигиена империи Чингиcxaна: почему за мытье посуды грозила смертная казнь - удивительно! Прочтите!?
В великой Монгольской империи существовало множество законов, автором которых был сам Чингисхан. В основном указы носили запрещающий характер, поскольку ставили много условий, нарушать которые было категорически нельзя.
Перечень законов
Например, воинам было запрещено мытье посуды и стирка одежды. Как пишет Л. Юзефович в книге «Журавли и карлики», наказание было очень жестоким, нередко дело заканчивалось смертью виноватого. Дело в том, что племена монголов следовали давним традициям, укоренившимся в обществе.
В произведении А. Грибова «Великая Яса Чингисхана» можно увидеть все законы, принятые правителем в 1206 году после восхождения на трон. В первую очередь, уделялось внимание безопасности граждан, чтобы снизить число уличных и бытовых грабежей.
Быт
Но дальше начинается самое интересное. Яса провозгласила запрет на перешагивание через костер, где готовилась пища, нельзя было мочиться на воду или огонь. Стирать в открытом источнике, купаться и мыть посуду водой также строго запрещалось.
По словам Ф. Кривина, воины обязаны были носить одежду до тех пор, пока она полностью не сгниет, а посуду «мыли» коровьим навозом либо пучком травы. Эти и другие дикие факты подробно описаны в книге «Золотая Орда. Монголы на Руси. 1223-1502г», Б. Шпулера.
Поклонение стихиям
Разгадка кроется в отношении древних племен к стихиям. Вода и огонь расценивались как божественное проявление, а их осквернение считалось ужасным грехом. Н. Басовская во «Всех героях мировой истории» пишет, что граждане Монгольской империи верили в божье наказание за мытье кухонной утвари или грязного белья в воде.
К слову, даже младенцев можно было купать не более 4 раз с момента рождения, а за купание взрослых в любом открытом источнике грозила смертная казнь.
Чистота внутри
Такая философия оправдывалась тем, что татаро-монголы ставили во главу угла внутреннее очищение, а не внешнее. Огонь был святой стихией, даже послов государства перед встречей с ханом пропускали между двумя кострами, очищая их от всякой скверны.
Однако гроза и молния, которые вроде бы являются проявлениями огня, считались скорее божьим наказанием. По данным Г. Дженингса из книги «Путешественник», монголы страшились грозы и считали ее карой за осквернение природы.
Чума = карма?
Тем не менее, многие из этих законов позднее пришлось отменить. Причиной стала эпидемия чумы, разразившаяся в условиях глобальной антисанитарии. По сведениям, изложенным в издании «Психоэкономика», авторов Е. И Н. Конюховых, в Средней Азии болезнь началась с размножения паразитов, живших на теле людей под меховыми одеждами.