❗НА ЗАРЕ КИНЕМАТОГРАФИИ ОН СОЗДАВАЛ САМЫЕ НАРОДНЫЕ ФИЛЬМЫ, НО В 31 ГОД ЕГО РАССТРЕЛЯЛИ
3 марта 1906 года родился выдающийся советский оператор и сценарист ВЛАДИМИР НИЛЬСЕН.
Родился в Санкт-Петербурге в семье инженера Шлёмы Мовшевича (Соломона Моисеевича) Альпера и зубного врача Софьи Моисеевны Альпер. В десять лет увлёкся кинематографом. Соорудил дома кукольный театр, рисовал схемы проекционных аппаратов.
C 1921 года обучался на физико-математическом факультете Петроградского университета, в 1923 году был отчислен как «классово чуждый элемент». Свободно владея немецким языком, нелегально перешёл границу и через Польшу перебрался в Германию.
Поступил в Штрелиц-Мекленбургский политехнический институт, который окончил в 1926 году, получив диплом электротехника. Занимался фотографией, самостоятельно освоил профессию оператора, работал кинохроникёром на нескольких немецких кинофабриках, в частных организациях, стал членом профсоюза работников немецкого кино. В 1924 году вступил в Коммунистический Союз молодёжи Германии, а затем в Компартию Германии, выдав себя за шведа по фамилии Нильсен. В Берлине нашёл дальних родственников, но жил на частных квартирах. Одно время снимал комнату вместе с Николаем Емельяновым — сыном рабочего Н.А. Емельянова, который летом 1917 года прятал Ленина от агентов Временного правительства в шалаше у Финского залива.
В Германии В.С. Нильсен познакомился с заведующей художественно-промышленным отделом торгпредства Марией Фёдоровной Андреевой, актрисой и гражданской женой Максима Горького, которая вскоре поручила ему опекать в Германии советских кинематографистов. Весной 1926 года на одном из закрытых просмотров фильма «Броненосец „Потёмкин“» познакомился с Сергеем Эйзенштейном. «Это гений, я буду с ним работать. И, кажется, он этого хочет», — признался С. Эезейнштейн С. Гофману.
В 1927 году В.С. Нильсен вернулся в Советскую Россию, работал лаборантом на московской кинофабрике «Совкино», был помощником оператора на фильмах С. Эйзенштейна «Октябрь» (1927) и «Старое и новое» (1929). Вскоре женился на гражданке Италии «с видом на жительство в СССР» Иде Пензо.
В 1928 году погрузился в комсомольско-молодёжную работу. Прослушав лекции на курсах «по изучению революционного движения за рубежом», «о целях и задачах МОПРа», работал в агитсекции Замоскворецкого райкома комсомола. Отмечен как хороший «докладчик по интернациональным вопросам», а в феврале 1929 года избран председателем интернациональной комиссии МК ВЛКСМ. Часто встречался с иностранной молодёжью на политических диспутах, митингах, торжественных заседаниях, выполнял поручения молодёжной секции Коминтерна.
В 1931 году Владимир Нильсен три месяца работал в Научно-исследовательском кинофотоинституте (НИКФИ) старшим научным сотрудником, стал оператором «Союзкинохроники», где оставался по 1932 год, когда перешёл в «Мосфильм». По рекомендации Сергея Эйзенштейна начал преподавать в Государственном институте кинематографии (ГИК). В 1935 году был уже доцентом, а в 1936 году его назначили исполняющим обязанности заведующего кафедрой операторского мастерства ВГИКа.
В 1932 году начальник Главного управления кинофотопромышленности СССР (ГУКФ СССР) Борис Шумяцкий, восхищённый представлением «Музыкальный магазин» с участием джаз-коллектива Леонида Утёсова, решил превратить его в кинокомедию. Постановку поручили ученику и помощнику Сергея Эйзенштейна Григорию Александрову. По словам Иды Пензо, Шумяцкий предложил Александрову пригласить В.С. Нильсена в качестве оператора, поскольку тот «давно мечтает применить свои новые технические методы в комедийном жанре».
По воспоминаниям современников, Владимир выступал не только оператором «Весёлых ребят», но и сорежиссёром, участвовал в работе над сценарием, в подборе актёров, разработке и постановке множества трюков, придумал заставку к фильму в виде рисованных портретов Чарли Чаплина, Бастера Китона и Гарольда Ллойда, которые «в картине не участвуют», а также сцену с ласточками на проводах в виде «живых нот».
В 1933 году опубликовал книгу «Техника комбинированной киносъёмки». В 1935 году в составе делегации кинематографистов посетил Париж и Голливуд с целью изучения опыта зарубежного кинопроизводства. Стал техническим консультантом ГУКФ СССР. Вместе с Шумяцким работал над книгой «Американская кинематография».
В фильме Григория Александрова «Цирк» (1936) впервые в СССР В.С. Нильсен применил метод рирпроекции и транспарантной съёмки. Отвечал за рирпроекции и другие комбинированные съёмки в фильме Сергея Эйзенштейна «Бежин луг» (1935–1937). В 1936 году в Киноиздате вышла его книга «Изобразительное построение фильма: Теория и практика операторского мастерства».
Весной 1937 года в качестве соавтора сценария, оператора и сорежиссёра приступил к работе над фильмом Григория Александрова «Волга-Волга». В Российском государственном архиве литературы и искусства (РГАЛИ) хранится машинописный вариант режиссёрского сценария с его фундаментальной правкой. О съёмках этого фильма собирался написать книгу.
______________________________________________________________________________
Однако именно в этом, печально известном 1937 году, начались массовые репрессии против партийных работников всех уровней. Газеты СССР пестрели заголовками о «раскрытых заговорах», разоблачённых «врагах народа», а люди, которые только что считались гордостью партии и Красной Армии, в одночасье становились злостными террористами, которые, оказывается, только и думали как уничтожить Страну Советов.
К сожалению, каток репрессий не обошёл и киностудию «Мосфильм». И это при том, что именно на «Мосфильме» в середине 1930-х годов были созданы такие бессмертные шедевры, как «Цирк», «Волга-Волга», «Ленин в Октябре», «Ленин в 1918 году», «Трактористы» и др.
В 1937-38 гг. были арестованы и расстреляны аж три (!) директора «Мосфильма»: Соломон Орелович (директор 1931 — 1933), Борис Бабицкий (директор 1934-1937) и Софья Соколовская (директор в 1937).
В начале января 1938 сняли со всех постов и арестовали самого Бориса Шумяцкого, якобы он «оказался в плену у вредителей, проникших на ответственные участки кинопромышленности».
Владимира Нильсена арестовали 8 октября 1937 в номере 276 отеля «Метрополь», где проживал с супругой. Осуждён Военной коллегией Верховного суда СССР по статье «шпионаж» УК РСФСР и 20 января 1938 года расстрелян.
Выдающемуся оператору и сценаристу, человеку, который мог так много нужного сделать для развития советского кино, был всего 31 год.
Разумеется, в 1956 году Владимира Соломоновича Нильсена полностью реабилитировали.