7 августа 311 г. до н.э. - Триумф Гая Юния Бубулька над самнитами. [CIL I, 456]
Смерть гладиатора. Ни римские зрители, требующие смерти гладиатора, ни римские императоры, санкционирующие оную, никогда не показывали «палец вниз». Более того, римляне вообще не использовали знак «палец вниз». Если гладиатор должен был умереть, пальцы вздымались вверх – как обнаженный меч. Когда же побежденному хотели даровать жизнь, большой палец подгибался внутрь сжатого кулака – подобно оружию в ножнах. В этом заблуждении виновата картина французского художника XIX века Леона Жерома под названием «Pollice verso». Изображенный на картине римский гладиатор ждет решения своего соперника, а сидящий в ложе император тычет большим пальцем вниз, вынося смертный приговор. Историки единодушны в том, что художник неверно понял латинскую фразу, предположив, что police verso, «отогнутый палец», означало «отогнутый вниз», тогда как фраза эта значит «отогнутый вверх».
Во все времена народ жаждал хлеба и зрелищ. И в Древнем Риме эта жажда утолялась с широким размахом! Навма́хия (наумахия, от греч. Ναυμαχία — морская битва) — гладиаторское морское сражение в Древнем Риме или шоу с имитацией морского боя. Считались особой роскошью среди зрелищ. Одной из первых крупных навмахий стало сражение 46 года до нашей эры. Для этого действа по приказу Юлия Цезаря было выкопано целое озеро на Марсовом поле в Риме. В навмахии приняли участие 16 галер и 2 тыс. гладиаторов. В дальнейшем состоялись ряд крупных навмахий, например, имитация Саламинского сражения между флотами греков и персов (участвовало 24 боевых корабля, 3 тыс. гладиаторов). Крупнейшей навмахией стало шоу, организованное по приказу императора Клавдия. На озеро Фучино близ Рима было спущено 50 боевых кораблей, число гладиаторов составило 20 тыс. человек. Из-за опасений мятежа к месту навмахии были стянуты войска. Число зрителей составило около полумиллиона человек (окрестные холмы, образующие «естественный амфитеатр», позволяли расположить такое количество людей). После сражения оставшиеся в живых гладиаторы и преступники (которые также были использованы) были отпущены на свободу, за исключением экипажей нескольких галер, уклонявшихся от боя. После падения Римской империи навмахии организовывались Генрихом II во Франции в 1550 г. и Наполеоном в Италии (в Милане) в 1807 г.
Нарбонская Галлия — провинция Римской империи с центром в городе Нарбо-Марциус, совр. Нарбонна, расположенная на территории современных Лангедока и Прованса в южной Франции. До завоевания римлянами была частью т. н. Трансальпийской Галлии, населённой племенами атацинов. Одна из первых римских территорий за пределами Аппенинского полуострова, часто называемая в древнеримской литературе «Наша провинция» или просто «Провинция» Это название трансформировалось в название современной французской провинции Прованс. Граничила с Италией на востоке, Аквитанией на западе, Тарраконской Испанией на юго-западе и Лугдунской Галлией на севере. Изначально владение этой провинцией позволяло Риму контролировать торговые маршруты между Италией и Испанией, а также по долине Роны между галльскими племенами и Массилией, а также предотвращать вторжения агрессивных галльских племен в Италию. История Эта область стала римской провинцией в 121 до н. э. под названием от обычая галлов носить штаны, в противовес Цизальпийской Галлии, которую часто называли , от обычая её жителей носить тоги по римскому образцу. Позже провинция была переименована в Нарбонскую Галлию после переноса её столицы в город Нарбо-Марциус, основанный в 118 до н. э. На картинке красным отмечена Нарбонская Галлия на карте провинций Римской империи
Иды - день в середине месяца. На 15-е число иды приходились в марте, мае, июле и октябре, на 13-е - в остальных восьми месяцах. После реформы календаря Юлием Цезарем связь между длиной месяца и числом, на которое приходятся иды была утеряна.
Фигурка лисы фаянс, следы голубой глазури, длина 6.7 см Среднее царство, около 1850-1700 гг. до н.э., Египет, гробница Сенусерта (758), Pit 805, MMA 1907-1908. № 08.200.36 Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Мозаика из Зегвмы.3-ий век. Gaziantep Museum.
Малая Азия. Римская провинция Азия Римская провинция Азия, включавшая местные исторические области (Фригия, Мисия, Лидия, Кария), была самой богатой в империи. Название провинции Азия распространилась впоследствии на большую часть континента. Так же название провинции Аравии, расположенной преимущественно на Синае, было дано огромному полуострову, омываемого водами Арабского моря (Персидского залива), Красного моря и Индийского океана. Управлять империей, протянувшейся от Британии до Синая, было возможно благодаря созданной первоклассной системе дорог. Общая протяженность дорог Римской империи достигала 300 тыс. км, из них 90 тыс. км приходилось на дороги с твердым покрытием, туннелями и мостами. Произошел прогресс и в морском транспорте. Римские суда были более совершенными и вместительными по сравнению с Древней Грецией. Одни из крупнейших городов Римской империи был малоазийский Эфес. Многие его считают вторым по значению и размерам после Вечного города Рима или ставят в один ряд с Александрией и Антиохией. Во времена античности город прославился храмом Артемиды, ставшим одним из «семи чудес света». Храм Артемиды — первое в мире здание, целиком построенное из мрамора – был сожжен местным греком Геростратом, чтобы прославиться. Посетим этот город.
Факты Черепаха - боевой порядок римской пехоты, предназначенный для защиты от метательных снарядов во время полевых сражений и осад
Как доносчик связан с фигами? Бранное для древних греков слово sycophantes, или «сикофант», (искаженное — «сикфот»), имеет прямое отношение к фиговому дереву,вернее, его плодам — фигам. Дело в том, что богиня Афина подарила когда-то грекам фиговое дерево (смоква, инжир), и оно стало для них священным атрибутом религиозного поклонения. В Аттике долгое времясуществовал необычайно строгий закон, запрещавший не только рубить эти деревья, но даже свободно употреблять в пищу плоды. И под страхом смертной казни не разрешалось вывозить за пределы страны плоды, фиги. Потому поощрялось и материально хорошо оплачивалось доносительство властям в отношении людей, нарушавших сей священный закон. Существовал целый штат официальных сикофантов (от sycon — «фига», рhaino — «доношу»), но были и добровольцы, которые указывали на человека, вкусившего (возможно, с голода) запретные плоды. В дальнейшем «фиговая проблема» потеряла «священную» остроту, а плоды фигового дерева превратились в обыденную пищу, но доносчики не исчезли. Они трансформировались в новое качество, поскольку политические процессы в обществе потребовали людей «без стыда и совести», для которых донос превратился в естественное средство существования.