Мать моего отца, стало быть, моя бабушка, принадлежала к роду светлейших князей. Она училась в привилегированной школе, изучала не только разные науки, но и домоводство, хорошие манеры. Когда пришли коммунисты, бабушка, которая, ясное дело, тогда не была бабушкой, стала работать переводчицей. Она, в совершенстве знавшая несколько языков, переводила какие-то революционные депеши. А вообще-то и по линии отца, и по линии матери вся моя родня принадлежала к интеллигенции. В нашем роду было много музыкантов, педагогов, священнослужителей...
Но меня в учителя не тянуло, в священники, как вы понимаете, я пойти не мог, наверное, по примеру отца, деда и других моих родственников с отцовской стороны, которые были композиторами, дирижерами, мог пойти по музыкальной части. К слову говоря, мой брат работает в Краковском оперном театре, поет там. Я музыку тоже безумно люблю, могу и сегодня несколько опер спеть от начала и до конца. Это мое увлечение, а профессией стал все-таки драматический театр.
Мой жизненный путь определила мама. Отца я практически не помню. Он в 1941 году ушел на фронт, и больше мы его не видели. Он под Керчью попал в плен, прошел немецкие, а потом советские лагеря: его сослали как врага народа. Нас с братом растила, поднимала мама. Она работала врачом, но обладала ярко выраженными артистическими наклонностями. Видимо, какая-то капелька таланта от нее, от отца, от нашего рода, от щедрой грузинской земли передалась и мне.
Замечательный армянский писатель Ованес Туманян, который жил и творил в Тбилиси, как-то сказал: каждый грузин - поэт, каждый грузинский поэт - дважды поэт. Я вслед за ним говорю: каждый грузин - артист, каждый грузинский артист - дважды артист. Врожденный артистизм грузинского народа никем не оспаривается и состоит он, на мой взгляд, в желании сделать другому человеку что-то приятное, красивое, занимательное. Когда грузин обнаруживает рядом хотя бы одного зрителя, он уже по-другому говорит, ведет себя. Даже если это всего лишь торговец на овощном рынке, продающий кинзу.
Но не надо путать бытовой, скажем так, артистизм с профессией актера, которая требует и специальной подготовки, и высокой культуры. Когда я смотрю на некоторых политиков, мне кажется, они не понимают, какое место занимает театр в современной жизни. Они думают: не будет профессионального театра - ничего, мол, страшного, его место займет самодеятельность. Но театр, по моему глубочайшему убеждению, - это институт, который определяет духовный уровень нации. Да, где-нибудь в Намибии может появиться гениальный художник-самоучка, которого даже выставят в Париже. Но никому в голову не придет думать, что Намибия - наикультурнейшая страна. Таковой ее может сделать, на мой взгляд, только наличие развитого театра. Ведь чтобы театр состоялся, нужны писатели, драматурги, композиторы, художники, актеры, наконец, зрители, которые в состоянии понимать происходящее на сцене. А это предполагает высокую культуру нации.
Когда мы со своим театром имени Шота Руставели приехали в Лондон играть "Ричарда III", на нас смотрели как на сумасшедших. Мол, появились наглецы из какой-то неведомой им Грузии, и они будут учить англичан ставить Шекспира. Но когда лондонские знатоки посмотрели наш спектакль, они многое поняли не только про Шекспира, про Англию, но и про Грузию, про нашу культуру, про наш национальный характер. И от былого высокомерия не осталось и следа.
Я люблю всех живущих на земле людей. И хороших, и плохих. А внука и внучку я больше всех в мире люблю, больше себя люблю. Плохих людей я, конечно, меньше люблю. Иногда совсем мало люблю. Но вот чтобы ненавидеть - этого чувства у меня ни к кому нет. Когда начинаю ощущать свою нелюбовь к кому-то или к чему-то, мне мое состояние сразу не нравится, возникает внутренний дискомфорт: я чувствую себя маленьким и слабым. А когда я человека прощаю, я сразу сильным становлюсь. И меня нельзя победить или согнуть...
Кахи Кавсадзде