БОРИС КУЗЬМИЧ НОВИКОВ жил тихо, не навязывая себя никому. А о том, что у него не было денег на сантехника, не ведали даже заслуженные и народные, жившие по соседству в сталинской высотке. Долгое время семья ходила за водой в подвал. Борис Новиков родился 13 июля 1925 года на станции Ряжск-1 в Рязанской губернии. В годы Великой Отечественной войны юноша принимал участие в боевых действиях. После завершения войны поступил в Школу-студию Юрия Завадского, которую благополучно окончил в 1948 году. В том же году молодой актер был принят в Театр имени Моссовета. Долгое время Борис Новиков находился в тени старожилов Театра имени Моссовета. Среди его работ тех лет можно выделить, разве что, роль Каргина в спектакле «Чаша радости» 1950 года. По-настоящему актер «выстрелил», когда ему было уже 36 лет. Тогда, в 1961 году, он сыграл Василия Теркина в одноименном спектакле, поставленном по знаменитой поэме А. Твардовского. Успех был ошеломительным! Фронтовики, присутствующие на премьере, подходили к Борису Новикову после спектакля и со слезами на глазах благодарили. А сам Твардовский, обнимая актера, говорил: «Это был, конечно, он!». Такой успех не мог пройти не заметным. Актера тут же представили на Ленинскую премию. Однако этому воспротивился главный режиссер Юрий Завадский. Свое решение он мотивировал тем, что в его труппе Ленинской премии не имеют ни Вера Марецкая, ни Ростислав Плятт – корифеи театра. А тут какой-то Новиков. В итоге премию он не получил, зато заработал зависть со стороны своих коллег по труппе. Да что там зависть, как рассказывала в свое время вдова Бориса Новикова, против него развернули настоящую травлю… Долго терпеть такую ситуацию в труппе Борис Новиков не стал и в 1963 году ушел из Театра им. Моссовета. Тут тоже не обошлось без эксцессов. «Доброжелатели» постарались нагадить ему вдогонку. Уже была почти достигнута договоренность о переходе Новикова в Малый Театр, но нашлись люди, которые позвонили и дискредитировали актера перед руководством. Переход сорвался. А вот руководитель Театра Сатиры Валентин Плучек оказался выше всех этих дрязг и принял Бориса Новикова в свою труппу. На этой сцене актер отыграл с 1963 по 1972 год, создав галерею интересных образов. В кино Борис Новиков дебютировал еще в середине 50-х. Поначалу актер исполнял преимущественно небольшие отрицательные роли различных пьяниц, шпаны, бандитов и иностранных шпионов. Сам Борис Кузьмич своими первыми киноуниверситетами считал съемки в картине Сергея Герасимова «Тихий Дон» (1957-1958 годы), где ему достался образ Митьки Коршунова, свояка Мелеховых. Тоже небольшая роль, но как это было сыграно! С юмором, искрометной иронией. С этой работы можно начинать отсчет блестящих киноперсонажей великого актера. Среди работ конца 50-х - первой половины 60-х можно отметить: парикмахера Матвея Яковлевича Цыплакова в комедии «Девушка с гитарой», секретаря комсомольской организации Кузьму Михалыча в драме «Друг мой Колька», созданного в сатирическом ключе подпоручика Гибель в военно-приключенческом фильме «Пакет». В 1971-1973 года на экраны страны вышел телесериал, ставший на многие десятилетия всенародно любимым – «Тени исчезают в полдень». Эта картина сделала из просто известного актера Бориса Новикова настоящую кинозвезду. Героем Новикова в фильме был Илья Юргин, он же Тарас. Но миллионам зрителей он запомнился по своему прозвищу «Купи-продай». Этот персонаж актер выдумал и раскрасил полностью сам: от мимики и жестов до фраз, ставшими крылатыми. Есть в нашем кинематографе ряд актеров (как, например, Михаил Пуговкин), которых по праву величают «королями эпизода». В первый ряд таких Мастеров стал и Борис Новиков. Он создавал образы разных людей: смешных и нелепых, вредных и занудных, а порой: пронзительно-трагичных. Объединяло их одно: за каждым небольшим эпизодом чувствовалась целая жизнь. Это были полнокровные персонажи со своим прошлым, со своей историей. Такое сыграть в нескольких кадрах подвластно только большим талантам. Когда в начале 90-х наступил упадок отечественного кинематографа, Борис Кузьмич очень сильно переживал и надеялся на лучшее. Он все ждал, что его позовут, предложат сыграть что-то интересное, но звонков не было... Будучи человеком необыкновенно скромным, Борис Кузьмич никогда ничего не просил, потому последние дни доживал в нищете. Денег не хватало даже на самое необходимое, а проблем было немало. Мало кто знал, что Борис Кузьмич и его жена Надежда Антоновна воспитывали сына – инвалида с детства. Лекарства, педагоги: на это требовались приличные средства. Ко всему в последние годы прибавилось и обострение собственного заболевания – сахарного диабета… Помощь артисту оказывал лишь Леонид Ярмольник, который ежемесячно присылал ему 200 долларов. Борис Кузьмич ушел из жизни 25 июля 1997 года. Ушел тихо, незаметно. Денег в семье не было, а чиновники от кино не посчитали необходимым выделить помощь. Потому и похоронили его скромно, узким кругом близких людей в Москве, на Даниловском кладбище.