Эраст Гарин- советский актер и режиссер театра и кино, сценарист. Народный артист РСФСР. … Гарин... был рожден для комических ролей. Ярко выраженная комедийная внешность..., выразительное лицо с длинным острым носом, оттопыренные уши и глубоко посаженные глаза (с особым остекленевшим взглядом), выдающаяся вперёд нижняя губа. А главное — высокий, старческий и пронзительный голос, с манерой «проглатывать» слова, при помощи которых он делал своих героев, если это требовалось, философскими и невыносимыми. Был неотразим в гротескных комических ролях, в которых воплощал резко отрицательных персонажей. ...Настоящая фамилия Гарина – Герасимов. Он родился в 1902 году в семье лесничего. Учился в гимназии плохо, занятия его не особо интересовали. Зато увлекался театром, почти каждый вечер ходил на спектакли и мечтал, что когда-нибудь сам окажется на сцене... Эраст окончил гимназию и устроился статистом в труппу Рязанского театра. Естественно, второстепенные роли, зачастую даже без слов. Зато научился быстро перевоплощаться, менять костюм и грим: обычно он играл сразу нескольких эпизодических персонажей. Летом 1919 года семнадцатилетний Эраст пошел добровольцем в Красную армию. Но воевать ему не пришлось: артиста оставили служить в родном городе. Он патрулировал улицы, выполнял мелкие поручения начальства, а по вечерам играл в Рязанском гарнизонном театре... В октябре 1919 года Герасимова как лучшего актера перевели в Москву, в первый самодеятельный театр Красной армии. И тогда молодой актер взял сценический псевдоним Гарин, по фамилии матери. В театре Красной армии ему стали доверять все больше ролей. Играл в комедиях, выходил на сцену с программами «живых газет», где в форме песен и частушек сообщал публике свежие новости. В 1921 году на одном из спектаклей побывал... Всеволод Мейерхольд. После спектакля он прошел за кулисы пообщаться с актерами. Гарин вспоминал: «Уходя, Мейерхольд сказал прямо мне: «Учиться надо, молодой человек, учиться. Мы скоро режиссерские курсы открываем, поступайте». «Я постепенно стал входить в спектакли мейерхольдовского театра. Роли у меня были маленькие. Но зато я играл по нескольку в каждом спектакле. В «Земле дыбом» — две; а в «Даешь Европу» — целых десять, в том числе и роль трупа; это потому, что я тогда был изящный, мало весил и носить меня по сцене было легко». В 1924 году Всеволод Мейерхольд поручил Эрасту Гарину главную роль в пьесе «Мандат». Спектакль имел оглушительный успех. Один из критиков насчитал более трёхсот взрывов смеха в зале, и были они вызваны в основном репликами Гулячкина. Гарин становится одним из главных и любимых актеров Мейерхольда. Эраст ехал с группой артистов в Ленинград. По пути, собравшись в купе, читали вслух пьесу Николая Эрдмана «Мандат». Рано утром, едва поезд прибыл в город на Неве, в купе вошли люди в штатском и арестовали Гарина. Дело в том, что проводник, проходя мимо, прислушался, и какие-то реплики показались ему подозрительными. Он сообщил бригадиру поезда, что в его вагоне едут антисоветчики, а тот связался с представителями органов. Артиста доставили в тюрьму и допрашивали двое суток. Причем, один из следователей очень внимательно прочитал пьесу и наставил уйму вопросительных и восклицательных знаков. В конце концов, Гарина отпустили. А через некоторое время состоялась премьера этой злополучной пьесы. После спектакля к Гарину подошел тот самый следователь и поздравил с успехом. «А куски, которые я отмечал, вы все-таки не вычеркнули, сказал следователь. Правильно сделали, молодцы!.. Я, к слову сказать, из органов уволился, так что теперь могу свободнее говорить... Правильно сделали!» В 1936 году, желая попробовать себя в самостоятельном творчестве, перешёл от Мейерхольда в Ленинградский театр Комедии, где работал актёром и режиссёром до 1950 года, поставив за это время несколько спектаклей. Однако своей дружбы и творческих связей со своим учителем не прерывал. В 1938 году, когда Театр имени Вс. Мейерхольда был закрыт, а сам Мейерхольд подвергся гонениям и нападкам, Гарин оставался преданным учителю до конца. В 1939 году Мейерхольд был арестован. Свой последний вечер он провёл с Эрастом Гариным и его женой Хесей Локшиной, обсуждая их дебют — киноленту «Женитьба» (1937). Если рассказывать о Гарине, то непременно стоить вспомнить его жену Хесю Локшину. Это была неразлучная пара. Актер Евгений Весник вспоминал: «Эраст Гарин и Хеся Локшина — святая пара. Друг без друга они жить не могли... Она часто болела, и в эти дни можно было ощутить, кем была Хеся для Эраста. Он сникал, худел, мрачнел, старел, обрастал бородой, делался мятым, неуютным и даже злюкой с глазами, полными тревоги, печали и растерянности». Супруги вместе репетировали, ставили спектакли и мечтали снять собственный фильм. Когда в начале 70-х, Эраст Павлович Гарин ставил в театре-студии киноактёра спектакль "Горе от ума", все студенты ВГИКа бегали смотреть репетиции. Гарин был очень добрым и отзывчивым человеком и молодёжь его любила. Если на репетиции студенты начинали шуметь, он поворачивался к ним, и говорил, поднимая палец к потолку: Тише вы, студенты! Искусство всё-таки делаем. Однажды, под какой-то праздник завсегдатаям репетиций понадобился червонец. До стипендии далеко - денег ни у кого нет. А погулять хочется. И поехали они к Гарину домой, на Зубовскую площадь. Звонят в дверь, открывает Эраст Павлович.т Что вам, ребята? - спрашивает. Эраст Павлович, можете субсидировать десятку до стипендии?.. - жалостливо просит Панкратов-Чёрный. Гарин, глядя на студентов, требовательно кричит жене: Хеся, опять студенты пришли... Пятнадцать рублей просят. Эраст Павлович, нам всего - десять, - смущённо поправляет мэтра Панкратов-Чёрный. - Молчать, сопляки! - злым шёпотом обрывает его Гарин. - Пятёрка мне самому необходима! Хеся Александровна тоже была режиссером, и, естественно, в семье на этой почве возникали размолвки и споры. Кроме того, она участвовала во всех постановках, которые осуществлял Гарин, и как-то на репетиции, когда она непрерывно вскакивала с места и особенно назойливо вмешивалась, Гарин вспылил: «Хеська, припопь себя!» Что означало — «присядь». В свободное время Гарин подрабатывал на радио. И благодаря его уникальному голосу стал очень востребован – все радиопостановки неизменно были очень успешны. Были даже монопостановки. Впоследствии Гарин озвучивал и многие мультфильмы. Например, грустного ослика Иа. В кино сниматься актер начал еще до войны... Известность Гарин получил после фильма «Золушка», где сыграл Короля. В начале 1960-х годов артист стал настолько популярным в кино, что работал над двумя-тремя картинами в год. Причем часто играл разных царей и королей. Иногда возмущался: «Опять должен играть какого-то феодала»... В 1966 году, когда Эраст Гарин возвращался со съемок фильма «Веселые расплюевские дни», он попал в автомобильную аварию. Актер получил серьезную травму и перестал видеть на один глаз. Его стали реже приглашать в кино. В 1971 году Гарин сыграл профессора Мальцева в «Джентльменах удачи» и критика театра «Колумб» в «12 стульях». В последние годы жизни актер часто попадал в больницу, из-за чего приходилось прерывать работу. В 1977 году Эрасту Гарину присвоили звание народного артиста СССР. Актер скончался 4 сентября 1980 года... © Александр Щербаков