Эта картина стала самой известной за всю творческую деятельность Валентина Серова... "Бывают создания человеческого духа, перерастающие во много раз намерения их творцов... К таким... надо отнести и тот удивительный серовский портрет. Из этюда "Девочки в розовом"... он вырос в одно из самых замечательных произведений русской живописи", - писал о картине художник Игорь Грабарь. За столом, который изображен на картине, зачастую собиралась шумная компания, состоящая из членов семьи и многочисленных гостей Мамонтовых... Персики были не куплены, а выращены в зимнем саду усадьбы, принадлежащей Мамонтовым... Идея написать портрет юной Веры Мамонтовой возник у Серова тогда, когда она забежала в дом, запыхавшись от веселых уличных игр и схватила персик... Валентин Александрович был настолько впечатлен ее жизнерадостностью, открытостью и позитивным внешним видом, что предложил 12-летней девочке стать его моделью... Вера Мамонтова, Веруша - дочь знаменитого мецената Саввы Мамонтова... Её не стало очень рано - в 32 года, а все, кто хоть чуть - чуть знаком с русской живописью, навсегда запомнили её двенадцатилетней... Такой, какой её написал Валентин Серов в картине "Девочка с персиками"... Но, кроме Валентина Серова, Веру Мамонтову писали Виктор Васнецов, Николай Кузнецов, Михаил Врубель... Шутили, что Вера - Веруша "счастливая для художников девочка"... Но была ли счастливой выпавшая Вере судьба? Она была любимой и долгожданной дочкой железнодорожного магната, известнейшего промышленника и предпринимателя Саввы Ивановича Мамонтова и его жены Елизаветы Григорьевны... До Веры у них уже родилось трое сыновей и, по семейной легенде, после третьих родов, когда стало ясно, что "опять мальчик!", Елизавета Григорьевна пообещала мужу: «Но следующей непременно будет девочка!»... Так и случилось. После трёх мальчиков в семействе Мамонтовых родились еще две дочери - Вера и Александра... И Верой её назвали неслучайно. Имена своим детям Мамонтовы подбирали с умыслом: первые их буквы должны были последовательно составить имя САВВА: Сергей - Андрей - Всеволод - Вера - Александра... Имя "Вера" для матери Веруши связывалось с важнейшей христианской добродетелью: вера была важнейшей составляющей её духовной жизни... Такой же важной, как потом будет и для мужа Веры Александра Самарина, будущего обер - прокурора Священного Синода... В доме Мамонтовых на Садово - Спасской, известном всей просвещённой Москве, и особенно в их подмосковной усадьбе Абрамцево царила атмосфера творчества, радости, взаимной приязни и любви. Туда приезжали лучшие люди своего времени: художники, скульпторы, литераторы, музыканты. Домашние спектакли, прятки и салки, игра в городки - обычные и особые, "литературные", казаки-разбойники, в которых наравне с детьми участвует художник Репин, и свой собственный детский лодочный "флот" на речке Воря, руководимый художником Поленовым, конные прогулки, увлекательные творческие занятия - резьба по дереву, акварель, керамика… Так что легко объяснимы сетования Валентина Серова о позировании ему Веруши: "Измучил её, бедную, до смерти"... Девочке не терпелось бежать заниматься чем-то поинтереснее. И всё же почти полтора месяца Вера послушно сидела за столом абрамцевской гостиной... Такой была цена шедевра... Когда писалась "Девочка с персиками", Вере было 12, художнику Серову - 22. Десятилетним мальчиком Валентин Серов впервые появился в Абрамцеве, Вера в то время только-только появилась на свет. Он был сверстник её любимых братьев, с детства подолгу жил у Мамонтовых, участвовал во многих абрамцевских "творческих безобразиях"... Он был в мамонтовской семье совершенно свой... Всеволод, старший брат Веры, вспоминал о Валентине Серове: - Трогательно дружил он с моими сёстрами, которые были много моложе его, и при этом удивительно добродушно переносил всяческие их проказы… На почве этой дружбы и явилась на свет знаменитая серовская "Девочка с персиками", один из перлов русской портретной живописи. Только благодаря своей дружбе удалось Серову уговорить мою сестру Веру позировать ему... Двенадцатилетнюю жизнерадостную, бойкую девочку в летний погожий день так тянет на волю, побегать, пошалить. А тут сиди в комнате за столом, да еще поменьше шевелись. Эта работа Серова потребовала много сеансов, пришлось сестре долго позировать для неё. Он признавал медленность своей работы, очень этим мучился и впоследствии говорил сестре, что он её неоплатный должник... С особенной нежностью к Вере относился художник старшего поколения Виктор Васнецов. Он увидел её совсем иначе, чем юный Серов. Увлечённый русской стариной Васнецов написал Веру Мамонтову в образе боярышни. А еще Васнецов взял с Веры шуточное обещание, что она непременно выйдет замуж за русского. На свадьбу жениху Веры Александру Самарину (который пожеланиям Васнецова удовлетворял вполне, поскольку происходил из древних столбовых дворян) художник преподнёс другой портрет Веры - "Девушку с кленовой веткой"... Она изображена на нём в том же простом и милом платье жемчужного цвета, в котором будет венчаться с Самариным... "Это был тип настоящей русской девушки по характеру, красоте лица, обаянию", - с восхищением и горечью скажет о Вере уже после её скоропостижной смерти Васнецов... Конечно, васнецовские портреты Веруши не сравнятся по известности с «Девочкой с персиками» Серова... Но есть и у Васнецова вполне хрестоматийная картина, навеянная образом Веры Мамонтовой - «Алёнушка»... Непосредственной моделью для неё послужила другая девушка, бедная сирота из соседней с Абрамцевым деревушки, однако источником вдохновения стала именно Вера... Васнецов писал: "Критики и, наконец, я сам, поскольку имеется у меня этюд с одной девушки - сиротинушки из Ахтырки, установили, что моя "Алёнушка" натурно-жанровая вещь! Не знаю! Может быть. Но не скрою, что я очень вглядывался в черты лица, особенно в сияние глаз Веруши Мамонтовой, когда писал „Алёнушку“. Вот чудесные русские глаза, которые глядели на меня и весь Божий мир и в Абрамцеве, и в Ахтырке, и в вятских селениях, и на московских улицах и базарах и навсегда живут в моей душе и греют её!"... Семейная жизнь Веры была счастливой, хотя, увы, недолгой. Да и сам брачный союз между Верой Мамонтовой и Александром Самариным стал возможен далеко не сразу... В середине 1890-х годов Вера Мамонтова занималась общественной работой в школах и приютах, наследуя в этом свою мать Елизавету Григорьевну, много сделавшую, чтобы в соседних с Абрамцевым селах Ахтырка и Хотьково появились школы, действовал лазарет и ремесленные мастерские, помогающие трудоустраивать крестьянских детей после окончания школы. Выросшая среди людей искусства Вера посещала в Москве лекции по истории, литературе. Там она познакомилась с Софьей Самариной, племянницей славянофила Юрия Самарина и представительницей дворянского рода, находящегося в родстве с Волконскими, Трубецкими, Голицыными, Ермоловыми, Оболенскими, поэтом Жуковским... Софья и Вера близко сошлись, и Мамонтова стала бывать у подруги в доме. Там и случилась встреча с Александром, братом Софьи. Обаятельная Вера пленила старшего её на 7 лет Александра Дмитриевича сразу и навсегда. Он просил у своих родителей благословения на брак с Верой Мамонтовой, но каждый раз получал категорический отказ. Обладатели древней дворянской фамилии и обширных земельных наделов не желали даже слышать о том, чтобы породниться с купцами Мамонтовыми. Это для русских художников Веруша была Вдохновением и "прелестью" - а для старших Самариных она оставалась дочкой сомнительного "миллионщика"... "Жениться на купчихе - значит разбавить голубую древнюю кровь дворян чересчур густой, чересчур красной", - образно объясняет возникшее отторжение Бахревский... А тут еще для Мамонтовых началась полоса серьёзных испытаний: ушел из семьи, увлекшись солисткой Частной оперы Татьяной Любатович, Савва Иванович... В 1900-м году он был обвинен в растрате, арестован, потерял значительную часть состояния... Скандалы были публичными, детально освещались в прессе... Самарины отталкивали Веру Мамонтову, не хотели слышать о ней... Так, в состоянии полной и болезненной неопределённости минуло несколько лет. Чувства Веры и Александра Дмитриевича не умерли и не ослабели. И в 1901-м году Самарин решается опять попытаться получить у 70-летнего отца позволения жениться на Вере. Отец отказал и на сей раз. По-видимому, разговор был настолько тяжёл, что после него старшего Самарина разбил удар, и вскоре его не стало... Прошло больше года после его кончины, когда мать Самарина Варвара Петровна, наконец, сдалась и благословила сына на брак... 26 января 1903 года Вера Мамонтова и Александр Самарин отправились под венец. Один за другим в их семье родились трое детей: Юра, Лиза и Серёжа. Но брак, построенный на глубоком взаимном уважении и любви, пережившей многолетние испытания, продлился меньше пяти лет... Его оборвала внезапная смерть Веры 27 декабря 1907 года... Молодая женщина сгорела за три дня от скоротечной пневмонии... Александр Самарин пережил любимую ровно на четверть века и больше никогда не был женат. Он остался в русской истории как самостоятельная величина, не просто "Муж девочки с персиками"... С 1908 года Самарин был московским губернским предводителем дворянства, с 1915 - обер-прокурором Святейшего Синода и членом Государственного совета. Глубоко верующий, прекрасно разбирающийся в церковной истории и при этом бескомпромиссно смелый человек, Самарин резко выступал против Распутина, чем навлёк на себя немилость царской семьи... После отставки с поста обер-прокурора был Главным уполномоченным Российского Красного Креста, председателем Московского епархиального съезда. Александра Самарина не раз выдвигали на те позиции в иерархии Русской церкви, которые до него не могли занимать миряне - только духовные лица; случай редчайший... В 1919-м был арестован Советами и приговорён к расстрелу, но позже приговор был отменён... В 1925-м - вновь арест и ссылка на три года в Якутию. В 1931-м - снова арест... По воспоминаниям отбывавших ссылку вместе с мужем Веры Саввишны, и там он оставался верным своим монархическим и религиозным убеждениям, много работал - преподавал докторам немецкий язык, занимался книгой по якутской грамматике... Заботы по воспитанию осиротевших детей Веры взяла на себя её младшая сестра Александра... В память о любимой жене Самарин построил храм Живоначальной Троицы в селе Аверкиево, недалеко от их усадьбы... В 30-е годы храм был закрыт и разграблен и все годы советской власти использовался как подсобное помещение, в том числе для хранения различных химических удобрений... Сейчас усилиями прихожан, спонсоров и меценатов храм почти восстановлен... А картина "Девочка с персиками" явилась "своеобразной благодарностью Серова теплу и уюту дома Мамонтовых, ставших для художника второй семьей", - считает доктор искусствоведения, старший научный сотрудник Третьяковской галереи Элеонора Пастон. Валентин Серов подарил картину матери Веры, Елизавете Мамонтовой, и долгое время портрет находился в Абрамцеве, в той же комнате, где был написан... Теперь там висит копия, а оригинал выставлен в Третьяковской галерее... Валентин Александрович Серов. "Девочка с персиками". (Портрет В. С. Мамонтовой) 1887г. Государственная Третьяковская галерея.