ЮРИЙ НИКУЛИН. Клоуну сложные психологические краски не нужны. Две-три — и достаточно. У Юрия Никулина, как артиста, и были две главные характеристики- доброта и остроумие. Первая — привлекала, вторая — восхищала. Остроумие — высочайшее достоинство ума, интеллекта. Никулин был клоуном, но никогда не кривлялся, не корчил смешных рож, не пытался смешить игрой голоса. Его юмор исходил из него самого. Еще в детстве, побывав в цирке, маленький Юра стал мечтать стать клоуном. Эта мечта сбудется, но позже. А до этого ещё пуд соли пришлось съесть. Юрию не было и 18 лет, когда его призвали в армию, и его фронтовой путь начался еще в Финскую войну. Затем — Великая Отечественная, тяжелая контузия. И только после войны ему удалось окончить студию клоунады Московского цирка. Сначала Никулин выступал в группе клоуна Карандаша. Впервые на арене он появился в ноябре 1948 года в клоунаде «Натурщик и халтурщик», которую сочинил его отец. В цирке же Никулин познакомился и со своей будущей женой. Студентка Тимирязевской академии Татьяна Покровская привезла для Карандаша дрессированную лошадку, Никулин пригласил девушку посмотреть представление, во время которого, как назло, попал под лошадь. Он оказался в больнице, и Татьяна стала его навещать. А через полгода они поженились и прожили вместе почти полвека, до самой смерти артиста. Практически с самого начала цирковой карьеры Никулин выступал в паре со своим другом, клоуном Михаилом Шуйдиным. Зрители привыкли к огромным ботинкам и полосатым штанам Никулина — притом, что в остальном он был вполне «интеллигентен»: всегда выступал в пиджаке, белой рубашке с галстуком и в шляпе. Умел Юрий Никулин, как и все клоуны, выполнять, словно невзначай, сложные цирковые трюки. В кино он появился впервые в 1958 году — в комедии «Девушка с гитарой», где сыграл незадачливого, но невозмутимого пиротехника. Затем ему досталась роль пьяницы и лодыря Клячкина в комедии «Неподдающиеся». Леонид Гайдай первым решился использовать клоунский талант Никулина, взяв на роль Балбеса в короткометражке «Пес Барбос и необычный кросс». Позже троица — Трус, Балбес и Бывалый — снялись ещё в нескольких фильмах, а их персонажи стали буквально народными героями, о них сочиняли анекдоты. Играл Никулин в кино и не комедийный роли: бесстрашного лейтенанта милиции в картине «Ко мне, Мухтар!», Кузьму Иорданова в фильме «Когда деревья были большими», военного корреспондента в фильмах: «Двадцать дней без войны», «Они сражались за Родину» и «Чучело». Его любили и уважали не только обычные зрители, но и руководители страны — во все времена. Благодаря своему обаянию, Никулин смог достать деньги на реконструкцию цирка, на Фонд помощи ветеранам искусства арены. При этом ни под кого не подлаживался, всегда оставался самим собой. О себе Никулина сказал так: «Люблю читать на ночь книги, раскладывать пасьянсы, ходить в гости, водить машину. Люблю остроумных людей, песни (слушать и петь), анекдоты, выходные дни, собак, освещенные закатным солнцем московские улицы, котлеты с макаронами. Не люблю: рано вставать, стоять в очередях, ходить пешком. Не люблю, когда ко мне пристают на улицах, когда обманывают. Не люблю осень». Юрий Владимирович Никулин умер 21 августа 1997 года. Цирк на Цветном бульваре получил имя своего любимого клоуна, а возглавил его сын Никулина — Максим.