В 1836 году Карл Брюллов под обаянием популярной баллады Василия Жуковского «Светлана» написал «Гадающую Светлану» - портрет дворовой девушки, гадающей в крещенскую ночь на своего суженого.
Василий Андреевич дал героине своей баллады необычное имя, позаимствовав его из не имевшей особого успеха повести Александра Востокова "Светлана и Мстислав" (1806 год). Поэты в ту пору часто придумывали стилизованные под старину имена для своих героинь: встречались, например, Прелеста, Всемила, Милолика, Милослава, Добрада. Востоков вот придумал Светлану. Скорее всего, и это имя кануло бы в литературную лету, если бы не баллада Жуковского, которая была невероятно популярной: Белинский назвал ее шедевром, ее текст разбирали на цитаты и эпиграфы, а спустя семь лет после первой публикации «Светлана» вошла в «Учебную книгу по российской словесности».
Популярным стало и имя главной героини Жуковского. Многие читатели захотели назвать своих дочерей Светланами, но церковь выступила против. Имя отсутствовало в православных святцах, так что желающим отказывали и в качестве альтернативы предлагали схожее по смыслу «Фотиния».
Подпершися локотком,
Чуть Светлана дышит...
Вот... легохонько замком
Кто-то стукнул, слышит;
Робко в зеркало глядит:
За ее плечами
Кто-то, чудилось, блестит
Яркими глазами...
Критика присвоила Жуковскому титул певца Светланы. Вторым ее певцом стал Карл Брюллов, создавший удивительное по своей романтичности полотно. Ночь, тусклая свеча, юная девушка в кокошнике и сарафане сидит у зеркала, вглядываясь с надеждой в его таинственную глубину.
Год промчался — вести нет;
Он ко мне не пишет;
Ах! а им лишь красен свет,
Им лишь сердце дышит...