Наиболее интенсивное страдание, которое мы испытываем в этом мире вызвано привязанностью. Мы обычно не понимаем этого, поскольку уверены, что к самым сильным страданиям приводят гнев и ненависть. Тем не менее, если мы понаблюдаем за всеми видами страдания, свойственными миру людей, то обнаружим, что страдание, обусловленное привязанностью гораздо интенсивнее и возникает гораздо чаще, чем страдание, обусловленное какими-либо другими эмоциями. Так происходит в силу того, что что страстное желание возникает ко многим объектам: это может быть еда, одежда, дом, друзья и близкие. Иногда, кажется, что в этом весь смысл нашего существования, каждого его момента. Гнев, без сомнения, разрушителен и может причинить много вреда, но, он возникает в нашем уме гораздо реже. В мире людей, ситуация такова, что как только в поле нашего восприятия попадает красивая форма, мелодичный звук, благоуханный аромат, восхитительный вкус или приятная на ощупь фактура, переживания этих ощущений никогда не остаются эмоционально нейтральными-они становятся импульсами, активизирующими склонность ума к цеплянию и привязанности. Эти объекты называются «пять желанных объектов» или «пять объектов чувственного восприятия». Если даже нам удается заполучить объект своего страстного желания, то радоваться этому мы способны лишь очень непродолжительное время. В конце концов объект теряет в наших глазах свою привлекательность и уже не так нас привлекает, или мы вдруг осознаем его реальные характеристики; или он просто пропадает сам по себе; или у нас его похищают. Бывает даже так, что объект, который нас привлекал, становится нам противен. Таким образом, ощущение удовлетворенности постоянно от нас ускользает. Шантидева говорил, что полученное удовольствие в сансаре напоминает слизывание меда с острия бритвы. Когда мы слизываем с бритвы мед, то наслаждаемся его восхитительным вкусом, но, при этом всегда забываем про острую кромку лезвия, которая находится под ним. Буддийские наставления