Теория композиции. #Обучение_ТХ@one_artic Анализ пластической композиционной схемы картины. Анализ пластической композиционной схемы картины выявляет основную пластическую линейную структуру композиции и помогает учащемуся понять композиционный строй произведения.Студенты нашей академии выполняют анализ в рамках обязательной программы изучения композиции. Это задание как и ряд других заданий курса, является предварительной практикой перед созданием собственной картины. Студент словно настраивает свой глаз для овладения особым языком композиции форм, - умения видеть ритмами, пластическими рифмами, выявлять силовые линии движения, определять основные формы и так далее. Пластическая композиционная основа чем-то напоминает парусник, который не сдвинется с места, если у него не будет какой-нибудь жизненно необходимой детали - корпуса, мачты или паруса.Об этих основных деталях мы сегодня и поговорим. Итак, в каждой композиции существуют основные обязательные элементы без которых она невозможна. Это линия основного движения, которая словно парус корабля приводит все элементы композиции в движение. Как и у корабля может быть несколько парусов и мачт, так и в композиции может быть несколько линий движения. Однако в отличии от корабля, в композиции картины есть основная линия движения захватывающая все основные элементы композиции. К обязательным композиционным элементам также относятся основная вертикаль и горизонталь. Они подобно мачте и корпусу корабля составляют жесткую основу композиции. Продолжая аналогию с парусником. основную вертикаль можно сравнить с мачтой, но как и в случае с линией основного движения вертикалей может быть несколько среди которых одна будет основной. Кроме основной горизонтали в композициях великих мастеров есть ещё одна, которая очень часто встречается. Это ритмическая горизонталь находящаяся у нижнего края композиционной плоскости. Она выполняет роль фундамента равномерно распределяющего вес сооружения. Она-же может быть и основной. Обычно линия основного движения связанна с местом пересечения или соединения основной вертикали и горизонтали и края композиционной плоскости. Другими очень важными но не обязательными элементами являются основные формы - круг, треугольник, квадрат или прямоугольник. Каждая из этих форм имеет своё эмоциональное значение в восприятии произведения. В одной и той же композиции также могут сочетаться все три формы. Основная роль этих форм заключается в упорядочивании разнообразных элементов композиции в ясную эмоционально легко воспринимаемую структуру. В анализе пластической композиционной схемы картины есть критерии; это простота, - схема должна быть достаточно выразительна для того, чтоб её можно было повторить по памяти; выразительна, - чтоб можно было по ней узнать произведение; основные фигуры должны читаться. Идеалом анализа пластической композиционной схемы картины являются пластические схемы выдающегося отечественного художника и педагога Константина Николаевича Елевы. Святослав Брахнов.