Другие записи сообщества
Александро-Невская Лавра
Спокойной ночи!
10 оригинальных исчезнувших построек Петербурга  1.Кинотеатр «Колизей»  Деревянное здание кинотеатра «Колизей» было построено в 1908 году по проекту архитектора Якова Гевирца, который был известен в Петербурге своими неоклассическими постройками.  Одним из главных событий в жизни не только кинотеатра, но и всего отечественного кинематографа стала премьера фильма «Понизовая вольница» режиссёра Владимира Ромашкова, повествующая об атамане Стеньке Разине. Это была незамысловатая экранизация знаменитой песни «Из-за острова на стрежень», написанной поэтом Дмитрием Садовниковым и переработанной в «сценариус» Василием Гончаровым. Кроме того, в репертуаре кинотеатра находились ходовые иностранные ленты: легкомысленные комедии и водевили.  Проработал «Колизей» очень недолго — всего один год. Осенью 1909 года здесь же функционировал цирк «Модерн». В начале 1919 года деревянное здание пострадало от пожара и было разобрано на дрова. Более десяти лет спустя, в 1932 году, на месте кинотеатра возвели студенческое общежитие.  Кронверкский пр., 11  2. Цирк «Модерн»  Цирк «Модерн», возникший на месте кинотеатра «Колизей», был построен по проекту гражданского инженера Николая Романченко.  В его архитектуре явно чувствовался стиль модерн: башенка со шпилем, овальные формы, ниши. Портал с афишами над входом в здание освещали закреплённые на стене типовые фасадные бра, которые тёмными вечерами привлекали внимание прогуливающихся: яркие афиши рассказывали о гастролях заграничных артистов, выступлениях необыкновенно гибких гимнастов, очаровательных пуделей и миловидных пони.  С наступлением 1917 года обществу стало не до пуделей и пони: внутри проходили шумные революционные митинги, тут даже выступали вожди революции Владимир Ленин и Лев Троцкий.  Кронверкский пр., 11  3. Часовня Святого Николая Мирликийского на Николаевском мосту  Маленькая открытая часовня с гранитными колоннами была заложена в 1853 году по проекту архитектора Штакеншнейдера, а освящена — ровно через год. Колонны и стены были сделаны из серого, а цоколь и лестница — из красного дорогого финского гранита. Шатровый купол, капители, рамы и двери ярко блестели золочёной медью.  Часовню снесли в 1930 году по предложению общества «Старый Петербург» для установки на её месте памятника лейтенанту Шмидту. Проект так и не был воплощён в жизнь.  Благовещенский мост  4. Театр на Офицерской. Луна-парк. Демидов сад  Демидов сад на Офицерской улице (сейчас — Декабристов) как одно из основных петербургских мест развлечений берёт своё начало в XVIII веке, когда здесь устроили так называемый Воксал в Нарышкином саду, где проводили праздники и маскарады с танцами. Позже здесь находились: «Русский семейный сад», зимний кафешантан «Фоли-Бержер», «Театр Неметти» и в начале XX века — сад и летний театр В. А. Казанского, где в 1906–1909 годах располагался Драматический театр В. Ф. Комиссаржевской, главным режиссёром в котором был Всеволод Мейерхольд. Открывала театр пьеса Ибсена «Гедда Габлер», а чуть позже здесь впервые поставили спектакль по произведению Александра Блока «Балаганчик».  Несмотря на творческий успех театра, дуэт Комиссаржевская — Мейрхольд просуществовал недолго: сказались разногласия и противоречия между двумя талантливыми людьми. Вера Фёдоровна организовала на базе театра новое заведение — «Весёлый театр для пожилых детей», который закрылся со смертью Комиссаржевской в феврале 1910 года.  Демидов сад вновь стал пользоваться бешеной популярностью в 1912 году, когда здесь открылся луна-парк. Спонсором нового развлечения выступил купец первой гильдии и почётный гражданин Ялышев, который в общей сложности потратил на проект парка около 500 тысяч рублей. Художником и архитектором в одном флаконе выступил А. П. Вайтенс, который спроектировал и построил знаменитый вход в сад: широкие ворота с высокой аркой и ионическими колоннами. Увы, до наших дней арка не сохранилась. Сейчас на её месте находится концертная площадка Мариинского театра. Вместе с луна-парком в саду также появился летний ресторан в стиле ампир и здание театра «Летний фарс», на сцене которого в 1913 году прошла премьера спектакля футуристов по пьесе Маяковского.  Устроение луна-парка оказалось предприятием прибыльным: в год его посещали до 300 тысяч людей, а билет стоил 1,5–2 рубля, что позволяло окупить все расходы и существенно разбогатеть держателям акций.  После февральских событий 1917 года в парке работали мюзик-холл, варьете и два кинотеатра — «Дона Глория» и «Глория», а уже весной 1918 года луна-парк реквизировали, он перешёл в ведение Коломенского совета рабочих и солдатских депутатов. Постепенно парк начал приходить в запустение, а на месте сада построили стадион Института физической культуры имени Лесгафта.  Однако история театра на этом не заканчивается. В 1918 году Всеволод Мейерхольд устраивает на базе прежнего театра Рабочий театр второго Коломенского района, ставит на его сцене «Ткачей» Гауптмана, «Нору» Ибсена и «Жоржа Дандена» Мольера. Но даже такой репертуар не спасает опальный театр: спектакли посещают редко и мало, что приводит в итоге к тому, что в годы Гражданской войны он закрывается. Долгое время театр являл печальное зрелище: стены ветшали, крыша проваливалась, а сорная трава крепко охватывала стены здания. В 1933 году ограда бывшего луна-парка и обветшавший каменный театр были разобраны. Так закончилась былая слава некогда самого популярного в Петербурге увеселительного места.  ул. Декабристов, 39  5. «Дом-сказка». Доходный дом Кольцова  Ассоциации со сказочностью и былью дом получил из-за причудливого смешения и соединения различных романтических стилей — здесь тебе северный модерн, национальный стиль, окна с балконами причудливой формы, напоминающие русские терема, и угловая башня, и стены, облицованные ярким природным камнем, и красочные майоликовые панно, созданные по эскизам самого Михаила Врубеля — гениального художника рубежа XIX–XX столетий, которые моментально выделили этот дом на фоне типичных петербургских строений как волшебную театральную декорацию. Кроме того, скульптором Рауш фон Траубенбергом была высечена из камня птица Феникс, которая будто поддерживает на своих крыльях угловой эркер дома — эта декоративная деталь придала оформлению здания окончательный вид.  К постройке дома приступили в 1905 году, когда Пётр Кольцов — золотопромышленник и богатейший человек — приобрёл участок и дал архитектору Аркадию Бернардацци задание возвести новый дом.  В начале XX столетия в доме проживала знаменитая балерина Анна Павлова, в роскошной квартире которой оборудовали репетиционный зал с кафельной печью, расписанной ампирными веночками с фризом танцующих нимф под высоким потолком. Здесь же танцор балета и хореограф Михаил Фокин создал для Павловой потрясающую постановку «Умирающий лебедь».  До 1917 года в доме находился один из крупнейших столичных банков, а в 1920-х годах в здании действовала балетная школа Кларка, где постигал азы театрального мастерства будущий драматический артист Николай Черкасов. Зимой 1942 года, во время жесточайших морозов и посреди повсеместного голода, в доме вспыхнул пожар, с которым несколько дней подряд боролись обессилившие от голода ленинградцы. Для борьбы с огнём шланги протягивали к проруби во льду реки Пряжки, однако в неравной битве победила стихия: удалось отстоять лишь дворовую часть жилого здания, украшенный же роскошной мозаикой фасад рухнул и был потерян безвозвратно.  После войны на месте дома было выстроено новое здание в стиле сталинского неоклассицизма, над которым в 1953 году работал архитектор Сергей Пермский.  Английский пр., 21; Декабристов ул., 60  6. Немецкая реформатская кирха  Некогда на месте Дворца культуры работников связи, на сцене которого выступали группы «Кино» и «Аквариум», стояла церковь в псевдоготическом стиле, где проходили службы и звучал орган.  Здесь в 1865 году по проекту архитектора Гаральда Боссе была построена немецкая реформатская кирха в романо-готическом стиле. Стены здания были сделаны из красного кирпича, а отдельные элементы выкрашены белой краской. На первом этаже разместили школу и квартиру пастора, а на втором — непосредственно сам храм с большими витражными окнами и органом. Храм простоял недолго: после пожара 1872 года церковь пришлось капитально перестраивать, но уже по чертежам Карла Рахау, который оставил почти неприкосновенным прежний облик церкви, повысив лишь колокольню да потолки.  В 1929 году кирха была закрыта для служений и в ней разместили общежитие, а год спустя здание было перестроено до неузнаваемости в стиле модного в то время конструктивизма для будущего Дома культуры. Верхняя часть башни со шпилем была убрана, а на фасады добавили скульптурные композиции и балконы. Внешний вид здания как нельзя лучше иллюстрирует стилистические особенности конструктивизма: простые формы, монументальность и отчётливая идеологическая нагрузка, которую носят декоративные элементы. Скульптурный фриз — это фигурная композиция на тему революции, где среди восставших вооружённых мужчин находятся старики, женщины и даже ребёнок, фасад бывшей колокольни украшен скульптурами: рабочий с молотом, солдат с винтовкой и женщина с книгой. А над входом в здание высится рельефный герб СССР.  Чуть позже скромное название «Дом культуры» было изменено на «Дворец». Здесь разместили концертный зал, кинозал, библиотеку и творческие кружки. Гораздо позже именно на сцене этого дворца в Ленинграде стал зарождаться русский рок, так как здесь выступали и записывали песни группы «Кино», «Аквариум» и другие представители неформальной музыки.  Большая Морская улица, 58  7. Крытый каток  Некогда на Марсовом поле, когда ещё Россией правили цари и императрицы, широко проводились народные гулянья, парады, праздники и другие увеселительные мероприятия. Начиная с эпохи большевизма поле стало местом упокоения жертв революции. Однако всего каких-то 100-120 лет назад на его просторах был обустроен крытый павильон, где с потолка сияли огнями лампочки, выдавались напрокат коньки, продавался согревающий сбитень, а желающих учили премудростям катания по льду.  Марсово поле  8. Часовня святого князя Александра Невского  Мало кто знает, что в ограде Летнего сада некогда стояла живописная часовня. Возведена она была в 1866–1867 годах по проекту зодчего Романа Кузьмина. Столь необычный выбор места объясняется просто: именно здесь 4 апреля 1866 года русский революционер-террорист Дмитрий Каракозов совершил покушение на жизнь Александра II. Террористическая акция окончилась неудачей, а на месте трагического события решили построить часовню. На месте покушения сразу же возвели деревянную постройку, которая в течение года была заменена каменной.  Внутри часовни разместился большой мозаичный образ святого благоверного князя Александра Невского, а на стенах — надписи «Не прикасайся к Помазанному Моему» и «Сила Всевышнего осенит тя», также при внутренней отделке использовался разноцветный мрамор, лабрадор и лазурит, пол был выложен из цветного мрамора, а крыша ослепляла светом золочёной бронзы, сверкающей на солнце.  В 1918 году часовня перестала действовать, и через неё можно было попасть в Летний сад, а в 1930 году было решено и вовсе её разобрать, установив на месте часовни копию секции невской ограды. В 1932 году на решётке сада в том месте, где не так давно стояла часовня, появилась доска, напоминающая о покушении на царя, однако в начале 1900-х годов она была убрана.  9. Василеостровский театр  Василеостровский театр, не сохранившийся до наших дней, был построен в 1887 году. Буквально сразу же после строительства он начал сдаваться в аренду антрепренёрам. Так, уже в 1893–1894 годах его снимал театральный деятель Мерянский, который показывал на его сцене постановки «Борис Годунов» и «Горе от ума».  С началом нового, XX, века в театре держал антрепризу Попов, который ставил спектакли «Зимняя сказка», «Уриэль Акоста» «Зелёный попугай», «Гибель „Надежды"». Заметным событием в жизни театра стал момент, когда в 1903 году здесь начал режиссировать постановщик Шмитов, который с гордостью сообщал на афишах, что произведения Горького «Мещане» и «На дне» ставятся им «по образцу Художественного театра». В 1906-м театр был куплен Попечительством о народной трезвости, которое перенесло в Василеостровский театр часть спектаклей Народного дома на Петербургской стороне.  Что удивительно, на то время на огромный Васильевский остров это было едва ли не единственное театральное здание, которое посещали самые разные зрители, «начиная от офицера и кончая чернорабочим, от модницы с аршинным лорнетом в первом ряду до бабы в платке и полушубке». Цены на билеты были соответствующими — от 1 рубля 25 копеек до пятачка за билет.  Театр работал до середины 1920-х годов. В годы блокады деревянное здание было разобрано на дрова.  Большой пр. В. О., 79  10. Кинотеатр «Балтика»  В 1914 году архитектор Сима Минаш построил каменное здание на Васильевском острове, рассчитанное под нужды кинематографа «Форум». Нужно заметить, что к тому времени количество кинематографов в Петербурге зашкаливало: на одном только Невском проспекте их было столько, что голова кружилась от яркого электрического света, излучаемого вывесками на зданиях, информировавших горожан о новой премьере. Чтобы не быть голословными, скажем, что на главной городской линии к 1916 году их было 25 штук, а по всему городу — около 200.  Когда кинематограф был построен, он, как и следовало ожидать, пользовался бешеной популярностью, однако начавшаяся Первая мировая война и грянувшая за ней революция привели к тому, что предприятие начало приносить меньше прибыли, а в 1920-х годах его и вовсе национализировали.  В послевоенные годы кинотеатр было решено перестроить, за что взялись архитекторы Груздева и Чайко, которые построили здание в модном в то время стиле сталинского неоклассицизма. Отреставрированный и обновлённый кинотеатр получил название «Балтика».  Как вспоминают бывавшие в кинотеатре, здесь можно было не только посмотреть отечественные и зарубежные фильмы, но и увидеть подвешенные под самый потолок большие клетки с живыми птицами, а также посетить зал, где находился террариум с саламандрами и другими экзотическими животными, аквариумы с безумно красивыми рыбами и фонтанчик, куда посетители кинотеатра на удачу кидали монетки. Помимо того, что кинотеатр был любимым местом встреч для ленинградцев, даже киношники облюбовали его для съёмок фильма Данелии «Осенний марафон». Помните эпизод, в котором главные герои приходят посмотреть кино? Именно здесь он и снимался. Впрочем, существует мнение, что его могли снимать и в кинотеатре «Ленинград», так что где скрывается правда, могут ответить только участники съёмочного процесса.  Закат кинотеатра пришёлся на 2003 год, когда на его месте построили типичный для начала двухтысячных жилой дом, кофейню сети «Кофе Хауз» и памятник бомбардиру Василию Корчмину современных скульпторов Лукьянова и Сергеева.  7-я линия В. О., 34
Три дамы на Миллионной  Миллионная улица это одна из самых старых улиц Санкт-Петербурга.  Дом 7 на нечетной стороне Миллионной, на углу Мраморного переулка в XIX веке принадлежал петербургскому городскому голове В. А. Ратькову-Рожнову — коммерсанту и меценату.  Под эркером дома установлена композиция из трех статуй. Одна из них (судя по кадуцею) изображает Меркурия, у ног его весло, символизирующее морскую торговлю. Центральная фигура символизирует искусство (у ног ее лира, капитель и скульптурный бюст). Третья статуя — богиня садов Помона с рогом изобилия, наполненным фруктами, символизирует плодородие.  Композиция появилась в 1875 году стараниями архитектора Рахау, который обновлял здание, принадлежавшее тогда лесопромышленнику Громову. Теперь этот дом стал одним из корпусов Университета культуры.  Адрес: Миллионная улица, 7.
Прекрасное отражение Петербурга
Рассвет над Фонтанкой
Про шаверму и поребрик  Нельзя сказать, что, вступая на Невский проспект москвичи перестают понимать окружающих, но некоторое ощущение инородности все же возникает. Особенно когда слышишь "не наступай на поребрик" или "я живу в третьем парадном". А речь идет лишь о бордюре и подъезде. Впрочем, сегодня местные особенности речи двух столиц уже не шокируют. К примеру, продавщицы питерских булочных начали понимать туриста, который просит "белого хлеба". Раньше это словосочетание воспринималось ими примерно также как "горячий снег". Дело в том, что петербуржцы называют "хлебом" только черный, у белого — мягкое круглое название "булка".
Луна над «Лахта Центром»
Сверь свой рост с ростом известных личностей
Последние льдины в Неве