Сегодня, 2 октября, в Кочкорском районе проходит празднование 230-летия Ормон хана. В торжестве принял участие президент Садыр Жапаров. В селе Семиз-Бель Кочкорского района состоялись торжественная церемония поднятия государственного флага, открытие памятника Ормон хану и другие культурно-массовые мероприятия. Перед гостями и местными жителями выступил президент. В своем выступлении Садыр Жапаров отметил, что настало время пересмотреть историю страны, в которой остались недооцененными роль многих деятелей. "Мы начали по-новому подходить к нашей богатой многовековой истории. Настало время вносить ясность и прославлять наших исторических деятелей, историю, которая на протяжении многих лет по ряду известных причин искажалась разными способами", - сказал он.Президент отметил, что Ормон хан по праву считается одним из основоположников кыргызской государственности. "В сложной ситуации XIX века Ормон хан выступил с инициативой объединения кыргызских племен в единое ханство, был избран ханом, взяв на себя всю ответственность. Это событие – образование Кыргызского ханства – можно считать важнейшим событием в восстановлении кыргызской государственности. Вот почему смелый поступок нашего предка Ормон хана в борьбе за независимость кыргызского народа должен быть оценен по достоинству", - отметил он.Президент отметил, что Ормон хан по праву считается одним из основоположников кыргызской государственности.
Другие записи сообщества
Чынгыш баатыр – знаменитый выходец чуйского Сары-Озона – именно из вышеотмеченной когорты героев, который отличался масштабом своего мышления и героизмом, но имя которого не упоминается, а его деятельность и пройденный путь глубоко не исследованы. Отцом Чынгыша был Тулекабыл, далее Бутош, Болокбай (Каракчы), Чаа и далее доходит до прародителя Солто. У сына Бутеша Тулекабыла было семь сынов: Айта, Баястан, Чоткара, Арбас, Байсары, Кобой, Чынгыш, поэтому в народе их прозвали "Жети кашка" ("Семеро известных"). Из семи братьев из поколения в поколения прославляется Чынгыш батыр, который активно участвовал в исторических событиях того времени, принимал участие в решении важных вопросов своего народа, возглавлял народ в борьбе против захватчиков. По данным его потомков и многих санжырачы (исследователь родословной и истории родов), Чынгыш баатыр родился в 1794 году. Его деятельность, подвиги, мудрые действия пришлись главным образом на первую четверть XIX века. Остановимся на семи моментах, которые наиболее наглядно передают героизм, решительность Чынгыша батыра и подтверждают, что многие судьбоносные решения того времени принимались при его непосредственном участии. 1. Авторитет баатыра в народе Живущий по родовому признаку кыргызский народ в лихие годины объединялся, и сообща побеждал врагов, решал вопросы на общем совете. В отдельных случаях из-за ложной гордости предводителей народа, из-за и[ горячности или несправедливости происходили конфликты между родами, доходя до вооруженных схваток. Подобное противостояние произошло в 1819-1820 году между родами солто и сарыбагыш, которые ведут родство от одного прародителя. Ухудшились отношения, в итоге приведя к угрозе силового столкновения. В целях разрешения ситуации наиболее видные представители рода солто Канай, Эшкожо, Бала Ажыбек, Саке, Атай, Бектен во главе с Чынгышем мырзой проводят совет. На совете лучшие представители солто не знают, что делать, к какому решению прийти, и все ждут, что скажет Чынгыш баатыр. Когда он произнес свое слово, весь род солто вздохнул с облегчением, вскочил на ноги, забил кобылу в жертву духа солто Ай тамга, распределив между собой доли. (Белек Солтоноев, "Кызыл кыргыз тарыхы", 1-книга, Бишкек, 1993, стр. 186). Это событие убедительно показывает, какое влияние оказывал Чынгыш баатыр на лучших представителей рода солто. 2. Ни один важный вопрос не решался без участия Чынгыша баатыра В 1820-25 годы Кокандское ханство активизировало свои усилия установить на севере Кыргызстана свое господство. Планам ханского кушбега(главный визирь) в Ташкенте воспротивились воедино кыргызские роды, ведущие начало от Тагая, и борьба оказалась затяжная. Помимо требования покориться Кокандскому ханству, кушбеги выставил требование отдать казахам территорию Уч-Кайынды, западную часть Ашмары, берега реки Корготу до Олуя-Аты. Но даже когда кокандский правитель заключил предводителя солто Каная, то и тогда он не согласился и настаивал, что не может решить вопрос единолично, для этого требуется совещание глав родов Тагая, и только после этого он может озвучить решение. Вот таким был уровень ответственности лучших сынов кыргызского народа, когда речь шла о судьбе всего народа и кыргызской земле. В результате главы солто решили собрать в доме Эшкожо в Чуе глав пяти колен Тагая для решения судьбоносного вопроса. Первоначально на совет прибыли от солто Бектен батыр, Боку батыр (от момоконов), старший брат Каная Эшкожо бий, Чынгыш баты( от болокбаев), Тынай Таштанбек батыр, которые, посовещавшись, решили послать весть родам бугу, саяк и сарыбагыш: "Приходите, надо решать. Покоримся Коканду или будем биться? Собирайтесь на Совет!" Вскоре прибыли главы родов: от бугу – Боронбай, Мураталы, Тилекмат; от сарыбагышей – Ниязбек, Абайылда, Таштанбек и другие; от рода саяк – Медет, Тайлак, Нарбото, Осмонбек и другие. Все они собрались на совет в доме Эшкожо. Собравшиеся на большой совет баатыры, предводители родов пришли к решению: "Покоряться не будем, землю, доставшуюся от предков, не отдадим" (Алымбек санжырасы", Бишкек, 2007, строительство. 79-80). Как видно из материалов санжыры, имя Чынгыша батыра вновь упоминается среди лучших представителей колен потомства Тагая. Участие Чынгыша баатыра на судьбоносном совете родов свидетельствует о том, что он входил в ряды наиболее видных деятелей своего времени и достоин занимать свое место в истории. 3. Кыргызы спасли Кокандское ханство После того как территория севера подчинилась Кокандскому ханству, вожди родов были вынуждены отправляться в ханскую ставку для несения службы. Касалось это и потомков Тагая – Чынгыш баатыра и Шабдана баатыра. Последний нес службу в ханской ставке в 1860 году, а время Чынгыша баатыра пришлось на время, когда Кокандское ханство показалось захваченным Бухарским эмиратом. Чынгыш баатыр внес серьезный вклад в восстановление Кокандского ханства, победу в неравной схватке с внешним захватчиком, в результате авторитет и влияние кыргызов в Кокандском ханстве неизмеримо выросли, а ханство было усилено. Чынгыш баатыр служил в ставке в 1842-45 годах. В 1842 году кыргызы во главе с Нусуп бием нашли в Таласе потомка ханских кровей Шералы, получили его согласие и по древней кыргызской традиции вознесли его на белой кошме на ханство в Сафид-Булане в Ала-Буке. После этого кыргызы собрались в великий поход против Бухарского эмирата, чтобы вернуть отнятые земли. В объемном труде Зиябидина Максыма "История ханов Фарганы" очень подробно и живописно повествуется, как во все уголки ханства были посланы обращения Шералы хана и тысячника Нусупа, как в ответ прибывали со всех регионов баатыры и главы родов вместе с своими дружинами. (Зиябидин Максым, "История ханов Фарганы", Бишкек, 2007, стр. 94-120). В ответ на этот призыв прибыл и Чынгыш баатыр со своей дружиной из далекого Сары-Озона. Ровесник Нусупу тысячнику Чынгыш баатыр стал образцом мужества в рядах сильной кыргызской дружины, одновременно став свидетелем множества проявлений двуличия и интриг в ханской ставке. Он столкнулся с трагической кончиной Нусупа-тысячника, сыгравшего решающую роль в вознесении Шералы на ханство и в назидание последнему повесившему его старый сапог на видное место в ханской ставке, чтобы тот не забывал о прошлых временах, когда был простым пастухом. Чынгыш баатыр также стал свидетелем интриг против Алмыбека датки, закончившейся его вероломным убийством, вызывавшем мятеж кыргызов и смерть Шералы хана, затем 11-дневного правления потомка Алимхана Мурада хана, занятие трона 13-летним Кудаяром и последовавшее суровое наказание кыргызов. В итоге он с разрешения ставки в 1845 году возвращается на родину к своему народу в Арашан. Возвращается не один, его сопровождал 30-летний Шаман – сын Норузбая, соратника и близкого друга Чынгыша батыра, погибшего в числе тех, кто был наказан за ликвидацию Шералы хана. Чынгыш баатыр относился к Шаману как родному сыну и всячески поддерживал, дав ему другое имя – Сарыбагышев Шама. Шама, также участвовавший в ликвидации Шералы хана, наказанного за то, что забыл свое прошлое и превратился во врага кыргызов, подвергаясь гонениям, скрывался в горах Кожешкен, Зардалы и был вынужден сменить родные места, обосновавшись таким образом в Сары-Озоне. Если бы он не сменил имя, то не смог бы скрыться от преследований наместника Кудаяр хана в Бишкекской крепости, который не преминул бы расправиться с ним. Здесь особенно четко проявились мудрость и величие Чынгыша батыра, который не допустил отчуждения и остракизма прибывшего из чуждой земли единоплеменника Шаму. И не только это. Незадолго до своей кончины Чынгыш баатыр призвал к себе родных, близких, весь свой род и оставил им в качестве наставления: "Если кто будет отчуждать Шаму и его потомков, то дух мой покарает виновника!" Поэтому односельчане Чынгыша батыра никогда не относились к Шаме как чужому, пришлому, а всегда привлекали его к своему сердцу, о чем я услышал от арашанцев, аксакалов рода солто.
Кыргызско-каракитайская война — боевые действия между енисейскими кыргызами и западными киданями на территории Восточного Туркестана и Западной Монголии, происходившие в 1130—1134 годах. Ход столкновений В ходе активной войны с чжурчжэнями и падения государства Ляо, киданьский полководец Елюй Даши был вынужден отступить в Притяньшанье, а затем в Восточный Туркестан. Закрепившись в окрестностях Восточного Туркестана, войска Елюй Даши совершили ряд нападений на земли енисейских кыргызов в регионе. Как сообщал Рашид ад-дин, «войско киданей подошло к границе киргиз, они нападали на племена, которые были в тех пределах, а то племя (киргизы) также оказывало им противодействие.» Киданьские войска во главе с Елюй Даши, не сумев подавить сопротивление енисейских кыргызов, были вынуждены отступить обратно в Турфанское идыкутство, откуда в 1132 году ими был совершен поход на Чугучак. В тоже время кыргызские войска начали совершать регулярные рейды на подвластные киданям территории. Так, Рашид ад-дин сообщал, что «когда Елюй Даши удалось подчинить Семиречье, он отправил войско на Кашгар и Хотан, покорив их. Затем он послав в войско к пределу киргизов, чтобы отомстить за беспокойство, причиненные ими, и взял Бишбалык». В 1133—1134 годах кидани с 70 000 войском развернули экспедицию на восток, которая преследовала цель восстановить государство Ляо. Помимо этого, киданьский поход преследовал цели продемонстрировать енисейским кыргызам «военную силу» киданей, тем самым предостеречь их от провокаций на кыргызско-киданьской границе. Операция киданей завершилась успешно и енисейские кыргызы не решились на прямое столкновение и предприняли отступление вглубь своей страны. Елюй Даши также преследовала цель учредить свой новый политический центр на территории Кыргызского каганата, однако окончательный итог столкновений оказался не благоприятным для киданей. Кыргызские правители не выразили желания вступить в союзные отношения с Каракитайским ханством, из за чего Елюй Даши отказался от идеи похода в Восточную Монголию, так как он не имел возможности обеспечить себе плацдарм на кыргызских территориях. Правители енисейских кыргызов, не желая уступать свои владения и вступать в войну с чжурчжэнями, вынудили Елюй Даши вступить в переговоры с сельджукским султаном Санджаром. В последствии, енисейские кыргызы «очень гордились своим сопротивлением киданям». В эпосе Манас Елюй Даши описан как враг кыргызов - баатыр Джолой.
Бейгу-каган — последний значимый каган Кыргызского Великодержавного каганата в X веке. В его правление земли и сила государства Кыргыз достигли пика могущества. Согласно различным источникам на службе у Бейгу находились основатели династии Сельджукидов. Так, Г. Вейль писал, что Сельджук вначале находился на службе у древнекыргызского правителя Бейгу, аналогичные сведения писал и К. Брокельман, который называл сельджуков выходцами из «кыргызских степей». Позже, вождь сельджуков вступил в ссору с Бейгу и мигрировал со своими людьми в земли Мавераннахра. В X веке, различные арабо-персидские авторы как Абу Исхак аль-Истахри, Ибн Хаукаль и автор анонимного труда «Худуд аль-алам» считали, что река Итиль (Волга) берет свое начало в землях кыргызов. Эти сведения, по мнению Л. Р. Кызласова могли означать то, что в X веке границы Кыргызского каганата расширились вплоть до Уральских гор. Пребывание кыргызской административной структуры в степях Зауралья отразилась в мусульманских источниках и в местных топонимах. Название реки «Кыштым», протекающая в Челябинской области, может свидетельствовать о обращении зауральских племен (угров) в кыргызских данников (кыштымов).
Кыргыззавр (грекче-латынча Kyrgyzsaurus) – өлүп жок болгон эң байыркы кескелдириктин (сойлоп жүрүүчүнүн) бир түрүнүн илимий аталышы. Геологиялык мезозой доорунун триас мезгилинде Жер планетасында "Пангеа" деп шарттуу аталган бирдиктүү континент болгон. Дал ошол доорго таандык болгон жана Түштүк Кыргызстанда табылган эң байыркы кескелдириктин (кичи динозаврдын) бир түрүнүн сөөгүнүн айрым калдыктарынын негизинде пост-советтик окумуштуулар "Кыргыззавр" деп аталган буга чейин белгисиз сойлоп жүрүүчү жандык түрүнүн голошекилин калыбына келтиришти.Илимде “Кыргыззавр” аталып калган эң көөнө кескелдирик - болжол менен мындан 230-225 миллион жыл мурда жашаган сойлоп жүрүүчү жаныбар. Анын узундугу 50 сантиметрге чейин жеткен. Бул кескелдириктин сөөгүнүн (скелетинин) алдыңкы бөлүгүнөн баш сөөгү, моюн жана көкүрөк омурткалары, кабыргалары, далы сөөгү, терисинин изи гана сакталып калган. Аны Түштүк Кыргызстандын Мадыген кыштагына жакын жерде табышкан. Жер кыртышы мезозой доорунун триас мезгилине таандык кеч Карниан (Carnian) же эрте Ладиниан (Ladinian) баскычына тийешелүү. Бул болжол менен мындан 230-225 миллион жыл мурдагы мезгилди камтыйт. Мындай “дрепанозавр” (Drepanosaurid genus) деген кескелдириктин түрү Азия боюнча алгачкы жолу Кыргызстанда табылды. Түштүк Кыргызстандагы Мадыген деген кыштактын жанынан бул узундугу жарым метрге жетчү кескелдириктин калдыгын Буханченко деген илимпоз тапкан.“Кыргыззавр” (Kyrgyzsaurus bukhanchenkoi) аталышын 2011-жылы палеонтолог окумуштуулар В.Р.Алферов менен Е.Н.Курочкин сунуш кылышты. Мында “Кыргыз” сөзү эң байыркы кескелдирик калдыгы табылган Кыргызстанды билдирсе, “завр” сөзү грекче “заурос”(sauros) – “кескелдирик” деген сөздү туюнтат. Ал эми жалпы түрү “Кыргыззавр” (Kyrgyzsaurus) аталган кескелдириктин бул алгачкы табылган тийешелүү өрнөгүнүн аталышы аны тапкан окумуштуу Буханченклнун (Bukhanchenko) ысымынан “буханченкои” деп аталып калды.
На фотографии запечатлен подвоз хлеба на верблюдах и арбах. Снимок сделан в Кыргызстане без указания точного местоположения. Фотография датируется 1938 годом, то есть была сделана 85 лет назад.
«Архивное фото». Кашгарские кыргызы, конец 19 века
«Архивное фото». Перекресток Московская—Усенбаева в 1941 году
«Архивное фото». Кыргызы за обедом 113 лет назад
«Архивное фото». Молотьба пшеницы с помощью быков и лошадей 97 лет назад
Көзкаман — «Манас» эпосунун каарманы. Жакыптын бир тууганы. Өз ысымы Үсөн. К. — ылакап аты. Калмактардын арасында көп жыл жашап калмакча атка конуп калган. «Манас» эпосундагы К-дын жана анын балдарынын (айрым варианттарда туугандары, алардын балдары) Манаска душмандык иштерине байланыштуу айтылган чоң эпизод Үсөндүн ылакап аты менен К-дар окуясы деп аталат. Сагымбай Орозбаковдо гана Үсөн кары балдарынын Манасты өлтүрүшүнө каршы болот. Балдары тилин албай койгон соң Манаска кымызга кошуп ууну кесип кетүүчү дары ичирет. Ал эми Саякбай Каралаевдин вариантында К. менен Көкчөкөз бир тууган делип, арамдык иштерин чогуу аткарышат, к. Көзкамандар, «Манастын» сюжетиндеги Көзкамандар окуясын.