Оперный театр готовит итальянские страсти с китайским колоритом Челябинский оперный театр сменил один азиатский мотив на другой: в начале года театр имени М. И. Глинки анонсировал на март последний показ оперы «Мадам Баттерфляй» о молодой японке, сегодня же состоится премьера, рассказывающая историю китайской принцессы Турандот. Действие последней оперы итальянского композитора Пуччини разворачивается в Пекине, в сказочные времена. Жестокая принцесса Турандот, руки которой мечтают добиться самые завидные женихи, придумала испытание для сватающихся — претенденты должны отгадать три загадки. И подобно греческому Сфинксу, за неверные ответы Турандот отправит неудачников на страшную смерть. Режиссер-постановщик «Турандот» Вячеслав Стародубцев говорит, что премьера в челябинском театре — не первое обращение маэстро к этой опере, но классика вечна, так что при каждом новом прочтении открываются все новые и новые пласты неизведанного и каждая новая постановка становится по-своему уникальной. По словам режиссера, челябинский эксперимент позволил исследовать столкновение несовместимых вещей — сказки и реальности, жизни и театра, современности и историзма. «На фундаменте канонической истории этого известного сюжета мы сделали свои надстройки, которые, я думаю, понравятся современному зрителю. Это надстройки, которые не разрушают музыкальную драматургию оперы, что самое ценное, а сверх музыкальной структуры дают современному зрителю какие-то свои ассоциации, аллюзии, напоминания. Это такой многосложный и многослойный пирог, который, мы очень надеемся, будет восприниматься хорошо и взрослым зрителем, и ребенком», — отметил Вячеслав Стародубцев. Вообще Джакомо Пуччини не успел дописать «Турандот» — композитор скончался от инфаркта, оставив незавершенным последний акт оперы. Во время премьеры в 1926 году дирижер даже остановил оркестр на том месте, где начиналась часть, дописанная другим композитором, Франко Альфано, и произнес: «Здесь остановился Пуччини. Смерть оказалась сильнее искусства». В Челябинском оперном театре «обошлись без Альфано», но тоже закончили постановку хэппи-эндом. «Турандот» выглядит достаточно необычно, и неискушенного зрителя может привести в замешательство: дело в том, что постановка показывает нам как бы театр в театре, где жители Италии наблюдают за разворачивающимся представлением о китайской принцессе, но постепенно все горожане сами становятся участниками событий. В какой-то момент теряешься — ты смотришь на Европу, но почему тогда итальянца называют восточным принцем? ты смотришь на древний императорский Китай, но почему тогда челядь одета в наряды начала 20 века? и при чем здесь фильмы бессмертного Феллини, которые идут на заднем плане сцены? Вячеслав Стародубцев назвал все неординарные ходы оперы эстетической надстройкой, которую команда постановщиков позволила себе привнести в классическое произведение. По словам режиссера, это поможет наполнить спектакль свежим дыханием и приблизиться к современному зрителю. Отдельное упоминание заслуживают декорации, созданные художником-постановщиком, художником по костюмам, главным художником Михайловского театра и художником-постановщиком Мариинского театра Вячеславом Окуневым. По его словам, оперный спектакль — это очень трудоемкое производство. Постановки задумываются примерно за год: художник с режиссером около трех месяцев придумывают и рисуют эскизы, затем за полгода создаются декорации и полностью подготавливается премьера. В этом трудоемком процессе задействованы не только певцы, танцоры и музыканты, которых мы из зала, но и мастера, которые шьют костюмы, художники-оформители, осветители и другие представители очень редких профессий. Первые разборы и репетиции новой постановки начались еще летом, вместе с другой недавней премьерой, «Алыми парусами», однако подготовка к опере длилась почти на полгода дольше. Первые «спевки» оперных певцов и музыкантов начались в начале этого года, а вот общие репетиции с музыкантами, певцами и балетом со всеми декорациями и костюмами стартовали только на этой неделе. Тем не менее, такой, казалось бы, короткий срок не помешал показать на генеральной репетиции готовность к премьере и вызвать у зрителей мурашки от пронзительного и душераздирающего вокала.