Нести творчество в массы, или Как студентов БГУКИ учат видеть и понимать искусство
Массовики-затейники - так в обобщенном виде можно охарактеризовать студентов Белорусского государственного университета культуры и искусств. Для будущих дипломированных музыкантов, певцов, хореографов, режиссеров театральных постановок или праздников и представлений, искусствоведов, мастеров декоративно-прикладного искусства и не только данное определение не род занятий, а образ жизни. С творчеством они все больше знакомятся не на студенческой скамье на лекциях и семинарах, а в учебных театрах, на андеграундных выставках, в самодельных музыкальных и хореографических студиях. И, конечно, со свойственными творческим людям максимализмом и желанием доказать свою правоту ищут благодарного зрителя и слушателя.
В преддверии Дня работников культуры корреспонденты БЕЛТА наведались в БГУКИ и выяснили, почему некоторые студенты боятся истории искусства, чем руководствуются будущие культурологи, относя свою специализацию к точным профессиям, и что общего между музыкой и спортом.
"Не надо зубрить историю искусств, учитесь видеть и понимать живое искусство!"
Знакомство с вузом мы начинаем с кабинета декана одного из факультетов. Кандидат искусствоведения Елена Викторовна Пагоцкая возглавляет факультет художественной культуры с 2021 года. Но связана с вузом в общей сложности больше 25 лет: является его выпускницей, здесь же закончила аспирантуру и защитила кандидатскую диссертацию, работала преподавателем. Поэтому о том, каким должен быть идеальный специалист, выпускаемый университетом, знает, кажется, все.
В первую очередь декан выделят всесторонность. От лучших студентов преподаватели ждут высокого среднего балла и сданных экзаменов исключительно на 9-10, вовлеченности в общественную жизнь вуза, что дает творческим личностям, к которым преподаватели относят абсолютно всех своих студентов, шанс для раскрытия потенциала, и активной научной деятельности. Про искусство от студентов требуют рассказывать толково и аргументировано, с опорой на практические изыскания. Второе: будущие работники сферы культуры должны с детства быть профильно-ориентированными, потому что без желания и необходимых компетенций невозможно реализоваться как художник или режиссер. Ну и наконец, идеальному специалисту даже при наличии красного диплома и прекрасных рекомендаций никуда без мотивации постоянно развиваться и работать даже с издержками для себя.
На первый взгляд может показаться, что ничего особенного в перечисленном нет, но Елена Пагоцкая напоминает, что такая работа проводится с творческими личностями, а значит, требует индивидуального подхода. Именно его и практикуют преподаватели вуза. Декан факультета художественной культуры рассказывает, что группы студентов небольшие, от 6 до 15 человек, поэтому каждого подопечного профессорско-преподавательский состав знает лично. Есть в расписании у будущих художников, искусствоведов и режиссеров и индивидуальные занятия.
"Я преподаю историю искусств. Этой дисциплины многие студенты боятся, потому что приходится работать с монографиями и энциклопедиями, писать рефераты и курсовые, наконец, сдавать экзамены. Объем колоссальный, особенно для студентов-заочников. Я всегда ориентирую ребят на то, что они не должны зубрить предмет, а должны учиться видеть и понимать живое искусство. Биографии и истории создания выветрятся из головы, а чувство стиля и способность отличить шедевр от китча останутся с ними на всю жизнь", - рассуждает декан.
Для вузовских преподавателей мало вырастить специалиста, надо еще и подарить ему путевку в карьеру. С этим дела обстоят более чем благополучно, отмечает Елена Пагоцкая. Ежегодно поступает достаточное количество заявок, чтобы каждый выпускник уже в декабре мог определиться с местом преддипломной практики и предварительным местом распределения. Запросы идут со всех регионов страны от всевозможных учреждений культуры и образования, управлений культуры, отделов идеологической работы и по делам молодежи.
А вот востребованность кадров определенных специальностей имеет тенденцию. Декан факультета художественной культуры вспоминает, что если в предыдущие годы наибольшим спросом у заказчиков кадров пользовались искусствоведы, то сейчас большинство работодателей хочет заполучить толковых режиссеров современных зрелищ и ивент-проектов, отчего и конкурс на эту специальность из года в год становится все выше.
"На прощание я всегда говорю выпускникам, что они теперь ответственны за то, что будет происходить в культуре нашей страны. Не успели попрощаться с взлелеянными нами готовыми специалистами, пришли еще не оперившиеся первокурсники, и мы начинаем работу по отшлифовке творческой личности заново. Последний набор показал, что студенты к нам пришли очень мотивированные. Сделаем все, чтобы из них вышел толк", - обещает Елена Пагоцкая.
"Музыкой, как и спортом, нужно заниматься с раннего детства. Иначе толка не будет"
Более-менее разобравшись, как готовят режиссеров, художников и искусствоведов, перемещаемся в соседний корпус - на факультет музыкального и хореографического искусства БГУКИ. И сразу попадаем в консонанс. Из одной аудитории слышится рояль, в другой кто-то усердно репетирует с аккордеоном; из третьей раздается джаз, а в четвертой звучит эстрадная мелодия. Все они удивительным образом сочетаются друг с другом, создавая особую атмосферу этого места.
Направляемся в кабинет декана факультета. Его хозяйка Ирина Михайловна Громович в беседе с нами в шутку говорит, в сфере культуры работает с 6 лет. Сначала как начинающая певица, затем как артистка Национального академического народного хора имени Г.И.Цитовича, с 1989 года как преподаватель вуза.
Свое предназначение как работника БГУКИ Ирина Михайловна видит в сохранении национальных песенных традиций и передаче их молодому поколению. Цель же преподавателей, обучающих студентов по широкому перечню специальностей: "музыкальное народное инструментальное творчество", "компьютерная музыка", "музыкальное искусство эстрады", "хоровое творчество", "фольклор", "искусство народного пения", "хореографическое искусство" - в подготовке достойных специалистов, способных дать хорошее музыкальное образование своим ученикам в регионах республики. В целом же выпускники факультета востребованы и на телевидении, и в профессиональных или любительских коллективах, и в частных вокальных студиях.
Ирина Громович убеждена, что воспитание первоклассных артистов - дело рук первоклассных артистов с именем. На факультете преподают белорусский композитор и исполнитель Олег Елисеенко, дирижер концертного оркестра "Немига" и заслуженный артист Беларуси Александр Федоров, а белорусская певица Ирина Дорофеева не только преподает в БГУКИ, но и возглавляет кафедру эстрадной музыки.
"Мотивация очень важна для наших студентов. Я не могу сказать, что у нас большие конкурсы, поэтому к нам приходят абитуриенты, которые действительно заинтересованы в работе в сфере культуры и искусства. Музыкой они занимаются с самого детства. В нашей сфере, как и в спорте, первые навыки нужно получить в малые годы, а потом бесконечно совершенствовать свое мастерство", - констатирует декан факультета музыкального и хореографического искусства.
Творческие дети не только талантливы, но и амбициозны, отмечает Ирина Громович. Уже который год самой престижной специальностью на факультете остается "Музыкальное искусство эстрады". Абитуриенты перед подачей документов стараются заявить о себе на различных конкурсах, чтобы поступить в вуз, имея опыт выступлений, и развиваться дальше, стремясь стать знаменитыми и прославлять свою страну на мировых просторах.
"Время влияет на студентов. Музыка меняется, и ребята находятся в постоянном поиске новых форм и интерпретаций музыкальных произведений. Не обходят стороной и фольклор, чем мы, преподаватели, особенно гордимся. Студенты стараются интерпретировать народное творчество на новый лад, чтобы оно было доступно и понятно современному слушателю", - рассказывает Ирина Громович.
Декан тут же предлагает нам убедиться в этом лично. Нас приглашают в класс, где проходит занятие оркестра народных инструментов.
"Игра студентов дает мне жизненный тонус и энергию. Я живу оркестром"
В аудитории мы видим 17 ребят, играющих на домре, балалайке, баяне, аккордеоне, ударных. В оркестре играют студенты всех курсов, но опыт дирижера - доцента кафедры народно-инструментальной музыки и художественного руководителя оркестра русских народных инструментов Сергея Сергеевича Оводка позволяет нивелировать различия в уровне мастерства музыкантов.
Перед началом репетиции Сергей Оводок сосредотачивает внимание студентов на мысли, что, приходя в эту аудиторию, они должны чувствовать свою принадлежность оркестру. Здесь уже нет и не может быть "я", есть только "мы" - один творческий коллектив.
"Уже 23 года я работаю в стенах вуза, 21 - руковожу оркестром. И каждый раз, как первый, наслаждаюсь репетициями. Ребята всегда играют так вдохновенно, что дают мне некий жизненный тонус и энергию творить дальше. Я живу оркестром", - делится с нами своими чувствами Сергей Оводок.
На вопрос, что Сергей Сергеевич считает самым важным для оркестранта, опытный педагог отвечает уверенно и без запинки - внимание и дисциплина. Именно они помогают отрабатывать до зуда в кончиках пальцев новый репертуар и вносить в каждую исполненную композицию что-то свое.
Культурологи должны решать точные задачи, как математики, и формулировать обоснованные теории, как физики
Распрощавшись с преподавателями, выходим в университетский коридор, где с учетом разных расписаний даже во время пар можно заметить пару-тройку студентов. Наше внимание привлекают две девушки. Знакомимся с Натальей Сухой и Анастасией Гавриловой. Девушки учатся на 3-м курсе факультета культурологии и социально-культурной деятельности. Будущие менеджеры по рекламе и общественным связям соглашаются побеседовать с нами и рассказать о своей учебе в БГУКИ.
"Выбирая профессию, я искала сочетание точности и креатива. Моя специальность стала открытием для меня. У нас есть как более точные предметы, такие как менеджмент, маркетинг, экономика и политология, так и более творческие: социально-культурное проектирование, работа с рекламой, имиджиология. Я ни капельки не разочаровалась в сделанном три года назад выборе", - делится Наталья.
В будущем девушке было бы интересно развиваться в сфере digital-маркетинга. Для этого Наталья проходит специальные курсы и надеется стать толковым специалистом, которые, к слову, сейчас очень востребованы.
А вот ее подругу Анастасию больше привлекает работа в направлении связей с общественностью. Девушку можно с уверенностью охарактеризовать как активистку. Настя - профорг своего факультета, организатор и постоянный участник внутривузовских мероприятий, член студсовета, член БРСМ, "Белой Руси" и БСЖ. Третьекурсница может долго и с упоением рассказывать о проводимых в университете мероприятиях, к которым и сама причастна: например, квест "Я люблю БГУКИ" или проект для вчерашних абитуриентов #Включайся.
Сходятся девушки в одном: выбранный ими вуз соответствует всем первоначальным ожиданиям и дает много возможностей для личностного роста и для реализации себя по самым разным направлениям.
Это мнение разделяет профессорско-преподавательский состав БГУКИ и его студенчество. Здесь верят, что воспитывать достойных кадров для сферы культуры и искусства страны возможно только тогда, когда творческий порыв студентов соединяется с желанием преподавателей поощрять и шлифовать его. И первого, и второго в вузе в избытке.
Вера ВАСИЛЕВСКАЯ,
фото Татьяны МАТУСЕВИЧ,
ТЕГИ
Минск вузы репортаж