От хранительницы очага до бизнесвумен. Как менялась роль женщин в обществе на протяжении века Беларусь попала в девятку стран, где работающих дам больше (50,15 %), чем мужчин. Как менялась роль представительниц прекрасного пола в семье и на работе на протяжении века и какими их видели советские художники — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости». Сильный набор В наше время представительницы прекрасного пола наравне с мужчинами профессионально и эффективно работают, а некоторые имеют свой бизнес (открывают кондитерские, салоны красоты). И если сравнивать работников обоих полов, то можно выделить немало преимуществ в пользу дам. Во-первых, в отношении к своему проекту/работе. Они внимательны к каждой мелочи. Во-вторых, психологическая гибкость, эмпатия, деликатность. В-третьих, деятельность женщин направлена на созидание и укрепление взаимоотношений, а не на уничтожение. А в целом в мире доля мужчин среди работников в 1,5 раза превышает долю женщин. Одно из предназначений девушек — рождение детей. Перерывы в карьере из-за декретного и отпуска по уходу за ребенком, больничные — эти факторы влияют как на карьеру, так и на финансы. В этом случае женщина уже уязвима. А как же быт? Несмотря на равноправие в семье жены и мужа (оба работают, занимаются детьми), бóльшая часть бытовых вопросов все равно лежит на плечах хранительницы домашнего очага. И так было всегда. Мужчины тоже ткали Разделение обязанностей между мужчинами и женщинами существовало всегда, и не только в белорусском обществе, отмечает этнограф, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник отдела этнологии Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы Национальной академии наук Беларуси Любовь Ракова. Но в сельской семье положение женщины нельзя назвать угнетенным, она имела высокий статус. — Поскольку мужчины физически сильнее и выносливее, они выполняли все тяжелые работы: ухаживали за скотом, заготавливали дрова, занимались строительством и… иногда ткали, но это большая редкость, — говорит собеседница. — Однако у хозяйки объем работы всегда был гораздо больше: она готовила еду, стирала, убирала, шила. А также занималась огородом, присматривала за домашней птицей… В деревне работа находилась всегда и всем с весны до поздней осени. В традиционной культуре дети с раннего возраста становились помощниками, ведь землю нужно обрабатывать, а хозяйство — содержать. В среднем в семье воспитывалось четверо детей, но было и 10–12. Ребят обучали всем видам домашних работ, большое внимание уделяли воспитанию. Советская львица? Стахановка и Мадонна В книге Александры Алексеевой «История одной исчезнувшей деревни» описана вся жизнь ее родного места — деревни Дмитриевки (Башкирия). В главе «Коллективизация» автор написала: «Моя мама всегда была ударницей, она в колхозе полола, мазала амбары, вязала снопы, веяла, жала, дергала коноплю и пшеницу. В вязке снопов никому не уступала, была «тысячницей» (вязала 1 000 снопов в день при норме 300)». У ее матери был такой огромный круг домашних обязанностей, что об образовании и думать не приходилось: подоить корову, процедить молоко, испечь хлеб, приготовить завтрак и обед, выгнать скотину в поле, покормить детей, кур… Александра, будучи второклассницей, научила маму писать и расписываться. В живописи женщины изображаются в красиво вышитых традиционных костюмах, как правило, за ткачеством, вышивкой или другим женским делом (Евгений Зайцев «Портрет М. П. Ковтуновой, ткачихи из Неглюбки», акварель Леонида Борозны «Копыльско-клецкий костюм»). В первое послевоенное десятилетие белорусские женщины из-за «кадрового голода» вовлекались в промышленное производство (инженерно-технические работники, младший обслуживающий персонал и охрана). Среди них были и неквалифицированные работники (на уровень квалификации влиял производственный стаж). Они занимались ручным трудом либо выполняли подсобные работы, были грузчиками, землекопами, чернорабочими… Хлеб доставался тяжело. Так какие они, советские женщины? Какими их видели художники того времени? В Национальном художественном музее находится картина Людмилы Здановской «Выступление стахановки». За трибуной стоит ударница труда. Крепкого телосложения, она тверда и сильна духом, а в ее взгляде — уверенность в «светлом будущем». В первую очередь она — женщина-товарищ, комсомолка, партийный работник. В том же музее минувшей осенью прошла выставка народного художника БССР Владимира Стельмашонка. Он создал не только галерею портретов выдающихся людей — своих современников, но и запечатлел обычных женщин-тружениц. Например, на его дипломной работе «Молодые строители Минска» (1957 год) — румяные, веселые, полные сил парни и девушки. Мастер сумел виртуозно передать характер и настроение героев картин. У Михаила Савицкого образ женщины, да и в целом материнства иной — благородный, душевный, задумчиво-грустный. В первую очередь она не стахановка, а хранительница домашнего очага — добрая, верная, умная («Хлеб», «Хлеб нового урожая»). «Куст роз» — о связи поколений, женской мудрости и детях — источнике радости. На полотне «Мадонна с васильками» голубоглазая женщина держит на руках ребенка, в ручке которого цветы. Глядя на эту картину, чувствуешь нежность материнства. И хранительница очага, и добытчица Социологические данные, полученные во время республиканского мониторинга общественного мнения (2022 и 2023 годы), показывают, что женщина не только выполняет роль хранительницы домашнего очага, но и воспитывает детей. При этом роль добытчика жена разделяет с мужем. Все остальные обязанности в семье, по мнению большинства белорусов, оба супруга должны выполнять в равной степени. — К примеру, согласно результатам исследования, 83,2 % опрошенных ответили, что уходить в отпуск по уходу за ребенком должна жена. Высок процент тех, кто считает, что и женщина, и мужчина в равной степени должны выполнять обязанности главы семьи — 43,9 %, — приводит данные научный сотрудник Института социологии НАН Беларуси Алеся Соловей. — На то, что в нашей стране оба супруга зарабатывают на жизнь семьи, указали более половины жителей (54,9 %). Так ответили 55,7 % представительниц женского пола и 54 % мужского. Автор материалов Ольга Ропот