Однажды некий антрополог предложил детям африканского племени поиграть в игру. Он положил корзину с вкусными фруктами и сказал: ,, Первый, кто добежит до дерева, получит корзину. " Когда он подал им сигнал для старта, он был удивлён тем, что дети шли вместе, держась за руки, они вместе дошли до дерева и разделили фрукты поровну! Когда он спросил у них: ,, Почему вы так сделали, ведь каждый из вас имел возможность заиметь всю корзину целиком! " Дети с удивлением ответили: ,, Убунту." То есть, как можно быть счастливым, пока остальные несчастны? " Убунту – в их цивилизации означает: ,, Я есть, потому что МЫ есть." Это племя знает секрет счастья, потерянного во всех обществах, которые их превосходят и считают себя цивилизованными.
Другие записи сообщества
Зиму нельзя не любить. В ней слишком много нашего Детства
Что обычно делают за две недели после переезда на свою Землю Семья с весны решила переехать на свою землю и вот, что они сделали в первые две недели... Краткий отчет о том, что сделано за две недели после переезда. Только сухие факты )) Мы очень продуктивно готовились к переезду в последние два месяца и многое продумали. Всё (или почти всё) закупили заранее, ловили всякие акции в строительных магазинах. Особенно нам полюбился Леруа Мерлен. Поэтому за 15 дней мы провернули колоссальное количество дел. Что сделано: 1. Интернет. Интернет у нас мобильный от Мегафона. Сейчас подключен тариф 20 гигов днем и 20 гигов ночью. Не хватает, будем брать 30 )) У нас стоит роутер, в него воткнут модем, в модем воткнута антенна. Антенна установлена на крыше и повернута в самую лучшую сторону (в нашем случае на север). 2. Водопровод. В подвале установлена 200 литровая бочка, в которую мы набираем воду из колодца обычным погружным насосом. К бочке подключена насосная станция, которая подает воду в дом на кухонную мойку и на бойлер в душ. Слив был сделан предыдущими хозяевами и представляет собой узкую канаву с ямой в конце, в которую брошен шланг. В яме полно воды, выглядит ужасно и со временем будет переделано. 3. Душевая кабина. Сделана из досок и поликарбоната. Что тут рассказывать, смотрите лучше фото. 4. Кухня. Установлена газовая плита, подключен 50 литровый баллон, разведано место для обмена баллонов. Развешаны рейлинги, сушилки, крючки и прочие нужные штуки. 5. Комната. Расставлена немногочисленная мебель, распиханы почти все вещи. Собрана детская мебель (кровать, стул, стол). Сами пока спим на раскладушках. Как же они адово скрипят, кто бы знал )) 6. Огород. Засажены четыре грядки, подготовленные осенью. На двух я посадила горох, редис, репу, укроп, петрушку и салат. Одна грядка отдана под клубнику. Еще одна, пока ждет своего часа, на ней растет горчица в качестве сидерата. Планируем еще сделать около десяти коробов, но пока нет досок. Натаскали наполнение грядок – мелко порубленные ветки, старое сено и перегной. 7. Сад. Тут все скромно. Шесть кустов малины, один куст крыжовника и один – смородины. 8. Рассада. Хоть и поздно, но посадила перцы, томаты, огурцы, цветную капусту и циннии. Что-то, надеюсь, получится. 9. Разное. За две недели мы разведали всякие нужности для жизни в деревне – магазины, рынки, лесопилки, дрова, саженцы и пр. 10. Кошка. Теперь у нас есть кошка. Правда, она слегка дикая. 11. И на сладкое. Мы познакомились с двумя замечательными семьями, которые также как и мы переехали из Питера. И что самое замечательное, у них есть дети )) Много детей. И живут ребята всего в 6 км от нас. Надеюсь, станем добрыми друзьями-соседями )) Что-то может и позабыла, но выглядит внушительно, а сколько еще всего предстоит сделать. Пожелаю нам удачи )) Анна Семенова
Мохаммед Али как-то, увидев свою дочь Хану в очень открытой одежде, сказал: - Хана, все ценное, что Бог сотворил в этом мире, укрыто и труднодоступно. Где можно найти бриллианты? Глубоко в земле, укрытыми и защищенными. Где можно найти жемчужины? Глубоко, на самом дне океана, закрытыми и хранимыми прекрасной оболочкой. Где можно найти золото? Далеко в шахте, покрытым слоями и слоями камня. Надо очень тяжело поработать, чтобы добраться до них… Твое тело — свято. Ты гораздо дороже бриллиантов и жемчуга и ты также должна быть покрыта. Мохаммед Али
РИСКОВАННАЯ ИГРА: ПОЧЕМУ ДЕТИ ЕЁ ЛЮБЯТ И НУЖДАЮТСЯ В НЕЙ Чтобы защитить детей, мы должны позволить им играть в то, что считается “опасным”. Многие думают, что страх – это негативное переживание, которого нужно по возможности избегать. Однако те, у кого есть дети или кто сам был ребенком, знают, что дети любят играть в рискованные игры – игры, сочетающие в себе радость свободы и некоторую долю страха, производящие будоражащее чувство. Шесть категорий рискованной игры Эллен Сэндсетер, преподаватель норвежского Университета королевы Мод (Queen Maud University) в городе Тронхейм, выделила шесть категорий рискованной игры, которая привлекает детей по всему свету. Это: – Большая высота. Дети лазают по деревьям и разным конструкциям на пугающем расстоянии от земли, где они могут получить обзор мира с высоты птичьего полета и захватывающее чувство покорения вершины. – Большие скорости. Дети качаются на канатах, веревках или на качелях на детской площадке; катаются на санках, лыжах, коньках или с горок во дворе; спускаются по быстрым рекам на бревнах и лодках; а также катаются на велосипедах, скейтбордах и других приспособлениях, достаточно быстрых, чтобы вызвать захватывающее чувство, когда практически, но не полностью теряешь контроль. – Опасные инструменты. В зависимости от культуры дети играют с ножами, луками и стрелами, сельскохозяйственными аппаратами (тут сочетается работа и игра) или другими инструментами, которые могут быть потенциально опасными. Конечно, дети чувствуют большое удовлетворение от того, что им доверили такие инструменты, но также и захватывающее чувство контроля над ними, зная, что ошибка может привести к травме. – Опасная среда. Дети любят играть с огнем и в глубоких водоёмах или рядом с ними, что представляет некоторую степень угрозы. – Куча-мала. Дети по всему миру гоняются друг за другом и устраивают игровые драки, и обычно они предпочитают быть в самой уязвимой позиции – того, кого догоняют, или того, на кого нападают в драке, – положение, влекущее наибольшую степень риска и требующее больше всего навыков, чтобы его преодолеть. – Исчезнуть/потеряться. Дети помладше играют в прятки и испытывают захватывающее чувство временного, пугающего разделения с товарищами по игре. Дети постарше отправляются куда-то подальше от взрослых, в места для себя новые и наполненные воображаемыми опасностями, включая опасность потеряться. Эволюционная ценность рискованной игры Детеныши других млекопитающих также получают удовольствие от рискованной игры. Козлята бегают вдоль крутых обрывов и неловко подпрыгивают в воздух, делая приземление затруднительным. Детеныши обезьян играючи качаются с ветки на ветку – достаточно далеко, чтобы проверить свои способности, и достаточно высоко, делая возможное падение болезненным. Молодые шимпанзе любят бросаться с высоких ветвей на более низкие, едва не падая на землю. Молодняк большинства видов млекопитающих, не только нашего, проводит много времени, гоняясь друг за другом и устраивая игровые драки, и они тоже предпочитают быть в уязвимой позиции. С точки зрения эволюции вопрос о рискованной игре очевиден: зачем она нужна? Она может стать причиной травмы (хотя серьезные травмы редки) и иногда (очень редко) смерти, почему тогда она уцелела в результате естественного отбора? Тот факт, что она уцелела, служит доказательством того, что ее преимущества перевешивают риск. Каковы эти преимущества? Наблюдения за лабораторными животными дают нам некоторые подсказки. Ученые нашли способ лишить крысят игры в течение критической фазы их развития, не лишая их общества соплеменников. Крысята, взращенные таким образом, вырастают эмоциональными инвалидами . Когда их помещают в новую среду, они чрезмерно пугаются и не могут адаптироваться и изучить обстановку, как сделала бы обычная крыса. Когда их помещают с незнакомым сверстником, они либо оказываются парализованы страхом, либо срываются в неуместную, неэффективную агрессию. Подобные открытия были сделаны и в более ранних экспериментах по лишению игры с детенышами обезьян (хотя показатели в этих экспериментах были не такими явными, как в последующих экспериментах с крысами). Эти открытия дополнили теорию регуляции эмоций в игре: теория заключается в том, что главная задача игры – научить молодняк млекопитающих регулировать страх и гнев. В рискованной игре молодежь дозировано получает то количество страха, с которым может справиться, и тренируется сохранять присутствие ума и адаптироваться к этому страху. Они узнают, что они могут справиться с этим страхом, преодолеть и пережить его. В играх типа “куча-мала” они могут испытывать гнев, потому что один игрок случайно может причинить другому боль. Но для того, чтобы продолжить играть, продолжить развлекаться, они должны преодолеть этот гнев. Если они сорвутся, игра окончена. Таким образом, согласно теории регуляции эмоций, игра, среди всего прочего, – это способ для молодняка млекопитающих научиться контролировать страх и гнев таким образом, чтобы они могли справиться с реальной опасностью и тесно взаимодействовать друг с другом, не подвергаясь отрицательным эмоциям. Вредоносные последствия лишения игры в современной культуре На основе этого исследования Сэндсетер в 2011 году написала в своей статье в журнале “Эволюционная Психология”: “Мы можем наблюдать увеличение уровня неврозов и психопатологии в обществе, если детям не дают участвовать в соответствующей их возрасту рискованной игре”. Она написала это в качестве предсказания на будущее, но я проанализировал данные – в своей книге “Свобода обучения” (Free to Learn) и других работах , – которые показывают, что будущее уже давно наступило. Если вкратце, доказательство состоит в следующем. За последние 60 лет мы были свидетелями того, как в нашей культуре неуклонно, постепенно, но довольно значительно у детей сократилось количество возможностей свободно играть, без контроля взрослых, а особенно возможностей играть в рискованные игры. За те же 60 лет мы также наблюдали неуклонный, постепенный, но довольно значительный рост всевозможных умственных, а особенно эмоциональных отклонений у детей. Вернитесь к списку из 6 категорий рискованной игры. В 1950-е годы даже маленькие дети регулярно играли всеми перечисленными способами, и взрослые ожидали и разрешали подобную игру (хотя им и не всегда это нравилось). Сегодня таких родителей, которые разрешают подобные игры, соседи, а то и государственные органы, обвинят в пренебрежении. Вот – признаюсь, ностальгическое отступление – лишь несколько примеров моих собственных игр в 1950-е: – В возрасте 5 лет я ездил на велосипеде со своим 6-летним другом через весь поселок, в котором мы жили, и по его окрестностям. Наши родители устанавливали границы, к какому времени мы должны вернуться, но не ограничивали наши передвижения. (Естественно, тогда у нас не было сотовых телефонов, никаких средств связи на случай, если мы потеряемся или получим травму.) – С 6 лет я и все мальчишки, которых я знал, носили с собой перочинный нож. Мы использовали их не только для вырезания, но и для различных игр, где мы бросали нож в цель (но никогда – друг в друга). – Помню, в возрасте 8 лет я и мои друзья проводили перемены и перерыв на обед в школе, устраивая борьбу в снегу или на траве на берегу реки возле школы. Мы организовывали поединки. Никто из учителей или других взрослых не обращал внимания на нашу борьбу, а если и обращали, никогда не вмешивались. – Когда мне было 10-11, мы с друзьями на весь день ходили в походы на коньках или лыжах на 8-километровое озеро рядом с нашим поселком в штате Миннесота. У нас с собой были спички, и время от времени мы, изображая храбрых исследователей, останавливались на островах, чтобы развести костер и согреться. – Кроме того, в возрасте 10-11 мне разрешали управлять большим опасным ручным печатным станком в печатной мастерской, где работали мои родители. На самом деле, по четвергам я часто пропускал уроки в школе (в 5-6 классе), чтобы напечатать еженедельную газету нашего городка. Учителя и школьная администрация никогда не возражали, по крайней мере, я никогда об этом не слышал. Я думаю, они понимали, что в печатной мастерской я получаю более ценные уроки, чем мог бы получить в школе. Такое поведение не было исключением в 1950-е годы. Мои родители были несколько более доверяющими и терпимыми, чем большинство родителей, но не намного. Сколько из этого было бы допустимо для родителей и других взрослых из госорганов сегодня? Вот показатель того, как далеко мы ушли: по результатам недавнего опроса тысяч родителей в Великобритании 43% считают, что детей до 14 лет не нужно отпускать куда-то одних, другая половина считает, что эту свободу не стоит предоставлять им до 16 лет! Могу предположить, что примерно такие же цифры были бы и в результате опроса родителей в США. Приключения, раньше нормальные для 6-леток, теперь не позволены даже многим подросткам. Как я уже сказал, за тот же период, за который мы наблюдали такой значительный спад в свободе детей играть, а особенно в свободе рисковать, мы наблюдали такой же значительный подъем в разного рода умственных отклонениях у детей. Лучшее доказательство этого можно найти в анализе показателей стандартных клинических опросников, которые даются без изменений нормативным группам детей и молодых людей на протяжении нескольких десятилетий. Подобный анализ говорит о том, что по сегодняшним стандартам в 5-8 раз больше молодых людей страдают от значительного, с врачебной точки зрения, уровня тревожности и депрессии, чем в 1950-е. Рост детских психопатологий был таким же неуклонным и постепенным, как и снижение детской свободы рисковать. Эта история столь же иронична, сколь трагична. Мы лишаем детей свободной, рискованной игры якобы, чтобы защитить их от опасности, но, поступая так, мы создаем условия для развития умственного отклонения. Дети созданы природой таким образом, чтобы самим научиться эмоциональной устойчивости, играя в рискованные игры, затрагивающие эмоции. В итоге, ограничивая подобные игры, мы создаем большую опасность, чем если бы их позволяли. Кроме того, мы лишаем их развлечения. Чтобы игра была безопасной, она должна быть свободной, а не сдерживаемой, управляемой или навязанной взрослыми Дети очень мотивированы играть в рискованные игры, но они так же прекрасно знают собственные возможности и избегают риска, который не могут вынести физически или эмоционально. Дети значительно лучше нас знают, что они могут вынести. Если взрослые давят или даже поощряют детей рискнуть, когда они к этому не готовы, результатом может стать травма, а не захватывающее чувство риска. Дети, даже одинакового возраста, комплекции и силы, очень разные. Что захватывает одних, травмирует других. Когда учителя на уроках физкультуры требуют от всех учеников лазить по канату или по шесту к потолку, некоторые дети, для которых это слишком большая нагрузка, испытывают эмоциональную травму и стыд. Вместо того, чтобы научить их карабкаться и испытывать чувство высоты, такой опыт навсегда отвращает их от подобных приключений. Дети знают свою меру страха, с которой они могут справиться, и чтобы использовать это знание, они должны сами быть ответственными за свою игру. [В скобках хочу отметить, что относительно небольшой процент детей склонны переоценивать собственные способности и регулярно травмируются в рискованной игре. Таким детям нужна помощь, чтобы научиться самоограничению. Ирония состоит в том, что дети с большей вероятностью могут травмироваться в спорте под руководством взрослых, чем в самостоятельно выбранной и направляемой ими самими игре. Это происходит потому, что поощрение взрослых и их соревновательный азарт заставляют детей рисковать – травмировать себя и других,- как они бы не стали делать по собственной воле. Кроме того, в таких видах спорта их поощряют специализироваться на чем-то одном и поэтому чрезмерно использовать определенные мышцы и суставы. Согласно недавним данным из Центра США по контролю и предовращению болезней более 3,5 миллионов 14-летних детей в год лечатся от спортивных травм. Это 1 из 7 ребят, занимающихся спортом. Благодаря взрослым, которые поощряют молодых бейсболистов бросать мяч с такой силой, что они могут вывихнуть локоть, поощряют молодых игроков в американский футбол сталкиваться настолько сильно, что у них происходит сотрясение мозга, поощряют молодых пловцов тренироваться так часто и усиленно, что им требуется операция плечевых суставов, – благодаря им спортивная медицина для детей стала большим бизнесом. Дети, играющие ради собственного удовольствия, редко концентрируются на чем-то одном (им нравится разнообразная игра), и они останавливаются или меняют игру, когда им больно. Кроме того, поскольку они играют ради удовольствия, они стараются не причинять боль товарищам по игре. Взрослые, захваченные соревновательным азартом или надеждой на дальнейшую спортивную стипендию*, идут против природного механизма предотвращения травм. Итак, мы лишаем детей собственной, выбранной ими захватывающей игры, считая ее опасной, хотя на самом деле она таковой не является, а ее преимущества перевешивают мнимую опасность. Когда же мы поощряем детей специализироваться в соревновательных видах спорта, опасность получить травму действительно довольно велика. Пора нам пересмотреть свои приоритеты.
Если спросить муху, есть ли здесь в окрестностях цветы, то она ответит: «Не знаю. А вот навоза, нечистот вон в той канаве полным-полно». И муха начнёт по порядку перечислять все помойки, на которых она побывала. А если спросить пчелу: «Не видела ли ты здесь в окрестностях какие-нибудь нечистоты?», — то она ответит: «Нечистоты? Нет, не видела нигде. Здесь так много благоуханных цветов!». Муха на самом цветущем лугу найдёт нечистое место и сядет на него, а пчела в самом вонючем болоте отыщет цветок лотоса и соберёт с него нектар.
ДЕТИ ПИШУТ БОГУ – Вчера в школе объявили, что Ты есть. Здравствуй. (Леня, 3 кл.) – Давай договоримся, Господи, я верю в Тебя, Ты - в меня. (Ляля, 2 класc) – Когда я умру, не хочу ни в рай, ни в ад. Хочу к Тебе. (Вера, 3 класс) – Почему нищие просят милостыню около церкви — чтоб ты отмечал, кто дает? (Ира, 2 кл.) – Зачем ты создал этот мир, ты что, не понял, что будет такая заморочка? (Марина, 4 кл.) – Люди так страдают на земле, неужели в твоем аду еще хуже? (Радик, 4 кл.) - Я с ней два года ходил в садик, целых полгода учился в первом классе, и вот однажды она мне заявила: «мы с тобой разные человеки». Ты представляешь, я хуже,чем умер. (Аркадий, 2 кл.) - Боженька, а душу Ты мне вложил мою или чью-то? (Стасик, 2 кл.) - А я есть на самом деле? (Люба, 3 кл.) - Почему Ты сотворил мир таким, что когда мама порвет колготки, она плачет? (Вита, 2 кл.) - Когда меня не будет, я себя буду видеть? (Толик, 2 кл.) - Дорогой Бог, прошу Тебя, сделай так, чтоб, начиная от бабушки и кончая слонами,все были счастливы, сыты и обуты. (Тоня, 2 кл.) - Если Ты найдешь мою варежку, прошу вернуть. Только честно. (Аня, 3 кл.) - Мама сказала, что я во сне плакал. Ты не помнишь, о чем мы с Тобой говорили? (Игорь, 3 кл.) - Если у меня что-то болит, это значит, Ты на меня сердишься? (Гога, 4 кл.) - В разных книгах Тебя описывают по-разному. Где бы достать Твою фото карточку.Хоть допотопную? (Рая, 3 кл.) - На каком языке говорят души? (Рая, 4 кл.) - Зачем мы приходим в эту жизнь из другой жизни? (Руслан, 2 кл.) - Некоторые люди, знаешь, живут на Земле и солнце топчут. (Аня, 2 класс) - Цветы у Тебя получились лучше, чем человек. (Галя, 4 класс) - Сделай меня ветром, чтоб я путешествовал по верхушкам деревьев. (Славик, 3 класс) - У детей должен быть свой Бог. Славный, добрый Богинёнок. (Саша, 3 класс) - Я еще маленькая, учусь в третьем классе, грехов пока нет, но собираются. (Ева, 3 класс) - Почему весной, когда вечером Ты включаешь на небе звезды и дуешь на Землю теплый ветер и вокруг тихо-тихо, мне иногда хочется плакать? (Наташа, 2 класс) - Почему мир без нежности? (Лена, 1 класс) - Боженька, что у меня было позади? (Алик, 1 класс) - Как мне жить, чтоб все на свете были счастливы? (Лиза, 2 класс) - А что если люди Тебя не любят, а боятся? (Руслан, 2 класс) - Для чего нужна жизнь, а если она нужна, зачем люди умирают? (Костя, 2 класс) - Зачем Ты сделал человека главным на Земле? (Олег, 4 класс) - Как стать воспоминанием? (Миша, 4 класс) -Я бы попросил у Тебя ласки (Нормунд, 2 класс) - Хочу, чтоб в молодости я жила хорошо и счастливо, а в старости можно только счастливо (Вера, 3 кл.) -Изуми меня, Господи (Артур, 3 кл.) -Пусть все, на кого я посмотрю, улыбаются. (Тима, 2 кл.) -Кто дует ветер? (Алик, 1 кл.) -Куда уходит время? В седину? (Юля, 3 кл.) -Что Ты делаешь, когда идет дождь? (Люба, 3 кл.) -Зачем мир круглый? (Олег, 2 кл.) -Как умирает день? По старости? (Лева 3 кл.) -Куда уходят тени? (Тоня, 3 кл.) -Ну и почем фунт лиха? (Саша, 2 кл.) -Сколько верующих среди верующих? (Зоя, 4 кл.) -Где спят сны? (Алик, 2 кл.) -Не хмурьтесь на людей. (Юра, 3 кл.) -Чтобы я хотел попросить у Тебя? Да Ты сам все знаешь. (Алик, 4 кл.) -Верни моих родителей в детство, я бы с мамой дружил, а отчима отметелил. (Гоша, 4 кл.) -Открой нам нас. (Вова, 4 кл.) -Раздай всем людям доброту. (Катя, 2 кл.) -Боженька, сотвори так, чтобы на небе высветились лица бабушки и дедушки и они улыбнулись мне. (Кира, 4 кл.) -Подари мне жизнь. (Стасик, 1 кл.) -Пусть все люди будут счастливы, тогда они не злые. (Вася, 4 кл.) -Научи моих врагов прощать своих врагов. (Гера, 4 кл.) -С Тобой я бы пошел в разведку. (Гарик, 1 кл.) -Я очень хочу, чтобы дети из приютов нашли себе новых, уютных родителей (Даша, 4 кл.) -Раздай всем людям доброту (Катя, 2 кл.) -Я бы хотела, чтоб у всех живых существ, у природы и даже у меня был хороший характер (Аня, 1 кл.) -Спасай людей не от грехов, а от одиночества (Сергей, 3 кл.) -Я написал стихи. Они стыдные. Я их никому не показывал, но Тебе, Боженька, я покажу. Вот они: "Взрослые плачут слезами. Взрослые плачут глазами. Маленькие плачут сердцем, Маленькие плачут жизнью. Но если взрослый плачет, как маленький, Значит, он и правда плачет" (Марик, 4 кл.) -Был на кладбище, и меня потряс один памятник. Черный большой камень, на нем высечено одно слово: <Мама>. И все. (Ваня, 4 кл.) -Знаешь, хоть мне кажется, что души у меня нет, но иногда она все-таки побаливает (Роман, 2 кл) -Вчера узнал про Тебя классную примету: если вы богаты - это от Бога, если бедны - это к Богу (Зорик, 4 кл.) -Если бы Ты первым сделал женщину, Тебе бы не пришлось возиться с ребрами (Вова, 4 кл.) - Всего Тебе в жизни наилучшего (Степа, 1 кл.) -А я ведь каждую секундочку умираю (Паша, 1 кл.) -Не бойся, Господи, я с Тобой! (Андрей, 1 кл.) -Знаешь, а у некоторых людей на сердце ставни (Ольга, 3 кл.) -Старики - это усталые дети. (Андрон, 4 кл.) -Каждое утро я хороню вчерашний день. Ведь он ушел от меня навсегда (Аркадий, 3 кл.) -Зачем Ты допускаешь разводы - это не по-божески (Галя, 3 кл.) -Мы Тебя понимаем светлее, чем взрослые (Гарик, 2 кл) -Почему многие люди такие не солнечные? (Арина, 3 класс) -А нельзя не рождаться? (Света, 2 класс) -Я горжусь, что у меня есть Ты! (Катя, 2 кл.)
Имеем лучшее образование, но меньше разума, лучшие знания, но хуже оцениваем ситуацию, имеем больше экспертов, но и больше проблем, лучшую медицину, но хуже здоровье. Достигли Луны и вернулись, но с трудом переходим улицу и знакомимся с новым соседом. Покоряем космические пространства, но не душевные. Очищаем воздух, но загрязняем душу. Подчинили себе атом, но не свои предрассудки. Увеличили свои притязания, но сократили ценности. Джордж Карлин
УХОДИТ ЭПОХА ДОМАШНИХ ЗАСТОЛИЙ. Вернее уже ушла. Может это и хорошо? Нет необходимости дома держать сервизы на 100 персон, запасные табуретки или строганые доски (их клали на 2 табуретки и получалась скамья, на которой размещалось покрывало сложенное вчетверо и 5-7 человек гостей), не нужны огромные кастрюли и складные столы. Не нужны запасные полотенца и халаты (к нам еженедельно приезжали в баню). Не нужны запасные подушки и одеяла (некоторые приезжали с ночевкой). Все это теперь моветон. Не культурно. Не модно. Теперь все просто - пригласил в кафе, сам нарядился и сидишь гостем у себя же на празднике и не носишься в платке между гостями угождая каждому. Это очень удобно. А между тем уходит целая культура. И мне от этого грустно. Согласитесь, было приятно прийти в гости со своими тапочками и пробовать 100 салатов из которых 95 новые (5 традиционных: зимний, селедка, мимоза, марковча, винегрет. Без них ну никак было нельзя). Смотреть на бутерброды со шпротами (они должны были быть на столе, хотя их никто не ел). Есть холодную жаренную курицу, сложенную горкой и украшенную веточкой укропа. И на момент подачи горячих блюд (пельмени, голубцы, манты), чувствовать отсутствие места в организме и желание положить это все в карман и съесть дома. Или как готовились к гостям. Это же целая история - нужно достать продукты - это раз, раздобыть новые рецепты (тут обязательно нужно было удивлять новеньким), ночами не спать (готовить, жарить, парить, мариновать, посуду начищать, столы расставлять, а иногда и обои переклеивать). А как душевно общались! Столько смеялись. А как пели! А потом начинались танцы. Под магнитофон вперемешку с гармошкой. Тут тебе и мальчик из Тамбова и бас ҡыҙым апипя. И чай. Много чая. Много конфет и пирогов. И блины, ну куда без них. Хорошее у меня было детство и юность. Я видела эти шикарные столы у родителей и их друзей. И лет до 35 были и у меня. Они были постоянно. Я была уверена, что этого хватит и на мою жизнь. Не хватило( Все закончилось. В деревнях еще практикуют эту традицию, но у меня там никого нет. А город... а город стал бездушным, жадным, закрытым, завистливым и каким-то чужим... Теперь у многих есть друзья, которые неизвестно где живут. Так, примерно район вроде знаешь и этого достаточно, а может и это лишнее. Зато мы все умные! И хитрые) И ленивые. И замкнутые. И одинокие... Эльвира Бикметова Помните гостей и застолья?
ДЕТОПОКЛОННИЧЕСТВО Недавно я был на Книжном салоне в Петербурге. Возвращаюсь на «Сапсане». Не повезло с местами: вместо того чтобы спокойно рассматривать спинку впереди стоящего кресла, сижу лицом к лицу с другими пассажирами. Передо мной — бабушка и внук. Милый мальчик лет пяти и стройная нестарая женщина. Бабушка не дает внуку ни секунды покоя. Не в смысле дерганья или замечаний, о нет! В смысле предоставления услуг. Она все время его кормит печеньем, булочками, чищеными и нарезанными фруктами, конфетами, чупа-чупсами и чем-то еще. Разворачивает перед ним настольные игры, достает из рюкзака машинки и фигурки. Постоянно его переодевает. Снимает и надевает на него курточки, жилеточки и свитерки. То снимает с него кроссовочки, «чтоб ножки подышали», то обувает его, чтоб он погулял по проходу. При этом мальчик не шевелит ни ножкой, ни ручкой. Бабушка сама на него все натягивает и с него стягивает, надевает на него кроссовки и зашнуровывает их. Достает компьютер. «Какой ты мультик хочешь посмотреть?» Долго перечисляет имеющиеся. Мальчик долго выбирает. Потом другой, третий. Потом бабушка спрашивает: «Можно спрятать компьютер?» Мальчик едва кивает. Бабушка тут же сообщает, что у нее с собой в холодильнике (очевидно, сумка-термостат) есть мороженое. «Ты какое хочешь: зеленое, сиреневое, белое, шоколадное или с орешками?» — «Белое». Бабушка достает мороженое, разворачивает его сама, дает мальчику. Тот ест. Доедает, потом говорит: «С орешками». Бабушка достает, разворачивает, он снова ест. «Соку хочешь?» — «Не хочу». — «Водичку хочешь? Сладенькую, кисленькую или чистенькую?» — «Все равно». — «Ты выбирай, выбирай, что тебе больше хочется?» — «Чистенькую». — «С пузыриками или без пузыриков?» — «Ладно, с пузыриками». И так четыре часа двадцать минут. За все это время мальчик ни разу не сказал не то что «пожалуйста» или «можно я возьму». Он даже не сказал простого, нахального, требовательного детского «дай!». Все ему подпихивалось заранее, тут же, предвосхищая возможные желания и предоставляя выбор между сладеньким и с пузыриками. Нечего и говорить, что он ни разу не сказал «спасибо» или хотя бы «как вкусно». Зато постоянно говорил бабушке «не мешай!» и даже «не перебивай!». Один раз он что-то тихо и очень недовольно буркнул, а бабушка в ответ пылко сказала: «Но я ведь за это уже попросила у тебя прощения! Ведь ты же уже меня простил! Простил, да?» Это не случайное наблюдение. Моя корреспондентка пишет мне: «Я это каждый день наблюдаю на работе. Для меня это не новость, а печальная обыденность. Процесс развития детопоклонничества и детоугодничества со стороны родителей и полной инфантилизации детей набирает обороты с чудовищной скоростью. Только по элементарным навыкам самообслуживания можно судить: то, что дети физиологически могут делать в три года, многие с трудом совершают в шесть-восемь. И все идет по нарастающей…» В Петербурге во время встречи с читателями меня уже в который раз спросили: «Ваше детство чем-то отличалось от детства наших детей? Что тогда, в конце пятидесятых и в шестидесятые годы, было лучше, чем сейчас, а что было хуже?» Насчет «хуже» и «лучше» вы через пять минут сами решите. А я пока насчет отличий. Да, дорогие мамы и папы 1980-х годов рождения, у кого дети появились в самом начале 2000-х: наше детство было совсем другое. Мы писали не шариковыми ручками, а перьевыми, причем даже не авторучками, а «макальными», так сказать. Перо надо было обмакнуть в фаянсовую чернильницу. Мы носили неудобную и некрасивую школьную форму из серого солдатского сукна, с ремнем и фуражкой, а девочки были одеты в скромные «гимназические» платья. Мы жили в коммунальных квартирах, вся семья в одной комнате, а таких комнат — шесть или восемь, и одна ванная на всех. А бывало, что и ванной не было, в баню ходили. И конечно, у нас не было никаких девайсов и гаджетов. Телевизор, и то не в каждой семье был. А телефон — один на весь коридор. И насчет харчей скуднее, чего уж там. О нарядах я и не говорю. Курточка и брюки (блузка и юбка) в дополнение к школьной гимнастерке (школьному коричневому платью с фартуком) — вот и все наряды. То есть скудно жили. И скучно: редко когда по телевизору «детская передача», да и ту смотреть нельзя: бабушка болеет, спит. Комната-то одна. Ну еще можно в кино на детский сеанс, на девять утра, в воскресенье. Плохо, да? Но зато мы жили в сто раз свободнее, чем нынешние дети. Да, представьте себе, именно свободнее. Несмотря на всю идеологию, пионерию и сбор металлолома. Я часто слышу от мам и пап: «Ой, я сейчас забираю Машу/Мишу из школы, потом везу на музыку, потом в бассейн». Мне это кажется странным, а если честно — просто дикостью какой-то. Безумием кажется. Мы всюду ездили сами. Я, например, сам ездил и к англичанке (много остановок на троллейбусе), и в бассейн «Москва» (тоже неблизкий край), и в спортивную секцию около ВДНХ (метро, автобус и пешком), и в вечернюю художественную школу. И уж конечно, никто не возил ребенка в школу на машине. А если такое вдруг где-то когда-то случалось (см. повесть Фриды Вигдоровой «Мой класс») — то это было шоком, скандалом, чудесами в решете. Но самое главное — нас все время выгоняли гулять во двор. Собственно, мы и сами дома не сидели, но если вдруг, сделав уроки, застревали — тут же слышался мамин или бабушкин голос: «Беги во двор, погуляй с ребятами!» Никаких мобильников не было. Поэтому у нас было священное право свободной личности — пропасть без вести часа на два. Хотя нас не баловали карманными деньгами, все равно какие-то суммы у нас время от времени скапливались. И мы сами ходили в магазины. Например, в магазин «Пионер» на улице Горького, где продавались разные радиодетали. Ибо плох был тот мальчишка, который не собрал, сам не спаял простенький транзисторный приемник, чтоб умещался в мыльнице. Я, например, собрал, и он что-то там ловил! Или мы ходили в зоомагазин на Кузнецкий, а то и ездили на Птичий рынок, за Таганкой, — у многих (у меня в том числе) были аквариумы с рыбками. Но дело не в диодах-триодах-конденсаторах и не в рыбках с дивными названиями «данио рерио» и «барбус суматранус» — а в том, что мы лет с десяти совершенно самостоятельно передвигались по Москве. В основном пешком или на наземном транспорте: это лучше, чем в метро, потому что можно прокатиться зайцем. Бывало, что у нас отнимали деньги. Какие-то старшие хулиганистые мальчишки. «Дай двадцать копеек!» Дать — жалко. Двадцать копеек все-таки! Большая порция мороженого, или четыре пирожка. Но главное — гнусно в смысле чести. И вообще, один раз дашь — у тебя всякий раз, как этим двором пойдешь, отнимать будут. Значит, в другой раз придется идти обходом, светлой и людной улицей — а это очень унизительно. Гнусно, я же сказал. Поэтому надо было отбиваться — когда дракой, когда словами вроде: «Леху Француза знаешь? А я с его братом за одной партой!» Надо было собирать свои крепкие команды, охранять свою территорию, вступаться за честь (и за двугривенные) своих младших или более слабых товарищей. Во дворе и на улице мы нарабатывали социальные мускулы. Проще говоря, учились жить. Выстраивать отношения и тактику поведения. Быть осторожными или смелыми, прямыми или хитрыми. И кроме того, учились существовать в большом городе, с его троллейбусами и трамваями, перекрестками и светофорами, проспектами и подворотнями, магазинами и киосками. Без дворовых компаний и спаянных команд, без стычек с мелкими уличными грабителями, без утраченных гривенников и разбитых носов, да просто без раннего опыта хождения по улице в одиночку — вырастают социальные инвалиды. Вовремя не сформированные социальные навыки потом не появятся. Всему надо учиться вовремя. Настоящий Маугли, то есть ребенок, выкормленный волками, уже никогда не сумеет освоить человеческую речь, хоть сто логопедов к нему приставьте. Такие случаи известны, подробно описаны и объяснены. Ребенок, которого слишком заботливо опекали в детстве, — это «Маугли наоборот». Он будет нуждаться в опеке, защите, родительском руководстве до конца жизни. Не надо говорить, что возить сына или дочь в школу и на спортивную секцию на машине, запрещать самостоятельно ходить по городу — это забота о безопасности ребенка. Мне кажется, тут все наоборот — это стремление избавиться от ответственности за него, ибо ответственность всегда есть риск. А мультики и компьютерные игры — это отказ от полноценного общения с ребенком. Пошлейший родительский эгоизм под видом ежеминутной заботы. Хотя на самом деле это ежеминутное отбрасывание ребенка от себя: «Пялься в комп или телевизор, только не трогай папу с мамой! Только не мешай нам самим пялиться в телевизор или комп». В этой инфантилизации, в этом потребительском эгоизме — залог будущей катастрофы нашего едва-едва проросшего среднего класса. Потому что мамы-папы, возящие детей в машине в школу и в бассейн, заливающие их мозги мультиками и играми, глушащие их эмоции бесконечными новыми гаджетами и девайсами, — это же и есть наш средний класс, более или менее образованные, достаточно обеспеченные люди. Но второе поколение среднего класса — те, кто родился в начале 2000-х и был заласкан, затравлен родительской опекой, — может не выжить как класс. Выживут совсем другие. Загордившаяся часть среднего класса с глупым высокомерием зовет их «быдлом» и «гопотой», а также «чурками» и «хачами» — но победа в грядущем великом социальном состязании будет именно за ними. Победа будет не за столицей и не за Европой, а за небогатым предместьем и за юго-востоком. Потому что их дети целый день бегали во дворе, дрались и ездили на трамвае зайцем. Денис Драгунский
А может быть, я из другого века — Где люди верят в силу доброты, И где душа, и сердце Человека, И помыслы его всегда чисты? Возможно, я оттуда, где нет боли, Где понимают смысл слова «честь», Где не играют никакие роли, И принимают всех, какими есть. Быть может, я совсем с другой планеты — Где небо голубое, нет войны, Где души ценят больше, чем монеты, И людям снятся лишь цветные сны; Где у детей всегда есть папа с мамой, И теплый дом, и дружная семья, Нет слез и лжи, измены и обмана, Не предают родные и друзья… …Мне этот мир безумный не понятен, Кругом борьба, куда ни посмотри. Пусть говорят: на солнце много пятен, Но пятна эти сверху, не внутри. Очистить свою душу очень просто, И каждый смог бы, если б захотел. Взять, измениться никогда не поздно, И наверстать все то, что не успел! Я так хочу, чтоб жизнь была светлее, Сияли счастьем сердце и глаза, И люди стали чуточку добрее, И научились верить в чудеса! Светлана Чеколаева