128 день путешествия, Таджикистан, по дороге в Душанбе, село Сарвода Дистанция за день: 30 км. Дистанция за велопутешествие: 2 339 км. «Лабиринты гор» Выезжаем со стоянки, дважды говорю женщине «спасибо», реакции никакой, как будто её лицо корчится ещё больше. Мы уже выносим велосипеды и она кидает в спину: «а денег то вы не дали нам?». Аж опешили. С тем, кто нас пригласил получается даже и не по прощались... И женщина тоже скрылась. Не с проста была та история, как недавно их отказались селить куда-то бесплатно, а попросили денег. Ну они и не в палатках собирались ночевать в целом-то. Вышли в село, хотели припарковаться возле вчерашнего хорошего магазина, где кажется что-то готовилось. Продавец пренебрежительно пшикнул на нас, чтобы мы ушли, моментально стало неуютно, захотелось уехать. Когда будет следующий магазин неизвестно, поэтому пришлось побороть сиюминутное желание и искать новый магазин. Затарились свежими, мягкими лепешками, накидали распорядок на этот день и двинулись на встречу новым подъёмам, которых планировалось много. Цель на сегодня подняться около 1 200 метров и каким-то образом преодолеть «Тоннель смерти». Кстати, один из сегодняшних встречных сказал, что дорогу по которой мы ехали вчера, называют «Долиной смерти». Вот такие у нас дни.. Сначала горы были приятными, не высокими, приглашающими прогуляться по ним, позже рваными, объёмными, раскуроченными и очень высокими. Их бока унизительно разрезает дорога, а по ней, как бы насмехаясь, гоняют слишком уверенные в своих силах камазисты, забыв о величии этого места, о том, как здесь может быть опасно. Два велосипедиста борясь с встречным ветром по узенькой, расплющенной под большим весом грузовиков обочине, толкают велосипеды вверх. И эти велосипедисты – мы! Безумцы и мазохисты, которых заряжают виды вокруг, закаляет ветер, а подъёмы под 12% просто не дают скучать. Все бы ничего, но когда мы, наконец, выбрались на небольшое плато, грузовиков стало ещё больше, некоторые из них были под завязку забиты углем, угольная пыль разлеталась повсюду. Справа и слева были карьеры, а над ними вилось черно-серое облако. Через час такой езды посмотрела на Димино лицо, помимо черной пыли, было ощущение, что он накрасил глаза подводкой, а к вечеру они покраснели. Перекусили булочкой с йогуртом, какие-то водители остановившись угостили нас виноградом и бананами. Следующий — половиной лепешки. Как они нас воспринимают, интересно? Как паломников, как бездомных, спортсменов или ещё кого. Вечерело. Мы стояли у тоннеля – огромный тёмный проход в скале, из него валит чёрный дым, подсвечивается золотым светом фонарей на въезде, дальше густая тьма. Охранник, слишком заинтересовано все организовал, одновременно радостные и настороженные, что попросит денег, летели по черноте загазованного тоннеля. Велосипеды ехали на небольшом встречном эвакуаторе, мы в машине с охранником. Если нагнать ужаса, то да, тоннель подходил под свое прозвище. Лёгким не хватает воздуха, хотя потолки и стены высоко, кое-где вода, грязь, но действительно пугала пыль, будто она жила там своей жизнью. Яркий свет и вот – другая сторона! Такое ощущение, что отсюда начинаются настоящие горы. Закатное солнце нежно освещало небо, но само уже не показывалось. К спуску подготовились основательно, надев все тёплые вещи, тщательно упаковав голову. Потом все очень быстро, но очень красиво: панорама гор, по которой гирляндой вниз тянутся светящиеся грузовики. Ночь, затяжной спуск, тоннели, очертания гор, которые будто готовятся схлопнуться над нашей головой, звезды. Доехали до небольшого села, увидели у реки топчаны, оказалось частная территория. Пока светили фонарями, к нам на встречу вышел Фаридун. Молодой парень разрешил нам поставить палатку на этой территории. Звезды были очень яркими! *6 сентября 2024* Траты за день: Продукты: консерва, лепешка, йогурт – 153₽ Итого за путешествие: 178 691₽