Александр Бенуа. История борца от мира искусства Выражение «И швец, и жнец, и на дуде игрец» обычно отражает скептичное отношение к тому, к кому эта фраза относится. Но в конце XIX века в Петербурге жил и творил человек, который не просто делал все и сразу, но делал это очень хорошо, основательно, трудолюбиво и с искренней любовью. Это признанный теоретик русского искусства, талантливый художник, автор общей экспозиции Эрмитажа, декоратор Мариинского театра Александр Бенуа. (Не путайте его с отцом и братом Николаем Бенуа и Леонтием Бенуа! Они оба тоже очень известны, но как архитекторы). Александр Бенуа При том, что Александр стал всемирно признанным искусствоведом, он — самоучка. А образование у него юридическое, что роднит художника с Сергеем Дягилевым, с которым, кстати, вместе учился и имел много совместных проектов. Сергей Дягилев У Александра было убеждение, которое объясняет, почему он не получил художественного образования: только постоянная практика может сделать человека настоящим художником. И он очень много рисовал, но кое-чему все-таки и обучался — просматривал картины в музеях, постоянно бывал на репетициях в театре и рассматривал декорации, делал многочисленные этюды и зарисовки. Еще он писал статьи, отвечал на письма, много общался с молодежью и занимался просветительской деятельностью. Был отцом троих детей и находил время для них, для племянников и их маленьких друзей. Он никому не запомнился уставшим или разозленным. Занятым — да, но не измотанным. Так какие же здания в Петербурге сохранили память об этом неутомимом человеке? Дом семьи Бенуа Этот недостроенный дом купил дед Александра еще в дни царствования Петра. Мальчик рос в большой семье, члены которой были зодчими, художниками, скульпторами. В такой атмосфере у него почти не было шанса остаться равнодушным к искусству. Именно здесь отец и брат Александра с горечью обсуждали, что город теряет свой архитектурный облик под натиском промышленной эпохи. И повзрослевший Александр энергично отстаивал архитектурную целостность города и боролся с уродливыми новостройками. Где: проспект Римского-Корсакова, 37/улица Глинки, 15 ««Мир искусства» Обложка журнала «Мир искусства» Их было много — молодых одаренных художников, непризнанных на тот момент или недовольных тем, под каким «соусом» приходится подавать свое искусство современникам, не готовым менять свои устаревшие эстетические взгляды. Сейчас сложно представить, что, например, Врубель не знал, где выставить свои картины, так как художественные галереи отказывались их принимать. Но так и происходило. Перед художниками стоял жесткий выбор: либо пиши то, что примет большинство, либо работай «в стол» и голодай. Хотя когда в жизни художников было по-другому? Александр Бенуа, Сергей Дягилев и другие энтузиасты видели это и хотели помочь, во-первых, непризнанным мастерам, во-вторых, современникам, не имевшим глубоких сведений об истории русского искусства и не способных оценить талантливых живописцев. Так было создано объединение «Мир искусства», а позже в квартире Дягилева «мирискусники» открыли редакцию одноименного журнала. Представьте себе восторг читателей, которые брали в руки свежий, пахнущий типографскими красками журнал, над обложками которого трудились люди с великолепным художественным вкусом. На тот момент иллюстрирование журналов в России было совсем не развито, так что «Мир искусства» в этом плане не имел конкурентов. Издатели не просто привлекали читательскую аудиторию — они воспитывали ее, делали настоящее большое дело. К сожалению, все хорошее когда-нибудь заканчивается, и в недоброе послереволюционное время журнал прекратил свое существование. Где: Литейный проспект, 45 Эрмитаж В 1918 году Бенуа стал заведующим Картинной галереей Эрмитажа. К этому времени у него было внушительное резюме: он стал признанным искусствоведом, создал прекрасный «Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа», написал несколько циклов собственных картин, а его главу о русской живописи издали в третьем томе «Истории живописи в XIX веке» Р. Мутера. За время работы Бенуа разработал и претворил в жизнь новый план общей экспозиции музея. Где: Дворцовая площадь, 2 Мариинский театр Однако как ни разносторонне был одарен Александр Бенуа, лучше всего его талант проявился в театральном искусстве. Он был автором многих костюмов и декораций. Гофман считал, что главное искусство, способное передать больше всего эмоций — музыка; а Бенуа считал, что театр — это место где можно объединить все виды искусства. Первый настоящий триумф Бенуа-декоратора состоялся в 1902 году на сцене Мариинского театра, той самой, которую строил его дед по материнской линии, венецианец Альберт Катаринович Кавос. И с тех пор Александр не прекращал работать в этой сфере. Где: Театральная площадь, 1 В 1926 году Бенуа уехал в заграничную командировку. Обратно он так и не вернулся, остался жить в Париже. Первые четыре года все мечтал о возвращении, отказывался от звания эмигранта, думал - временные трудности. «Не будучи эмигрантом по убеждениям, я влачу тусклое эмигрантское существование», — писал он своим друзьям после 1930 года, когда его отчислили из Эрмитажа. Надежды на возвращение рухнули. Парижскую жизнь художник считал жалким подобием своей петербургской жизни. Хотя он не был бездеятельным: занимался любимыми театральными декорациями, помогал в оформлении легендарных «русских сезонов» Дягилева и заграничных сольных выступлений Иды Рубинштейн. Но до последнего вздоха Александр Бенуа страстно тосковал по Петербургу и чувствовал себя чужим в Париже. История конца его жизни — это трагичная история человека, глубоко любящего свою Родину и вынужденного жить вдали от нее.
Другие записи сообщества
Доброе утро!
Камеронова Галерея
Маяк Толбухин Над искусственным островом близ Кронштадта возвышается один из самых старых маяков России — маяк Толбухин. Его история началась с эскиза, созданного самим Петром I. К неказистому рисунку император приложил записку: «Прочее даётся на волю архитектору». В 1719 году на острове, что расположился к западу от Котлина, возвели деревянную конструкцию, увенчал которую огромный фонарь — это и был некий прототип будущего каменного маяка. Как показала практика, деревянный маяк под названием Котлинский не был столь удачным. Работу фонаря поддерживала свеча, света которой, естественно, было недостаточно. Чтобы решить проблемы с освещением, пробовали сжигать конопляное масло, но и этого оказалось мало. Света катастрофически не хватало. В темноте осенней ночи, да ещё и в непогоду, тусклое свечение маяка не было заметно даже на достаточно близком расстоянии. С этого момента, чтобы побороть непроглядную тьму, в маяке стали сжигать уголь и дрова. Новый этап в истории наступил в 1736 году. Котлинский маяк стали именовать Толбухиным, в честь первого коменданта Кронштадта и героя русско-шведской войны. Тогда же было принято решение исполнить маяк в камне. За окном бушевала непогода, вода была ледяная. Из-за этого смогли возвести лишь часть конструкции, установив каменный фундамент. Сама конструкция так и осталась деревянной. В таком виде маяк прослужил около 70 лет. Но времена меняются, и прогресс не стоит на месте: в сентябре 1810 года деревянную конструкцию всё же заменили каменной. Увенчал башню современный 12-гранный фонарь с 24 серебряными отражателями. Свет фонаря поддерживался 40 масляными лампадами. В то же время у маяка возвели несколько подсобных сооружений: баню и небольшой караульный дом для смотрителя. Минуло 23 года, и модернизация продолжилась. Для того чтобы поддерживать работу маяка, над караульным домом надстроили второй этаж с галерей, что позволяло поддерживать работу сооружения даже во время шторма или наводнения. Словно повинуясь воле Петра I, который нарисовал эскиз маяка, инженеры не прекращали свою работу, и в 1867 году у маяка появился диоптрический аппарат, а в 1970-м построили причал и укрепили остров бетонными плитами. Современный Толбухин провожал и встречал корабли, совершающие кругосветки. Здесь же проходила первая в России регата 8 июля 1847 года. В годы Великой Отечественной войны маяк изрядно пострадал из-за частых налётов и обстрелов, но ни на секунду не погас. Сегодня свет от маяка видно аж за 19 миль. На его траверзе начинается Большой Кронштадтский рейд, ведущий в порты Кронштадта и Санкт-Петербурга.
Светлановский Проспект
Осиновецкий редут — остатки земляного укрепления времен Екатерины II, которые и сейчас можно видеть посерди новостроек Осиновой Рощи на севере Петербурга. Крепость строилась для защиты северных рубежей столицы от шведов. Протяженность валов по периметру составляет 650 метров, высота — 6,5 метров. Фото: doctor matveev
Соляной городок: 4 здания Соляной городок – удивительный квартал в самом центре Петербурга. На его довольно небольшой территории нашлось место действующей церкви, знаменитому Мухинскому училищу, нескольким музеям, жилым домам, в которых в разное время жили известные деятели искусств, и даже уличному университету. Границы Соляного городка обозначаются улицами Пестеля, Гангутской, Соляным переулком и набережной Фонтанки. 1. Пантелеймоновская церковь Обход современного Соляного городка стоит начать с Пантелеймоновской церкви, что на улице Пестеля. Красивая терракотово-белая церковь – один из немногих сохранившихся в Петербурге строений в стиле раннего барокко. Приказ о строительстве и освящении отдал лично Петр I: он задумал церковь как памятник русскому флоту в память о двух морских победах, одержанных именно в день Святого Пантелеймона. Правда, в нынешнем виде храм был построен уже во времена Анны Иоанновны, в 1739 году (петровская церковь была деревянной). В советское время здесь располагались то склады, то музей, но сейчас храм возвращен епархии, церковь снова стала действующей, так что туда стоит зайти (и заодно полюбоваться ее внутренним убранством). — ул. Пестеля, 2А 2. Художественно-промышленная академия Осмотрев церковь, свернем на Соляной переулок – пешеходную зону между улицами Пестеля и Гангутской (вернее, переулок продолжается и дальше, но нас интересует именно этот отрезок). Большую часть переулка занимает знаменитая «Муха», или училище имени В. Мухиной (ныне – Художественно-промышленная академия). Учебное заведение было основано в 1876 году бароном Штиглицем. Основатель, банкир и меценат, не только открыл училище и предоставил ему помещение, но и оформил его с царской роскошью, не пожалев для этого принадлежавших ему уникальных коллекций ковров, картин и изделий из стекла (после революции самые ценные экземпляры были переданы в Эрмитаж). Училище существовало на проценты с неприкосновенного капитала в 1 млн рублей, а также суммы в 5748329 руб. 29 коп, щедро завещанной бароном учебному заведению. Денег хватало и на постройку новых зданий, и на зарплаты преподавателей, и на покупку оборудования, книг для библиотеки и художественных коллекций. — Соляной пер. 13-15 3. Музей декоративно-прикладного и промышленного искусства При училище работает Музей декоративно-прикладного и промышленного искусства (он находится в соседнем здании), где все залы оформлены в разных стилях: Возрождение, барокко, средневековый русский, фламандский. Соляной переулок, кажется, вообще притягивает к себе творческих личностей из разных областей: количество «звездных» имен, живших или учившихся здесь в разное время, просто поражает. Так, в доме №2 жил архитектор Д. Висконти, и в этом же доме прошло раннее детство композитора А. Бородина. В доме №6 провел детство П. Чайковский, в доме №12, где когда-то размещалась Третья гимназия (сейчас – школа № 181), получили образование Д. Мережковский, С. Маршак и М. Зощенко. А уж если вспомнить всех известных выпускников Мухи, список получится и вовсе бесконечным. — Соляной пер. 13-15 4. Музей блокады Ленинграда Вдоль Гангутского переулка находится Музей блокады Ленинграда. Музей был открыт еще во время войны – как только блокада была прорвана. Но проработал он недолго – в связи с так называемым «ленинградским делом» музей был закрыт, хранившиеся в нем экспонаты (почти сорок тысяч!) были либо переданы в другие музеи, либо вообще уничтожены, а руководители – репрессированы. Музей открылся вновь только в 1989 году и заслуженно считается одним из самых впечатляющих военных музеев не только в Петербурге, но и вообще в мире. Среди экспонатов – личные вещи блокадников, армейские газеты, письма, дневники, фотографии, награды; воспроизведена даже обстановка типичной ленинградской квартиры того времени. — Соляной пер. 9
Атмосферные снимки Ленинграда 70-х
Нежная эстетика крыш Петербурга
Пернатые обитатели Крестовского острова
Красота в деталях. Витебский вокзал и его императорский размах