Другие записи сообщества
Самую маленькую сову России запечатлели в Петербурге В парке Сергиевка заметили воробьиного сычика. Эта сова размером со скворца.
Петербург в далёком прошлом и сейчас Когда  лучше?
Газгольдеры Петербурга Сейчас кирпичные строения выглядят немного странно среди роскошных строений Северной столицы, и  под их крышей скрываются многоярусные паркинги, современные музеи, кафе и бары. Однако в конце XIX века они возводились как огромные газовые хранилища, которые питали петербургские фонари. Газгольдер «Общества столичного освещения» Над Обводным каналом возвышается аж целых четыре газгольдера, возведённых в период с 1858 по 1872 год для газового завода «Общество столичного освещения». Один из них как раз-таки и является одним из самых известных газгольдеров города на Неве. Для хранения запасов газа кирпичное здание использовали вплоть до начала XX века, когда на смену газовому освещению пришло электрическое. Примечательно, что сегодня постройка не пустует. Ведь под её крышей расположился мотоцентр, клуб и кафе «Башни», гости которого могут насладиться разнообразной мототехникой, послушать музыку, а при желании хорошенько подкрепиться или выпить чего-нибудь эдакого. Кроме того, в газгольдере общества расположилось ещё и креативное пространство «Люмьер-холл», где показывают проекционные выставка вроде оживших полотен Ван Гога. В целом газгольдер «Общества столичного освещения» на сегодняшний день находится в неплохом состоянии во многом благодаря клубам — сотрудники поддерживают его в чистоте и ремонтируют. Кстати, практически никаких особо сильных изменений в исторический облик они не внесли — всё-таки газгольдер является важным объектом исторического наследия. Кроме того, под куполом стариной постройки раскинулся самый большой в мире планетарий. Газгольдер «Общества освещения газом Санкт-Петербурга» Так как фонари в городе на Неве были сконцентрированы в самом центре Северной столицы, газгольдеры возводили неподалёку, и располагаются они не так уж далеко даже друг от друга. Так, на улице Заозёрной стоит утративший свою историческую функцию газгольдер «Общества освещения газом Санкт-Петербурга». Построили его в 1881 году по проекту архитектора Ивана Мааса для конкурирующего с «Обществом столичного освещения» предприятия — «Общества освещения газом Санкт-Петербурга». После того как в газгольдере прекратили хранить запасы газа, здание приспособили под различные производства. А сегодня его вместе с прилегающей территорией выкупила строительная компания — здесь возвели жилой комплекс. Однако не стоит думать, что газгольдер снесут — напротив, компания приняла решение сохранить газгольдер как памятник и приспособила постройку под паркинг. АДРЕС Заозёрная ул., 3а Газгольдер при чугунолитейном и механическом заводе Сан-Галли Многим знаком заводской сад Сан-Галли на Лиговском, который является частью некогда обширного комплекса чугунного и механического завода, появившегося в здешних местах в далёком 1853 году по инициативе немецкого предпринимателя, изобретателя и короля российского чугунного литья Франца Карловича Сан-Галли. В 1867 году на территории был возведён весьма необычный газгольдер. Он, в отличие от своих «собратьев», не снабжал газом фонари, а хранил запасы горючего для нужд предприятия. Также отличает этот газгольдер и форма — он вовсе не круглый, а шестигранный и больше всего напоминает гайку. Использовали «гайку» не так долго — уже в 1894 её переоборудовали под обыкновенный склад. В 2012 году газгольдер отремонтировали, почистили от копоти и грязи и превратили в огромный клуб. АДРЕС ул. Черняховского, 75 Газгольдер Спиртоочистного завода С Екатерингофского моста открывается отличный вид на это экстравагантное строение конца XIX века. При этом газгольдер никогда не использовался для питания газом петербургских фонарей, а был построен для снабжения частного спиртоочистного завода, продукцию которого приобретала казна. Естественно, газгольдер использовали по назначению непродолжительное время. Сегодня он стал памятником эпохи ранней газификации Петербурга, а также базой научно-исследовательского института синтетического каучука. АДРЕС набережная Екатерингофки Газгольдер французского газового завода Есть в Петербурге Газовая улица, которую в своё время называли «Газовой пустошью», хотя строений здесь хватало. Одной из её достопримечательностей является как раз-таки газгольдер. Построили его в 1902 году по проекту инженера Василия Корвина-Круковского специально для французского газового завода, который располагался неподалёку и был предназначен для переработки и хранения природного газа, использовавшегося для обеспечения уличного освещения.
Петербургское настроение
Банкнота, 1938
Камеронова Галерея
Маяк Толбухин Над искусственным островом близ Кронштадта возвышается один из самых старых маяков России — маяк Толбухин. Его история началась с эскиза, созданного самим Петром I. К неказистому рисунку император приложил записку: «Прочее даётся на волю архитектору». В 1719 году на острове, что расположился к западу от Котлина, возвели деревянную конструкцию, увенчал которую огромный фонарь — это и был некий прототип будущего каменного маяка. Как показала практика, деревянный маяк под названием Котлинский не был столь удачным. Работу фонаря поддерживала свеча, света которой, естественно, было недостаточно. Чтобы решить проблемы с освещением, пробовали сжигать конопляное масло, но и этого оказалось мало. Света катастрофически не хватало. В темноте осенней ночи, да ещё и в непогоду, тусклое свечение маяка не было заметно даже на достаточно близком расстоянии. С этого момента, чтобы побороть непроглядную тьму, в маяке стали сжигать уголь и дрова. Новый этап в истории наступил в 1736 году. Котлинский маяк стали именовать Толбухиным, в честь первого коменданта Кронштадта и героя русско-шведской войны. Тогда же было принято решение исполнить маяк в камне. За окном бушевала непогода, вода была ледяная. Из-за этого смогли возвести лишь часть конструкции, установив каменный фундамент. Сама конструкция так и осталась деревянной. В таком виде маяк прослужил около 70 лет. Но времена меняются, и прогресс не стоит на месте: в сентябре 1810 года деревянную конструкцию всё же заменили каменной. Увенчал башню современный 12-гранный фонарь с 24 серебряными отражателями. Свет фонаря поддерживался 40 масляными лампадами. В то же время у маяка возвели несколько подсобных сооружений: баню и небольшой караульный дом для смотрителя. Минуло 23 года, и модернизация продолжилась. Для того чтобы поддерживать работу маяка, над караульным домом надстроили второй этаж с галерей, что позволяло поддерживать работу сооружения даже во время шторма или наводнения. Словно повинуясь воле Петра I, который нарисовал эскиз маяка, инженеры не прекращали свою работу, и в 1867 году у маяка появился диоптрический аппарат, а в 1970-м построили причал и укрепили остров бетонными плитами. Современный Толбухин провожал и встречал корабли, совершающие кругосветки. Здесь же проходила первая в России регата 8 июля 1847 года. В годы Великой Отечественной войны маяк изрядно пострадал из-за частых налётов и обстрелов, но ни на секунду не погас. Сегодня свет от маяка видно аж за 19 миль. На его траверзе начинается Большой Кронштадтский рейд, ведущий в порты Кронштадта и Санкт-Петербурга.
Светлановский Проспект
Осиновецкий редут — остатки земляного укрепления времен Екатерины II, которые и сейчас можно видеть посерди новостроек Осиновой Рощи на севере Петербурга. Крепость строилась для защиты северных рубежей столицы от шведов. Протяженность валов по периметру составляет 650 метров, высота — 6,5 метров. Фото: doctor matveev
Александр Бенуа. История борца от мира искусства Выражение «И швец, и жнец, и на дуде игрец» обычно отражает скептичное отношение к тому, к кому эта фраза относится. Но в конце XIX века в Петербурге жил и творил человек, который не просто делал все и сразу, но делал это очень хорошо, основательно, трудолюбиво и с искренней любовью. Это признанный теоретик русского искусства, талантливый художник, автор общей экспозиции Эрмитажа, декоратор Мариинского театра Александр Бенуа. (Не путайте его с отцом и братом Николаем Бенуа и Леонтием Бенуа! Они оба тоже очень известны, но как архитекторы). Александр Бенуа При том, что Александр стал всемирно признанным искусствоведом, он — самоучка. А образование у него юридическое, что роднит художника с Сергеем Дягилевым, с которым, кстати, вместе учился и имел много совместных проектов. Сергей Дягилев У Александра было убеждение, которое объясняет, почему он не получил художественного образования: только постоянная практика может сделать человека настоящим художником. И он очень много рисовал, но кое-чему все-таки и обучался — просматривал картины в музеях, постоянно бывал на репетициях в театре и рассматривал декорации, делал многочисленные этюды и зарисовки. Еще он писал статьи, отвечал на письма, много общался с молодежью и занимался просветительской деятельностью. Был отцом троих детей и находил время для них, для племянников и их маленьких друзей. Он никому не запомнился уставшим или разозленным. Занятым — да, но не измотанным. Так какие же здания в Петербурге сохранили память об этом неутомимом человеке? Дом семьи Бенуа Этот недостроенный дом купил дед Александра еще в дни царствования Петра. Мальчик рос в большой семье, члены которой были зодчими, художниками, скульпторами. В такой атмосфере у него почти не было шанса остаться равнодушным к искусству. Именно здесь отец и брат Александра с горечью обсуждали, что город теряет свой архитектурный облик под натиском промышленной эпохи. И повзрослевший Александр энергично отстаивал архитектурную целостность города и боролся с уродливыми новостройками. Где: проспект Римского-Корсакова, 37/улица Глинки, 15 ««Мир искусства» Обложка журнала «Мир искусства» Их было много — молодых одаренных художников, непризнанных на тот момент или недовольных тем, под каким «соусом» приходится подавать свое искусство современникам, не готовым менять свои устаревшие эстетические взгляды. Сейчас сложно представить, что, например, Врубель не знал, где выставить свои картины, так как художественные галереи отказывались их принимать. Но так и происходило. Перед художниками стоял жесткий выбор: либо пиши то, что примет большинство, либо работай «в стол» и голодай. Хотя когда в жизни художников было по-другому? Александр Бенуа, Сергей Дягилев и другие энтузиасты видели это и хотели помочь, во-первых, непризнанным мастерам, во-вторых, современникам, не имевшим глубоких сведений об истории русского искусства и не способных оценить талантливых живописцев. Так было создано объединение «Мир искусства», а позже в квартире Дягилева «мирискусники» открыли редакцию одноименного журнала. Представьте себе восторг читателей, которые брали в руки свежий, пахнущий типографскими красками журнал, над обложками которого трудились люди с великолепным художественным вкусом. На тот момент иллюстрирование журналов в России было совсем не развито, так что «Мир искусства» в этом плане не имел конкурентов. Издатели не просто привлекали читательскую аудиторию — они воспитывали ее, делали настоящее большое дело. К сожалению, все хорошее когда-нибудь заканчивается, и в недоброе послереволюционное время журнал прекратил свое существование. Где: Литейный проспект, 45 Эрмитаж В 1918 году Бенуа стал заведующим Картинной галереей Эрмитажа. К этому времени у него было внушительное резюме: он стал признанным искусствоведом, создал прекрасный «Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа», написал несколько циклов собственных картин, а его главу о русской живописи издали в третьем томе «Истории живописи в XIX веке» Р. Мутера. За время работы Бенуа разработал и претворил в жизнь новый план общей экспозиции музея. Где: Дворцовая площадь, 2 Мариинский театр Однако как ни разносторонне был одарен Александр Бенуа, лучше всего его талант проявился в театральном искусстве. Он был автором многих костюмов и декораций. Гофман считал, что главное искусство, способное передать больше всего эмоций — музыка; а Бенуа считал, что театр — это место где можно объединить все виды искусства. Первый настоящий триумф Бенуа-декоратора состоялся в 1902 году на сцене Мариинского театра, той самой, которую строил его дед по материнской линии, венецианец Альберт Катаринович Кавос. И с тех пор Александр не прекращал работать в этой сфере. Где: Театральная площадь, 1 В 1926 году Бенуа уехал в заграничную командировку. Обратно он так и не вернулся, остался жить в Париже. Первые четыре года все мечтал о возвращении, отказывался от звания эмигранта, думал - временные трудности. «Не будучи эмигрантом по убеждениям, я влачу тусклое эмигрантское существование», — писал он своим друзьям после 1930 года, когда его отчислили из Эрмитажа. Надежды на возвращение рухнули. Парижскую жизнь художник считал жалким подобием своей петербургской жизни. Хотя он не был бездеятельным: занимался любимыми театральными декорациями, помогал в оформлении легендарных «русских сезонов» Дягилева и заграничных сольных выступлений Иды Рубинштейн. Но до последнего вздоха Александр Бенуа страстно тосковал по Петербургу и чувствовал себя чужим в Париже. История конца его жизни — это трагичная история человека, глубоко любящего свою Родину и вынужденного жить вдали от нее.