У мира на слуху не так много героических африканских имён, и Зула Карухимби, «ведьма Шиндлера» из деревеньки Мусамо — одно из самых громких. Когда в начале 2018 года эта небогатая женщина умерла в Руанде в возрасте ста шести лет, ей посвятили некрологи газеты множества западных стран. Иногда, чтобы войти в историю, не надо ставить рекордов. Можно без оружия, связей и денег суметь противостоять кровожадности тысяч сплочённых и вооружённых до зубов убийц. Зула была той, что смогла это и в результате в гигантском списке убитых во время геноцида в Руанде не досчитались полутора сотен имён. При жизни, задолго до конфликта, старая Зула прославилась по округе тем, что ведьма. Она считалась гневливой и опасной, и соседи боялись её злить, хотя ходили к ней на поклон за её волшебными травами. А ведь, пока Зула была молода, она жила так же, как другие женщины — вела хозяйство, вышла замуж и родила детей. Но муж умер, а она превратилась в старуху и жила тем, что продавала овощи со своего огорода и тем, что вспомнила целительское ремесло своей матери и своей бабки. Когда кругом началась резня, Зула начала прятать тутси, хуту, европейцев — каждого, кто нуждался в спасении. Где только не доводилось проводить часы и дни обысков людям в доме Зулы. Сидеть, скорчившись, в жарком и тёмном подвале с корзинами и сухими листьями на головах. Лежать под кроватью по несколько человек, боясь пошевелиться, или на чердаке, выходя из убежища ненадолго ночью. Доводилось спасённым пережидать обыск, сидя на ветках сливы во дворе Зулы, надеясь, что листья достаточно хорошо закрывают их от взглядов даже при ветре. Позже Зула вырыла яму, для того, чтобы прятать больше людей. Она не только приводила взрослых, но и осматривала трупы женщин — часто те успевали перед смертью закрыть телами маленьких детей. Этих младенцев, ушибленных, одуревших от жары и жажды, Зула заматывала в тряпки и тоже приносила в свой дом. Обычно говорят, что звание ведьмы защищало Зулу от боевиков, но всё было не так просто. Убийцы приходили на взводе, жаждущие крови, и порой Зулу отделяло от смерти всего ничего. Ей приходилось пускать в ход весь свой актёрский дар, а это не просто — запугивать толпу мужчин с автоматами и ножами, будучи невысокой старой женщиной. Она проклинала, хватала их за руки, пачкая невидимым ядовитым соком (руки покрывались волдырями, и боевики немедленно начинали верить в колдовство), она оскорбляла и ни малейшим движением не выказывала страха — не имела права дать слабину. За три месяца в Руанде убили миллион человек. Смерть была везде. Зула могла в любой момент стать одной из миллиона. Но она осталась жива — убили её детей, сына Ханганиману и дочь Угиривабо, чтобы проучить и запугать Зулу. Их смерти укрепили её решимость противостоять убийствам. Дом Зулы обстреливали и поджигали. Она каждый раз спасалась, а потом обещала проклятие всей семье каждого из того, кто причастен. Удивительно, как она могла говорить это так убедительно, что ей верили — ведь она сама, будучи мусульманкой, колдовства не признавала и максимум её работы с зельями были зелья от головной боли или боли в животе, которые она варила из трав точно так же, как любой другой целитель, не знающий магии. Когда позже Карухимби спрашивали, откуда она брала эту решимость спасать, она говорила, что её мать когда-то так же прятала людей. Маленькая Зула носила спрятанным еду. Двадцать лет спустя Зулу наградили медалью за её самоотверженность. Это сделал новый президент Руанды, Пол Кагаме. Она едва его узнала, хотя некогда спасла жизнь и ему. В конце пятидесятых уже была вспышка насилия против тутси, но тогда убивали только мальчиков. Узнав об этом, Зула сняла с себя бусы и пошла к соседке-тутси. «Вплети их в волосы своему сыну скорее и всем говори, что у тебя — дочь," велела Зула. Соседка так и сделала. Деньги к медали не прилагались, и старенькая Зула продолжила жить в разваливающемся глиняном домишке. Медаль она каждый вечер брала с собой в постель и целовала. Она была для Зулы лицами всех людей, которых удалось вырвать из рук у смерти. Как целительница была рада тому, что они выжили! Некоторые после войны возвращались, чтобы поблагодарить её. Другие нет. Позже Зулу отвезли в Италию, чтобы она посадила оливковое деревце своего имени в Саду праведников. Зула с удовольствием вспоминала об этом, но она была неграмотна и так и не смогла запомнить название страны. Где-то далеко-далеко за морем, где много деревьев и хорошей, чистой воды… Последние годы Зулы прошли непросто. Она стала терять память и слабеть всё больше, а взрослых помощников по хозяйству у неё не было, только пара маленьких сироток. Кроме того, благодаря — что, конечно, хорошо — заработавшим больницам покупателей целебных отваров стало меньше, а новообращённые христиане Руанды стали преследовать и шельмовать знахарок как ведьм и сатанисток. От Зулы снова отвернулись многие в округе. Когда она тяжело заболела, ей подать целебного отвара оказалось некому. Так она и умерла. В сто шесть лет. Очень хочется сказать — безвременно. «Любовь — вот самая важная вещь на свете," успела сказать нам Зула. «Найдите, кого любить, и будущее будет светло.»
Другие записи сообщества
Роман Алексея Константиновича Толстого «Князь Серебряный» был написан в разгар боёв либеральной общественности за конституцию в начале 1860-х годов. Он должен был продемонстрировать отвратительность царской тирании, а также благородство духа и патриотизм русских аристократов, возвысивших голос против неё. Для сюжета был взят как раз не типичный, а совершенно атипичный период Русского государства – период Опричнины царя Ивана Грозного. Стараниями Николая Карамзина он был представлен как самое зловещее проявление самовластия в русской истории. Князь Серебряный зовётся у А.К. Толстого Никитой Романовичем. Персонажа с таким именем русские исторические источники не знают. Но сам выбор имени и отчества показательны. Ведь именно так – Никита Романович – звали деда первого царя из династии Романовых Михаила. Кстати, жил Никита Романович именно во времена Ивана Грозного. Только фамилией его было ещё не Романов, а Захарьин-Юрьев – по прадеду и деду. Романовыми – по деду – назвались впервые дети Никиты Романовича. То, что главный герой романа А.К. Толстого носил имя и отчество основателя династии Романовых, должно было показать монархическую лояльность автора и вместе с тем намекнуть, что новая династия, сменившая Рюриковичей, стала носителем новых нравственных начал у власти, исключивших явления вроде Опричнины. Сделать самого Захарьина-Юрьева своим главным трагическим героем А.К. Толстой не мог хотя бы потому, что у того всё в жизни обстояло благополучно, он всегда пользовался милостями Ивана Грозного, никакая Опричнина его не коснулась. Но фамилия Серебряный – не выдуманная. Целая ветвь князей Оболенских носила в 16 веке эту фамилию. Из эпохи Ивана Грозного известны три князя по фамилии Серебряные-Оболенские. Все они были потомками князя Семёна Дмитриевича Щепина-Оболенского. Именно он получил прозвище Серебряный, которое унаследовали его потомки. Участвовал воеводой он во многих походах московского великого князя Василия III, в том числе при взятии Смоленска в 1514 году. У Семёна было два сына-боярина: Василий и Пётр. Князь Василий Семёнович Серебряный-Оболенский был одним из самых видных военачальников первых славных лет царствования Ивана Грозного. Во взятии Казани в 1552 году Василий командовал Сторожевым полком, то есть самостоятельным соединением, типа резервного корпуса. Он отличился тем, что первый ворвался в Казань 4 сентября, когда удалось взорвать часть городской стены. Правда, тогда другие части не смогли поддержать этот успех, и взять Казань удалось лишь месяц спустя. С 1558 года Василий Семёнович, как герой А.К. Толстого, действительно был воеводой на Ливонской войне. Правда, его не отозвали оттуда, как написано в романе. Князь Серебряный воевал там до 1567 года, а в 1570 году, как явствует из сохранившихся сведений, умер своей смертью – не в бою и не на царской плахе. У Василия Семёновича Серебряного был, как минимум, один сын – Борис. Про его военную карьеру известно очень мало, а именно то, что в 1574 году он в качестве одного из воевод сначала подавлял восстание черемис в Поволжье, а потом отражал набег крымцев и ногайцев на центральные области России. А вот второй сын Василия Семёновича – Пётр – действительно стал жертвой царских репрессий. Он также участвовал воеводой в больших войнах того времени – Казанской и Ливонской. В 1567 году он возглавлял отряд, потерпевший поражение от литовцев в битве при Чашниках. Несмотря на неудачу, царь не возложил на него своей опалы. Спустя два года Иван Грозный назначил Петра Серебряного воеводой в Астрахань, куда, по слухам, намеревалось двинуться турецкое войско. Но турки на Астрахань не пошли, а князь Серебряный в следующем году сторожил от крымцев окские броды в районе Коломны. Осенью того же года Пётр Семёнович Серебряный-Оболенский погиб. О том, что он был казнён по царскому приказу, свидетельствует «синодик» Ивана Грозного, куда царь заносил имена казнённых, за которых потом вымаливал прощение перед Богом. Обстоятельства дела запутанны и темны. Скорее всего, Пётр Серебряный оказался в числе большой группы бояр и дворян, обвинённых в тот период в намерении снестись с польским королём и сдать ему Новгород (так называемое «Великое изменное дело»). О потомках Петра Серебряного неизвестно.
Крестьянин в поле . Англия , 1885 г . Автор фото : Питер Генри Эмерсон.
Нижние чины Лейб-гвардии Гусарского Его императорского Величества полка. Российская Империя , 1914 г.
В 1974 году единственную дочь британского монарха попытался похитить злоумышленник. В тот момент принцессу Анну спас мужчина по имени Ронни Рассел. Теперь бывший спортсмен вынужден продать медаль, врученную им королевой. Бристольскому боксеру и герою Ронни Расселу было 26 лет, когда он спас жизнь принцессы Анны. Мужчина был вознагражден за свою смелость и помощь королевской семье медалью за храбрость. Но спустя годы он был вынужден выставить награду на аукцион, чтобы выжить. В тот день Ронни ехал домой в Кент. Он увидел, как кто-то заблокировал машину принцессы Анны около торгового центра в Лондоне, и начал стрелять. “Он двигался очень быстро”, – вспоминал позже мужчина. Похититель попытался вытащить дочь королевы из машины, но ее тогдашний муж, капитан Марк Филлипс, старался удержать ее в салоне. По словам Рассела, принцесса была очень напугана и сказала ему, чтобы он не подвергал себя опасности и просто ушел. Но мужчина не смог оставить ее в беде и ударил злоумышленника так сильно, что тот упал на землю и не двигался. Своей храбростью Ронни спас жизнь единственной дочери Елизаветы II. Королева предприняла шаги, чтобы выразить свою благодарность человеку, который защитил принцессу от попытки похищения. Бывший боксер в тяжелом весе, которому сейчас 72 года, вспомнил, как к нему в дом приехала полиция, которая внимательно осмотрела помещение. Именно они сообщили мужчине, что монарх готова оплатить ипотеку за жилье в качестве подарка за то, что он сделал. Мужчина говорит, что на тот момент он был близок к тому, чтобы потерять дом из-за отсутствия финансов. Поэтому помощь королевы фактически помогла ему не остаться на улице. Ронни также был награжден медалью Джорджа за храбрость. В речи Елизавета II поблагодарила его как мать, а не как монарх. К сожалению, мужчина был вынужден продать награду из-за плохого состояния здоровья и ради обеспечения своего будущего. Ронни признается, что даже подумать не мог, что однажды расстанется с медалью.
13-летний афроамериканский подросток Лайонел Тейт плачет в зале суда после того , как получил пожизненный срок за жестокое убийство 6-летней девочки . США , 2001 г . Через два с половиной года под давлением общественности приговор были изменён на год условно и 10 лет испытательного срока . Уже в январе 2004 года вышел на свободу . Через год совершил вооружённое ограбление , а затем нападение с нанесением тяжких телесных повреждений . Новый приговор - 30 лет тюрьмы без права на УДО .
Раскопки древних статуй на острове Пасхи ⁠⁠
Регулярные убийства, грабежи и разбои — в 1930-е самым криминальным районом Ленинграда считались окрестности Лиговского проспекта. В одиночку туда боялись сунуться даже вооруженные оперативники. Покончить с этим власти поручили Паулине Онушонок, возглавившей местное отделение милиции. Паулина выросла в семье бедного крестьянина-батрака в Лифляндской губернии (сейчас Латвия) и успела проявить себя еще в детстве: в13 лет примкнула к революционному движению, в 1917-м штурмовала Зимний. Незаурядную и смелую девушку быстро заметили и пригласили на работу в недавно созданную Всероссийскую чрезвычайную комиссию. Первое время Паулина отвечала за исправление трудных подростков в приграничном Кингисеппе: революция и вспыхнувшая вслед за ней гражданская война породили множество беспризорников, промышлявших мошенничеством и мелким воровством. Онушонок предпочитала их не наказывать, а воспитывать, стараясь найти индивидуальный подход к каждому. Почти всегда это получалось. Работать с детьми она продолжила и на службе в милиции. "Я была первой пионервожатой, — вспоминала Паулина в письме кингисеппскому краеведу. — Местный исполком выделил почти разрушенный деревянный домик, который мы привели в порядок. Вскоре в нем заработали различные кружки: стрелковый, музыкальный, рыболовный, литературный, спортивный и садоводческий. Ребята ухаживали за фруктовым садом, а пограничники часто катали их на катере и объясняли тонкости профессии". В результате многие подростки сумели порвать с преступным прошлым и избежать колонии, а опыт общения с беспризорниками пригодился Паулине потом в уголовном розыске. В 1929-м она возглавила Кингисеппский уездный отдел милиции и стала первой женщиной в СССР на такой должности. В те годы в приграничном Кингисеппе было неспокойно - он полюбился контрабандистам, мошенникам и другим любителям легких денег. Работы у милиционеров хватало, и Паулина погрузилась в нее с головой. Уже через год раскрываемость преступлений выросла, отдел признали одним из лучших в стране, а Онушонок перевели в Ленинград — начальником 11-го отделения милиции. Лиговский проспект и близлежащие кварталы — в просторечье Лиговка — считался самым криминальным районом города. Там заправляли многочисленные банды, наводнившие Ленинград после революции. По подвалам и квартирам скрывались сотни так называемых малин и всевозможных притонов, в которых прятались беглые преступники и куда боялись заглядывать даже вооруженные сотрудники уголовного розыска. Вступив в должность, Паулина первым делом занялась хозяйственными вопросами: добилась открытия общежития для бездомных и предложила варианты трудоустройства безработных. Благодаря ей в Ленинграде открылись первые детские комнаты милиции, где перевоспитывали трудных подростков, стараясь максимально оградить их от влияния улицы. С теми же, на кого гуманные меры не действовали, Паулина не церемонилась. О ее методах ходили легенды. В конце рабочего дня девушка могла переодеться в лохмотья и отправиться в какой-нибудь притон. Образ бродяги не вызывал подозрений, Паулина легко входила в доверие и узнавала последние новости о налетах и убийствах, иногда даже имена и адреса тех, кто их совершил. Утром она растворялась в толпе, а уже днем главарь какой-нибудь шайки попадал в тщательно организованную милицейскую засаду или погибал во время "внезапной" облавы. Через пару лет большинство лиговских бандитов либо сели в тюрьму, либо были убиты в перестрелках с милицией. Те немногие, кому удалось избежать зачистки, покинули Ленинград, а Лиговка стала одним из самых безопасных районов города. Паулина боролась с преступностью в блокадном Ленинграде, очень непросто было и в первые послевоенные годы. На пенсию она ушла в звании капитана. По воспоминаниям коллег, несмотря на стальной характер и довольно суровую внешность, в общении с людьми капитан Онушонок отличалась мягкостью, к ней могли обратиться за любым советом. И хотя вся жизнь этой женщины так или иначе связана с воспитанием подростков, своих детей у нее не было. С мужем — сотрудником НКВД — она вырастила шестерых приемных. Последние годы жизни Паулина провела в пансионате для пожилых людей. Умерла в мае 1982-го в возрасте 90 лет. В музее Краснознаменной ленинградской милиции ей посвятили целый стенд, а личный револьвер и орден Трудового Красного знамени, который Онушонок получила еще в 1930-х, хранятся в Москве.
Вы удивитесь, насколько легко создаются и разлетаются по сети фальшивки. А может и нет – в XXI веке мы уже ученные. Так или иначе, фотография, на которой слились в поцелуе немецкий солдат и девушка военнослужащая РККА , постепенно набрала популярность . Фото уже ни раз иллюстровали в отдельных либеральных исторических публикациях о взаимоотношениях СССР и Германии в 1939 году. Не раз видели в западных соцсетях с описанием , что снимок сделан 22 сентября 1939 года на параде в Бресте. Снимок, который теперь мелькает то тут, то там, на самом деле был сделан в 2007 году в Севастополе. И он изначально цветной. Кто-то специально сделал его черно-белым и убрал лишние детали. На фото – судя по отзывам очевидцев, муж и жена, москвичи, специально приехавшие в Крым на историческую реконструкцию решающей битвы за Севастополь в мае 1944-го. Об этом мероприятии даже сохранился сюжет Первого канала. Происходило всё на Сапун-горе. Реконструкторы – люди дотошные. Как в том же сюжете Первого канала рассказывал один из «фрицев», у многих – настоящие каски и суконная форма, максимально приближенная к настоящей. Правда, некоторые горе-скептики не верят в объяснения о исторической реконструкции в Крыму. На одном форуме некто даже писал: «Ваша версия не складывается, в предложенном вами видео такого кадра нет. И по простой причине – жена так не целует мужа, ну хоть бы обняла немца, что ли?». Не убеждает таких персонажей и тот факт , что погоны в Красной армии введены в 1943 году . Ну, жены целуют мужей по-разному. Что касается конкретно этой пары, то вот вам их фото вместе, в цвете – сохранились, к счастью. Происхождение фейка уже трудно отследить. Скорее всего, он возник благодаря румынской публикации о параде/церемониальном выводе, где фотография немца и и девушки красноармейца ,уже черно-белая, используется наряду с подлинными кадрами из 1939 года. Ну а потом снимок пошел гулять по сети .
А знаете ли вы, что в конце 90-х совместными усилиями украинских и российских кинематографистов, под продюсерством Сергея Жигунова, была сделана адаптированная версия "Властелина колец", под названием "Кольца всевластья" с Анной Самохиной, Станиславом Садальским, Борисом Хмельницким. Нет, экранизацией это назвать, конечно, нельзя. Это именно адаптация, хотя кто-то и назовёт это плагиатом - имя Толкиена не указано нигде, если мы не пропустили конечно. В этом фильме совершенно другие персонажи. Нет хоббитов - вместо Фродо кольцо несёт гарный хлопец Орест, влюблённый в дочь кузнеца, который выковал кольца. А вместо Сэма и малолетний Василь, сын кузнеца. Вместо Голума - предатель Босаргун (роль исполнил Рафаэль Котанджян - Торрес из "Сердца трёх";) Вместо Саурона - в фильме злой царь Карбис с супругой Корой. Именно по их приказу были выкованы шесть колец из волшебного металла, чтобы подчинить своей воле соседей. Если взять синоптис фильма, то это совершенно другая история: "Царь Карбис и королева Кора испытывают трудности со сбором дани с шести подчиненных царств. По совету отвратительного домашнего насекомообразного чудовища, питающегося младенцами и людьми, они просили кузнеца выковать шесть колец, надев которые, цари превратятся в рабов. Кора от жадности велела выковать семь колец... Все, кроме кузнеца Остапа и свободолюбивого царства Орлов, подчинились злым силам". Но при просмотре видно, где лежит источник вдохновения. То же самое домашнее насекомое очень напоминает старуху Шелоб, только её ещё научили говорить (хотя она наверное и умела, с Голумом она же как-то договорилась) и стала обладать колдовскими навыками. Роль Роковой горы здесь исполнил истукан какого-то языческого бога с чашей какой-то расплавленной субстанции под его ликом, в котором и сгинул Босаргун с кольцом . И Фродо с Сэмом (простите Орест с Василём) несли злополучное кольцо к этой чаше под напутствия Босаргуна. Есть здесь и свой Эрлонд, в исполнении Нодара Мгалоблишвили (которого, как принято, озвучил Армен Джигарханян). Нет это не эльф, это царь орлов Агуил. Хотя что-то в нём есть и от Теодена. Ну а его сын Иглит с невестой Имедой очень напоминают Арагорна с с Арвен. Есть в фильме и гномы, точнее один гном, который появляется иногда, и наверное является скорее аналогом Гендальфа, чем Гимли. Кого ещё не хватает? А, точно, Галадриэль! За место неё у нас есть фея. А вместо Грима - первый министр Агуила Галат. И всё на фоне пейзажей Крыма. От текста Толкиена осталось мало, вот только ощущения вторичности происходящего не отпускают до последнего момента. Нет правда, посмотреть разок можно. Поискать аналогии, полюбоваться пейзажами, встретиться с хорошими актёрами. Получилось не Средиземье, получилась сказка (этого создатели и хотели, скорее всего).
Ровно 32 года назад в Санкт-Петербурге за кулисами дворца спорта "Юбилейный" застрелили Игоря Талькова. Эта трагедия стала одним из резонансных событий 1991 года и, пожалуй, самым громким убийством за всю историю отечественного шоу-бизнеса. До сих пор не раскрытое преступление продолжает порождать домыслы, слухи и, по сути, затмевает собой творческий путь артиста. В 1991-м Игорь Тальков был одним из самых популярных отечественных музыкантов, собирал большие залы, даже стадионы. Собственно, и на злосчастный "сборный" концерт в "Юбилейном" он отправился по вполне деловой причине. Ему предстояли сольные выступления в "Олимпийском", на самой большой площадке в Москве. Певцу очень хотелось, чтобы все было безупречно по звучанию, а для этого требовался соответствующий концертный аппарат. Таким владела лишь одна компания — "ЛИС’С", принадлежавшая бизнесмену Сергею Лисовскому. По договоренности Тальков должен был принять участие в петербургском концерте — и после этого устроители выдали бы ему аппарат с собой в Москву. Тальков считался "протестным автором", он истово обличал коммунистическую идеологию и советскую бюрократическую машину. Кроме того, певец увлекался театром и многие сольники формировал как полноценные шоу с отдельным сюжетом, выступая от имени разных персонажей. Самая яркая из таких программ — "Суд", в которой музыкант от лица погибшего белогвардейского офицера обвинял чиновников 1980-х в гибели дореволюционной России и текущем бедственном положении страны. Счеты, предъявляемые Тальковым к власти, стопроцентно личные. Он из семьи репрессированных. Его предки были казаками и белогвардейскими офицерами, да и родители познакомились в Сиблаге. Тальков был абсолютно уверен в своей социальной и исторической правоте, и это наложило отпечаток на его творчество. Начинавший как музыкант в различных любительских группах, он в итоге попал в ансамбль "Электроклуб", организованный Давидом Тухмановым. Именно Тухманов доверил Талькову спеть песню "Чистые пруды", которая мгновенно стала самым настоящим народным хитом. Так обаятельный Тальков осознал свою силу как сольного артиста. Он ушел из "Электроклуба", создал коллектив "Спасательный круг" и начал работать над собственными песнями. Вскоре артист представил первый цикл о безвозвратно потерянной России, о прекрасных белогвардейцах, злодейски уничтоженных "проклятыми большевиками". Идея сработала: зритель приходил на лирика с "Чистыми прудами", а получал мощный социально-политизированный заряд, что на волне перестройки было необычайно актуально. Из сегодняшнего дня тексты Талькова кажутся невероятно наивными, прежде всего в силу их полярности и исторической предвзятости. Он четко делит мир на черное и белое, не признавая никаких полутонов. Но для молодого человека, не имевшего доступа к историческим документам и архивам, это понятно и объяснимо. А Тальков собирал огромные аудитории, его показывали по всем телеканалам, он был одной из ярчайших звезд перестроечной эстрады. Но легкий жанр ему мешал. Он очень хотел приблизиться к рок-звучанию, той музыке, которую искренне любил. Профессиональный композитор и аранжировщик, Игорь понимал ограниченность поп-музыки, однако пытался экспериментировать: например, вводил в песни элементы набирающего популярность рэпа и техно. Конечно, из-за яркой политизированности вокруг Талькова собирались представители наиболее радикальных политических направлений того времени. Он водил дружбу даже с обществом "Память" (хотя открещивался от обвинений в антисемитизме). Да и нарастающая слава и публичность действовали на Талькова удручающе: музыканты отказывались от сотрудничества с ним в последние годы, поскольку артист, как они выражались, "поймал звезду". Во многом это было связано и с тем, что Тальков разочаровался в перестройке. Вслед за коммунистическими бонзами и горбачевскими бюрократами мишенью Талькова стала новая власть. В одной из последних песен "Господин президент" он обращался лично к Борису Ельцину. Но музыкальные идеи иссякли — Тальков начал просто бессовестно копировать мелодии зарубежных хитов, которые массовый отечественный зритель не знал. Что именно случилось 32 года назад за кулисами "Юбилейного", достоверно не известно. Версий множество, и убийство Талькова официально считается нераскрытым. Кто-то говорит о том, что его "заказали": естественно, из-за популярности артист часто оказывался втянутым в споры и разборки, связанные с шоу-бизнесом. Кто-то ищет в убийстве политический след. Но наиболее правдоподобна бытовая версия: менеджмент музыкантов поспорил из-за очередности выхода на сцену, а поскольку в начале 90-х практически у всех охранников поп-звезд было оружие, возникла перестрелка. Тальков просто попал под случайную пулю. На похоронах фанаты призывали канонизировать его как "страстотерпца Игоря" — и некоторое время посмертная слава Талькова усиливалась. Сегодня творчество Талькова окончательно стало частью истории: его не переиздают, он редко звучит в эфире, но поклонники по-прежнему смотрят архивные записи, слушают старые песни и выдвигают все новые версии гибели артиста. Жаль, что Тальков так и не достиг того, о чем мечтал, — не создал музыкальное шоу с настоящим рок-звучанием, не дал песням ту аранжировку, в которой они задумывались. Собственно, ради этой мечты он и отправился на тот роковой концерт.