Другие записи сообщества
Девушка пинает немецкого военнопленного . Франция , 1944 г .
Азербайджанская свадьба . СССР , 1965 г .
Австралийские пловчихи на Олимпиаде в Стокгольме , 1912 г.
Уличный фокусник глотает меч. Китай, 1904 г
Австрийцы пытают военнопленного серба, то натягивая, то ослабляя петлю на шее. Королевство Сербия, 1916 г .
Невский проспект . Ленинград , 1943 г . Автор фото : Сергей Шиманский.
18-​летний немецкий пилот-​любитель Матиас Руст, посадивший свой самолёт «Сессна» на Красной площади в Москве обедает в советском суде, 2 сентября 1987 г. Автор фото : Юрий Абрамочкин .
15 июля 1410 года состоялось заключительное сражение «Великой войны» между Тевтонским орденом и польско-литовским союзом. Победа союза подорвала могущество крестоносцев и на долгое время перераспределила политические силы на востоке Европы. Эта история начинается в 1190 году в далекой Палестине. Во время Третьего крестового похода возникает немецкий монашеский рыцарский «орден дома Святой Марии Тевтонской в Иерусалиме». Задачи ордена были очень благородные: защита немецких рыцарей, лечение больных, борьба с врагами католической церкви. Чуть позже тевтоны обживаются на территории Прибалтики. Начинали они с приобретения земель у разорившихся феодалов, поглощали мелкие и слабые рыцарские ордена и постепенно окрепли настолько, что по своему влиянию могли соперничать с Римским Папой. Орден чеканил собственную монету, вел торговлю, открывал школы и между делом создал прекрасно обученное и дисциплинированное войско. Появилось войско – появилась и возможность проводить экспансивную политику против своих соседей. Начались так называемые Северные крестовые походы, несшие католицизм на Русь, Литву и Польшу. Естественно, вопросы веры были только прикрытием, а конкретными целями было расширение территорий и установление контроля над Балтикой. Больше всего доставалось Литве и Польше, поскольку они были ближе. Но и Русское государство не избежало набегов орденских войск. Правда, тевтонские рыцари на какое-то время воздерживались от походов на Русь, так как помнили о своем разгроме князем Александром Невским в 1242 году. После завоевания Пруссии рыцари серьезно решили заняться Великим княжеством Литовским. Но в 1385 году была заключена Кревская уния, по которой великий князь литовский Ягайло вступил в брак с польской королевой Ядвигой и стал польским королем. Именно новый король со своими сюзеренами должен был завершить христианизацию своих земель. Орден посчитал, что это только видимость, чтобы усыпить рыцарей, и не отказался от агрессивных действий в регионе. Аппетиты у ордена были большие, они хотели забрать себе Жмудь, Добжинскую землю и Гданьск. Были свои интересы и у Польши, но больше всего хотелось остановить продвижение рыцарей на восток. Война становилась неизбежной. Уже весной 1409 года начались первые боевые действия, которые все лето проходили с переменным успехом и осенью завершились перемирием. Но летом 1410 года война разгорелась вновь. 15 июля 1410 года, именно в этот день противники сошлись на большом поле близ деревень Грюнвальд и Танненберг. Против рыцарей объединились польские и литовско- русские войска. Поляки собрались в Вольборже, а литовцы и русские – в Гродно. Сколько сил было у ордена, историки спорят до сих пор. Несколько лет назад РВИО на страницах этого сайта подробно рассказывало о битве, но мы немного напомним. Принято считать, что союзников насчитывалось около 100 тысяч человек, (включая вспомогательные войска и обоз). Готовясь к решающему сражению, Ягайло обратился за помощью в Киев, ища помощи у татар, которые прислали 1500 всадников. Богемцы прислали 3000 воинов, помощь пришла из Чехии, Молдовы и России. Все понимали важность этой битвы. Тевтонское войско было чуть меньше – около 85 тысяч человек, и это была сильная, хорошо вооруженная и дисциплинированная армия. Тевтонские рыцари начали сражение, обстреляв противника из нового оружия – бомбард. Потом прошли встречные кавалерийские атаки. На левом фланге крестоносцы опрокинули татарскую конницу, которая также участвовала в битве, но добиться успеха не удалось. Оттеснив литовцев, рыцари не смогли преодолеть яростное сопротивление трех смоленских русских полков. Пока рыцари пытались справиться со смолянами, поляки и литовцы смогли перегруппироваться и перейти в атаку. Этот решительный удар привел крестоносцев в бегство по всему фронту сражения. Погиб и великий магистр ордена Ульрих фон Юнинген. Только из-за своей неорганизованности союзники не смогли на плечах неприятеля ворваться в столицу Ордена – Мариенбург. Победа была очень велика, она стала началом для заката Ордена, что способствовало возвышению Польши и Литвы в Восточной Европе.
15 июля 1606 года в голландском городе Лейден , в в многодетной семье состоятельного владельца мельницы родился нидерландский художник, гравёр, великий мастер светотени, крупнейший представитель золотого века голландской живописи Рембранд Харменс ван Рейн . Он сумел воплотить в своих произведениях весь спектр человеческих переживаний с такой эмоциональной насыщенностью, которой до него не знало изобразительное искусство. Работы Рембрандта, чрезвычайно разнообразные по жанровой принадлежности, открывают зрителю вневременной духовный мир человеческих переживаний и чувств. Человечеству понадобилось два столетия, чтобы в полной мере оценить значение творчества Рембрандта. Хотя ещё Джованни Кастильоне и Джованни Баттиста Тьеполо вдохновлялись его офортами, смелость Рембрандта-живописца и меткость его наблюдений в качестве рисовальщика впервые получили признание в XIX веке, когда художники реалистической школы Курбе (а в России — передвижники) противопоставили его глубоко прочувствованную поэзию света и тени беспрекословной чёткости и ясности французского академизма. Ещё сто лет назад самым большим собранием рембрандтовских полотен мог похвастаться Императорский Эрмитаж, однако в XX веке часть этого собрания была распродана, некоторые картины были переданы в Пушкинский музей, авторство других было оспорено. В течение всего XX века голландцы вели кропотливую работу по скупке полотен Рембрандта и их возвращению на родину; в результате этих усилий наибольшее число картин Рембрандта можно ныне увидеть в амстердамском Рейксмюсеуме .Одна из центральных площадей Амстердама, Botermarkt, в 1876 году получила современное название Площадь Рембрандта (нидерл. Rembrandtplein) в честь великого художника. В центре площади находится памятник Рембрандту. В амстердамском доме художника с 1911 года также действует музей, где выставлены преимущественно офорты. В 2009 году именем художника был назван кратер на планете Меркурий, являющийся одним из самых больших в Солнечной системе. Работники Государственного музея в Амстердаме решили принести искусство Рембрандта поближе к людям. В апреле 2013 года они «оживили» картину «Ночной дозор», создав целый спектакль, и перенесли его действие на территорию большого торгового центра. 31 октября 2013 года в городе Йошкар-Оле (Республика Марий Эл) был установлен бронзовый памятник Рембрандту (скульптор — Андрей Ковальчук). Рейксмюсеум, художественный музей в Амстердаме, создал картину Рембрандта «Ночной дозор» в гипер-разрешении. Изображение состоит из 528 отдельных фотографий, сделанных в рамках проекта Operation Night Watch.
15 июля 1099 года после месячной осады войска крестоносцев ворвались в Иерусалим. Успешный исход осады привёл к завершению Первого крестового похода и созданию в Малой Азии государств крестоносцев. К концу XI века в Западной Европе в силу целого ряда причин (прежде всего экономического и демографического характера) создались предпосылки для крестового похода с целью освобождения Гроба Господня. В этих обстоятельствах 26 ноября 1095 года римский папа Урбан II на Клермонском соборе призвал отправиться на Восток и освободить Иерусалим от мусульманского владычества, заявив, что храбрые воины после победы получат отпущение всех грехов и освобождение от долгов. Призыв вызвал всеобщее воодушевление и привел к стихийному организованному походу бедноты, который окончился полным провалом — его участники были перебиты сельджуками. Только через два года, в 1097 году, было собрано объединённое войско из нормандских, французских и германских рыцарей, которое и двинулось на Иерусалим. Чтобы дойти до назначенной цели, им потребовалось более двух лет. Особенно долгой стала задержка, связанная с осадой Антиохии. После того как город был взят, началась эпидемия тифа, из-за чего войско крестоносцев сократилось. Им пришлось выждать ещё полгода, прежде чем они смогли восстановить силы и продолжить свой поход. Следующая задержка произошла уже в 1098 году — предводитель святого войска граф Раймунд Тулузский решил взять город Маарру, жители которого оказали ожесточенное сопротивление. После взятия и разграбления Маарры крестоносцы осадили Триполи, но так и не смогли его взять. Только после этого было решено наконец двигаться на Иерусалим. В результате всех этих задержек войско крестоносцев подошло к стенам Иерусалима только 7 июня 1099 года. Хроники сообщают, что в момент, когда перед крестоносцами предстали заветные стены, воины упали на колени и начали молиться. Несколько попыток штурма города окончились неудачей, и уже казалось, что крестовый поход заканчивается провалом — христианская армия голодала, так как мусульмане захватили корабли с продовольствием, а на помощь осажденным из Египта уже двигалась фатимидская армия. Чтобы воодушевить войско, священники предложили совершить крестный ход под стенами города. 8 июля крестоносцы босиком с молитвами прошли вдоль стен Иерусалима, что вызвало насмешки со стороны мусульман, забравшихся на стены поглазеть на странное зрелище. Из-за насмешек «неверных» крестоносцев охватил «священный гнев» — войско воодушевилось, готовое в едином порыве сложить голову за веру. В считанные дни были построены осадные башни, метательные машины и начат штурм. Утром 14 июля 1099 года на Иерусалим полетели первые стрелы и камни. В ответ на захватчиков с большой высоты выливали кипящую воду и кидали горящие тряпки и доски. Под непрекращающимся обстрелом крестоносцы начали придвигать к стенам Иерусалима осадные башни, однако им помешал опоясывающий город глубокий ров, который не успели до конца засыпать. Наступила ночь, в ходе которой обе стороны бодрствовали — мусульмане боялись, что последует новая атака, а христиане опасались, что осажденным удастся каким-то образом поджечь осадные орудия. Утром 15 июля, после общей молитвы и песнопений, христиане подняли сотни знамён и стальными клиньями устремились к стенам. Арбалетчики меткими выстрелами вызвали панику среди оборонявшихся, что дало возможность засыпать ров и беспрепятственно приблизить башни к крепостным стенам. Лучники смели со стен защитников, после чего толпы воинов и рыцарей в священном рвении и экстазе бросились на стены, разя длинными обоюдоострыми мечами и тяжёлыми топорами, переламывая арабские кривые сабли, разбивая кожаные шлемы и чалмы, сметая всё на своём пути. Это стало переломным моментом в атаке — крестоносцы под непрекращающийся рёв и воинственные крики перекинули на стены деревянные мостки и, разметав защитников, толпами устремились за стены. Первым, согласно преданию, прорвался рыцарь из Лотарингии Летольд, за ним последовали Готфрид Бульонский и Танкред Тарентский. Раймунд Тулузский, армия которого штурмовала город с другой стороны, узнал о прорыве и тоже устремился в Иерусалим через южные ворота. Увидев, что город уже пал, эмир гарнизона башни Давида решил капитулировать и открыл Яффские ворота. После этого в городе началась резня. Крестоносцы убивали не только воинов, но и простых жителей, не разбирая их веры и не щадя ни женщин, ни детей. 16 июля Иерусалим представлял из себя страшное место — его улицы застилали трупы, почти все население города было перебито. Взятие Иерусалима 15 июля 1099 года отмечено во всех исторических источниках начала XII века. После падения города правителем новообразованного Иерусалимского королевства стал Готфрид Бульонский. Набожный Готфрид не захотел называться королём в городе, где Христос был коронован терновым венцом, поэтому 22 июля 1099 года принял титул Защитника Гроба Господня. 1 августа был избран первый латинский патриарх Иерусалима — им стал Арнульф Шокесский. Он допросил нескольких чудом уцелевших горожан, от которых узнал местонахождение священной реликвии — Животворящего Креста, на котором распяли Иисуса, что вызвало новый религиозный подъем.