Одним из символов советской эпохи, оставившей яркий след в истории нашей Родины, является зеленая настольная лампа. Как-то на заре советской власти Надежда Крупская подарила своему мужу настольную керосиновую лампу с зеленым абажуром. Создатель первого в мире социалистического государства Владимир Ильич Ленин просиживал за документами и книгами по 12-15 часов в сутки, и заботливая супруга считала, что мягкий свет лампы убережет зрение вождя мирового пролетариата. Лампа с плафоном в форме гриба практически сразу же стала неотъемлемым атрибутом рабочего стала Ленина и настолько ему полюбилась, что даже после массового появления электрических настольных светильников не стал списывать со счётов драгоценный подарок супруги и поменял керосинку на патрон. В скором времени поступило партийное распоряжение установить лампы с зелеными абажурами на столах Ленинской библиотеки. С тех пор началась история легендарной зеленой лампы, олицетворяющей свет и надежду на светлое будущее. Название культового светильника было заимствовано в рассказе известного писателя Александра Грина и литературно-философского движения в Париже «Зелёная лампа». В дальнейшем прибор стал появляться в кабинетах практически всех крупных политических деятелей и министров. Популярность зеленой лампы не обошла и кинематограф и даже просочилась за пределы Советского Союза. Американцы, слегка модернизировав светильник, стали активно использовать его в своих публичных библиотеках. С началом «сталинской эпохи» в кабинетах власти появилась настольная лампа с тканевым абажуром, являвшаяся символом патриотизма, престижа и верности владельца кабинета идеалам советской власти. Она выпускалась с 1930-х по 1950-е годы ограниченными тиражами исключительно для кабинетов высших руководителей СССР, в том числе первых народных комиссаров промышленности СССР (наркомов). Позднее такая настольная лампа получила в народе название «Наркомовская». Этими настольными лампами также награждали и премировали, они были знаком высокого статуса. Художественный образ настольной лампы отличается удобством пользования и домашней теплотой с отсылкой к славянской русской культуре. Металлический абажур своей высокой полукруглой шапкой стилизован под русский национальный головной убор 16-го века. У последующих моделей ламп абажуры имели более сглаженную верхнюю часть. Округлое металлическое основание лампы украшалось резными элементами растительного орнамента в русском стиле, а стойка изготавливалась из ценных пород дерева. Частью абажура была цветная плиссированная ткань (разных цветов, чаще всего зеленого), работающая на просвет и обеспечивающая декоративность элемента «Серп и молот» в обрамлении оливковых ветвей. В сталинский период работа в больших кабинетах высших эшелонов власти часто затягивалась до поздней ночи, и в таких условиях настольная лампа являлась необходимым атрибутом. Она обеспечивала нужную освещенность письменного стола для ночной работы, не мешая руководителям отдыхать и спать на диване. Такими лампами комплектовались кабинеты Кремля и советских наркомов, в том числе руководителя СССР И. В. Сталина, она ставилась на стол президиумов различных съездов, лампа запечатлена на множестве исторических плакатов и фотографий.