Другие записи сообщества
Отличные мультфильмы для вечернего просмотра
История разводов: от Древней Руси до России XX века. Разводились боги и люди, духи и литературные герои. Развелся египетский бог земли Геб с богиней неба Нут. Разводился, ссылая жен в монастырь, Иван Грозный. Хотел развестись с Анной Карениной ее муж Алексей Александрович Каренин. Рассказываем о том, как относились в такому явлению у нас на родине: начиная от истории Древней Руси и заканчивая современной Россией XX-го века.  Как именно разводились на Руси до ее крещения, сегодня доподлинно неизвестно. Известно только, что разводились, причем, судя по всему, достаточно активно — даже христианство не смогло положить этому конец и вынуждено было с этим как-то сообразовываться. Начиная с одиннадцатого века руководство семейными делами на Руси было передано Церкви. «Устав князя Владимира Святославича о десятинах, судах и людях церковных», изданный на рубеже тысячелетий, передает в ведение церковного суда многочисленные категории дел, в том числе о ведовстве и еретичестве, незаконных связях и изнасилованиях.  Как именно должен был пастырь мирить или разводить поссорившихся супругов, князь Владимир умалчивает. Но об этом более подробно говорится в первом письменном своде законов — «Уставе князя Ярослава о церковных судах», который был издан в середине одиннадцатого века и расширен преемниками князя. За самовольный развод с женой «Устав» предлагал карать мужа рублем или гривной, причем сумма менялась в зависимости от социального статуса супругов. Интересно, что сумма, которую получала жена «за сором», совпадала с суммой, которую получал митрополит, хотя он «сорому» и не терпел.  За самовольный развод с женой в XI в. на Руси муж карался рублем  А вот за развод по взаимному согласию штрафовали по-разному, в зависимости от того, был ли брак венчанным. Развод невенчанных супругов стоил шесть гривен, венчанных — двенадцать. Впрочем, в те годы простой народ на Руси в основном жил в невенчанных браках — Церковь этому не препятствовала и такие браки признавала.  «Устав Ярослава» запрещал разводиться с женой, которую поразил «лихой недуг», слепота или «долгая болезнь». С больным мужем тоже нельзя было разводиться. Не рекомендовалось также разводиться с женами, которые были изобличены в чародействе, волшбе и изготовлении зелий, — таковых жен мужьям надлежало воспитывать. Побои, наносимые мужу женой, не рассматривались как причина для развода.  «Устав» предусматривал и законные причины для развода — все они были связаны с провинностями жены. Так, мужу следовало бросить жену, которая, узнав о готовящемся покушении на князя, не сообщила об этом своему супругу. В числе прочих причин были доказанное прелюбодеяние, покушение на убийство мужа или недонесение о готовящемся на него покушении, а также воровство у мужа.  У жен, живших по «Уставу», не было права не только на игрища, но и на развод. Значительно либеральнее подходили к этому вопросу новгородцы: они разрешали женщинам разводиться с мужьями-импотентами. Кроме того, если муж «начнет красть одежду жены или пропивать», развод новгородцами не поощрялся, но допускался: обворованная жена могла купить себе свободу ценой трехлетней епитимьи. И наконец, та же епитимья разрешала проблему, «если будет очень худо, так, что муж не сможет жить с женой или жена с мужем».  У жен, живших по «Уставу князя Ярослава», не было права на развод  Иногда мужья отсылали жен под самыми неожиданными предлогами. Так, в середине четырнадцатого века великий князь Владимирский и Московский Симеон Гордый развелся, уверяя, что жену «испортили» на свадьбе и ночью она кажется ему мертвецом. Впрочем, второй муж Евпраксии, фоминский князь Федор, ничего подобного за женой не заметил и благополучно родил с ней четырех сыновей.  Документы пятнадцатого века свидетельствуют, что развод разрешался, «аще муж не лазитъ на жену свою без совета» и «аще муж на целомудрие своей жены коромолит» — то есть клевещет. При этом, если в семье были дети, муж должен был оставить им и жене все свое имущество.  Документы XV века свидетельствуют о том, что развод разрешался  Если говорить о формальностях, то развод, при котором один из супругов постригался в монастырь, обычно сопровождался заключением специального документа — «разводной записи», в котором супруги расписывались в своем взаимном согласии. Впрочем, уделом разведенной жены в семнадцатом веке не обязательно становился монастырь.  В начале восемнадцатого века петровские реформы, всколыхнувшие самые основы государства, не обошли и семейное законодательство. С этого времени процедура развода усложняется, через некоторое время развод по взаимному согласию попадает под запрет. Правда, у жен теперь была вполне реальная возможность избавиться от мужа, обвинив его в жестоком обращении, но это вело не к разводу, а только к разлучению супругов. Отделаться от первого мужа таким способом было возможно, а вот обзавестись вторым — нет.  С начала XVIII в. развод по взаимному согласию попал под запрет  Новшеством стало провозглашенное указом Петра I прекращение брака с лицами, осужденными на вечные каторжные работы. Петр весьма логично обосновал свое постановление: ссылка приравнивалась к гражданской смерти, поэтому ссыльный становился «подобно якобы умре», а значит, и супруг его автоматически приравнивался ко вдовцу или вдовице. Неспособность одного из супругов к брачному сожительству признавалась уважительной причиной для развода, но ее приходилось долго доказывать. Основной причиной, по которой Церковь в синодальный период (с 1700 по 1917 год) допускала развод, было прелюбодеяние, причем не только жены, но и мужа (раньше муж отделывался епитимьей). Практическая невозможность разойтись по любой другой причине, кроме прелюбодеяния, толкала супругов на необходимость выслеживать друг друга и поливать грязью.  Невозможность получить законный развод привела к тому, что в восемнадцатом веке среди низших слоев населения получили распространение так называемые «разводные письма», которые не имели юридической силы, но все же придавали фактическому разрыву супругов какую-то видимость приличия в глазах окружающих. Супруги подписывали эти письма друг для друга, после чего порой вступали в новый «брак», который не признавался ни законом, ни Церковью, но иногда признавался друзьями и родственниками. Это было продолжением традиции, идущей еще со времен Ярослава. Нередко случалось, что такие письма, вопреки указам Синода, оформляли для своих прихожан сами священники. В 1730 году Синод издал указ, в котором осудил эту практику и пригрозил нарушителям «тяжким штрафом и лишением священства».  По переписи 1897 года, на 1000 женатых мужчин приходился 1 разведенный Число разводов постепенно росло, однако вплоть до революции 1917 года оставалось ничтожным по сравнению с общим количеством браков. На страну с многомиллионным населением в 1840 году приходилось 198 разводов, в 1880 — 920, а в 1890 — 942. Согласно данным переписи 1897 года, на 1000 женатых мужчин приходился один разведенный, а на тысячу замужних женщин — две разведенные, хотя фактически распавшихся семей было во много раз больше.  Российская православная церковь значительно расширила права супругов на развод практически одновременно с советской властью (на соборе 1917—1918 годов).  После Октябрьской революции 1917 года, в рамках проведения реформы семейного законодательства, был принят важнейший законодательный акт в истории разводов — декрет «О расторжении брака», на основании которого бракоразводные дела изымались из компетенции Церкви и передавались в ведение местных судов. Дела о разводах отныне могли возбуждаться по одностороннему заявлению супруга.  Когда новые церковные законы еще только обсуждались, член Поместного собора, крестьянин из Ярославской губернии Н. Г. Малыгин, сказал: «Не губите деревни принятием этой статьи; там эта статья совершенно неприменима. Если принята будет эта статья, то в деревне хоть каждый день разводись». Подобной точки зрения придерживался и крестьянин из Олонецкой губернии, член отдела церковной дисциплины А. И. Июдин — он опасался, что «теперь мужья будут нарочно избивать жен, чтобы те подали на развод, и заявил, что свобода разводов приведет к служению антихристову».  С 1926 года процедура расторжения брака еще более упростилась. Браки расторгались прямо в органах ЗАГСа, причем без обязательного присутствия второго супруга. Однако уже в 1944 году процедура развода вновь ужесточилась. Теперь брак, как и в былые времена, расторгался в судебном порядке, причем суд имел право отказать в удовлетворении такого иска, даже если на разводе настаивали оба супруга. Дела о расторжении брака рассматривались сначала народным судом, призванным принять меры к примирению супругов, а затем судом второй инстанции, рассматривавшим вопрос уже по существу.  С 1969 года процедура развода снова стала либеральной. Теперь брак можно расторгнуть через орган ЗАГС, и лишь при отсутствии согласия второго супруга, наличии в семье несовершеннолетних детей и некоторых других обстоятельствах спор о расторжении брака разрешается судом.  В России «развестись» нельзя вообще. Термина «развод» не существует  Сегодня в России «развестись» нельзя вообще, и термина «развод» не существует. Вместо него говорят: «Расторжение брака». Особой разницы нет, тем не менее слова «развод» в Семейном кодексе РФ вы не найдете. А расторгнуть брак достаточно просто — проще, чем в большинстве стран мира. При взаимном согласии супругов и при отсутствии детей это можно сделать через ЗАГС. Остальные должны обращаться в суд. В 2007 году в нашей стране на тысячу человек населения пришлось 4,8 развода.
Вечерняя Казань
Подборка добрых фильмов для уютного вечера
Спокойной ночи, казанцы!
Победители благотворительного конкурса фотографии «The Nature Conservancy»
Доброе утро, Казань!
Невероятно красивые фотографии российского фотографа, которые наполнены настоящей магией by hobopeeba
Собачья шерсть: как и что она может вылечить Наверное, многие слышали о лечебных свойствах собачьей шерсти. Сегодня в аптеках можно купить пояса и другие изделия из нее. Действительно ли собачья шерсть такая чудодейственная? И от чего она может вылечить? Каковы полезные свойства собачьей шерсти? Сторонники такого метода лечения утверждают, что собачья шерсть не только обладает прекрасными согревающими свойствами, но и благотворно воздействует на сердечно-сосудистую систему. В отличие от шерсти многих других животных она обладает высокой гигроскопичностью и, поглощая влагу, выделяет тепло. При этом тело остается сухим. Кроме того, в состав шерсти собак входят поверхностно-активные вещества, которые, проникая через кожу, благотворно влияют на состояние организма. Она нейтрализует отрицательные электрические заряды на поверхности тела, вызывает обильный приток крови к больным местам, что аналогично эффекту иглоукалывания. Благодаря ей улучшаются циркуляция крови, питание тканей, активизация мышечной деятельности, уменьшаются отеки. Научные исследования доказали, что натуральная шерсть собаки обладает обезболивающими, противовоспалительными и общеукрепляющими свойствами, способствует повышению иммунитета. При этом эффект тем сильнее, чем более «кусачей» является шерсть: это происходит за счет стимуляции нервных окончаний. Какие изделия из собачьей шерсти используются для лечения? Самое популярное изделие из собачьей шерсти — пояс-бандаж. Считается, что он прекрасно помогает при радикулите, остеохондрозе, мочекаменной болезни, ревматизме, простатите, болях в суставах. Действительно, он предохраняет поясницу от сквозняков, согревает, снимает мышечные спазмы, улучшает отток крови из вен. Носить такой пояс лучше на голое тело, тогда лечение будет более эффективным. Помимо поясов, из собачьей шерсти вяжут носки, наколенники, шапки, шарфы, рукавицы и даже свитера. Они прекрасно защищают от морозов и также оказывают лечебное воздействие. Вот что говорится в труде А.М. Тартак «Золотая книга-4, или здоровье без лекарств»: «Изделия из собачьей шерсти имеют лечебный эффект: головные боли успокаивает «собачья» шапочка или повязка; при отите (боли в ухе) — повязка; при шейном остеохондрозе и ангине — шарф или воротник; при бронхите — майка или жилет; при воспалении легких наденьте кофту; при радикулите — пояс. Если болят кисти рук — Вам помогут варежки или перчатки; при болях в ногах — носки; при болях в коленях — наколенники…» Шерсть каких пород следует использовать? Не всякая шерсть годится для изготовления лечебных изделий. «Самыми “горячими” считаются “кавказцы” и азиатские овчарки, — говорит врач-терапевт Виктор Николаев. — Хороший тепловой эффект оказывают изделия из шерсти лаек, ньюфаундленда, чау-чау, а также колли. Но в помещениях эти изделия лучше не надевать, поскольку в них очень жарко. Шерсть южнорусской овчарки имеет способность полностью отталкивать от себя влагу. Из нее вяжут шапки и береты (даже в дождь волосы останутся сухими). Также не боится влаги и шерсть черного терьера. У афганской борзой шерсть очень прочная, а изделия из нее имеют красивую расцветку. Шерсть чау-чау вылечивает заболевания горла, болонки – болезни в области гинекологии, московской сторожевой – радикулит, “кавказца” — насморк и простудные заболевания, восточно-европейской овчарки – спину, суставы и связки». И все же не стоит рассматривать собачью шерсть как панацею от недугов. «Истина все-таки посередине, – заявляет врач-ревматолог Павел Евдокименко. – Изделия из любой шерсти, собачьей в том числе, обладают эффектом сухого тепла. А сухие компрессы действительно показаны при многих заболеваниях спины и суставов… Опасна сама тенденция – преувеличивать исцеляющие свойства собачьей шерсти. Как правило, продавцы “народных средств” лечения забывают сказать о главном – о противопоказаниях. Вряд ли такие изделия пойдут на пользу аллергикам» ©  Рамблер
А режим как у жаворонка...