ㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤ#кр_мнение@roroclub ?
ㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤхㅤхㅤх
ㅤㅤㅤㅤㅤ#romanceclub #клубромантики
На волне обсуждения анонса новой истории люди снова заговорили о ведьмах, инквизиции и всем том, что нам не дали в КР. Вот вам небольшое размышление на данную тему, почему нам, возможно, не дают тот самый долгожданный сеттинг.
Чаще всего просят именно охоту на ведьм, дарк фэнтези с кучей крови, разными расами, продуманной системой магии и тд. Разумеется, все фэнтези - одно сплошное допущение, построенное на мысли "А что, если". Как и любая фантастика и вообще любая проза, не приближенная к нашим реалиям. Само фэнтези в отдельно существующем мире, высокое фэнтези, написать достаточно просто. Есть вполне рабочие схемы, уже написанные расы (эльфы, гномы, орки), взаимоотношения между ними, языки, разные государства и даже менталитет. Представление о высоком фэнтези в нас формируют, в основном, произведения Толкина. Именно оттуда мы знаем, как выглядят и как ведут себя прекрасные эльфы и о суровом нраве гномов. Нет нужды описывать все это заново - читатель, открывая книгу, уже находится в контексте происходящего, можно сразу перейти к сюжету и главным героям. Очень часто высокое фэнтези также упирается в мифологию, в основном, кельтские мифы. Оттуда к нам пришли фэйри, келпи, банши и многие другие (ps система формирования мифологии на западе очень запутана, в связи с огромным количеством отдельных наций, религий, и все это на относительно небольшой территории Европы смешалось так, что сейчас сложно единоверно трактовать значение отдельных существ. Можно проследить, откуда берут начало, например, мифы о фэйри, но они прошли неимоверное количество переизданий и уже тяжело вспомнить, кем они задумывались изначально).
Писать по такому шаблону - не особо сложно. По сути, все было придумано уже до сценариста истории, осталось лишь развернуть в этих декорациях сам сюжет. Однако мне очень не хочется видеть подобное в КР по одной простой причине: клише. Если вы читаете много книг в данном жанре, то наверняка тоже начали уставать от одного и того же мира, кочующего из одной истории в другую. И от одного и того же сюжета, построенного по всем мифологическим канонам. Даже архетипы персонажей всегда одни и те же. Хочется чего-то свежего (имхо).
Второй путь, по которому может пойти сценарист, создавая фэнтези - написать свой собственный мир. Такие попытки в КР уже есть - ЦиОТ, например. История основана на мифах народов центральной Америки, но повествует о классической академии магии. Такой подход дает неограниченный простор воображению, но есть одно большое "НО". Мир нужно продумать максимально досконально, чтобы он не выглядел как картонка за спиной главных героев, меняющаяся по воле автора. Чтобы история работала, мир должен играть по своим законам, а не видоизменяться в угоду сюжета. Физика мира, законы магии, расы, культуры, валюты, флора и фауна, погода и атмосферные явления, система обучения, города и народы - это лишь малая часть того, что следует прописать до начала истории. Что, понятно, отнимает кучу времени, если подходить к миру с умом и вниманием к деталям (а мы на это и рассчитываем, как читатели, которые хотят потреблять качественную литературу). Неплохой пример - СТ от Винси. История со своими огрехами, но прописанным лором, своей картой и историей. Например, Винси объясняет в одной из серий, почему в ее истории нет азиатов - они живут за морем, куда гонял предок Рейнхольда за розочками.
В общем, такой подход мне нравится гораздо больше. Хотя тут вряд ли сыграет троп с ведьмами и инквизицией. Дело в том, что для существования инквизиции нужен а) религиозный бэкграунд и б) уязвимость магической системы. Если ведьмы будут достаточно сильны, никакая инквизиция их не достанет. Должен быть существенный рычаг влияния на всех магических существ, чтобы загонять их под палку и на костры. Для этого нужна хорошо прописанная система магии, объясняющая, как она работает и откуда берется. Но это ограничивает возможности для сюжетных ходов - нельзя сделать ведьм всемогущими, прописать под финал грандиозную битву против обычных людей. Такая вот ограниченная магия обычно представлена в книгах как очень близкая к природе, основанная на волшебных свойствах трав и минералов, обрядах на крови, заклинаниях и рунах. Как таковой зрелищности со спецэффектами, порталами и волшебными тварями здесь не получится. Я была бы не против такого расклада в альтернативной вселенной, но пока не представляю, кто мог бы написать такую историю. Возможно, Алиса, но она пока занята СН2 и наверняка уже где-то в головах директоров КР зреет план по СН3. Здесь правда очень важно прописать мир без сюжетных дыр, все объяснить, а хронометраж визуальной новеллы сильно ограничен для раскрытия всех сюжетно важных деталей. И пока мне сложно представить оригинальное фэнтези в рамках КР. Возможно, новые сценаристы с этим справятся когда-то, но удержать баланс между динамикой сюжета и раскрытием мира мне пока кажется задачей неосуществимой (люди будут говорить, что слишком нудно, затянуто и где шпех с фаворитом в первом сезоне, а это мы только с одним городом плюс-минус разобрались).
Третий путь, по которому отчасти пошла Арина в ЛВ. Это магия, которая вписана в реальную историю, и это, наверное, самый сложный путь из всех. Пока не совсем ясно, как работает магия в ЛВ, но тут есть та самая охота на ведьм, стилизованная под современную борьбу за права меньшинств. Почему Арина не взяла средневековый сеттинг? На самом деле, тут очень много нюансов, которые по незнанию игнорирует большая часть фандома.
Например, инквизиция, которой предписывают сжигание ведьм и охоту на рыжих, вовсе не занималась чем-то сверхъестественным. По сути это было церковное подразделение полиции для иноверцев. Инквизиция ходила по городам и деревням, узнавала, есть ли люди, которые не исповедуют христианство, стучалась к ним в дверь и просила показать крестик. Вызывала на допросы, иногда сильно мучала, выбивая признание. Милость инквизиции получить было довольно просто - признать свою религию говной и поверить в бога, покаяться и покреститься. Никаких кровавых убийств и облав инквизиция не устраивала, хотя бы потому, что кровь было запрещено проливать церковью. А вот государственные органы власти такими запретами ограничены не были. Охота на ведьм в средние века и инквизиция - это два абсолютно разных явления, организованные двумя разными институтами. Людям в средневековье, крещенным по всем канонам церкви, было сложно понять, откуда берется разруха, неурожай и природные катаклизмы. Вроде же все делают правильно и в бога верят, что же не так? Проще всего было обвинить во всем дьявола и его злые силы - ведьм, которые насылали на деревню засуху и тем самым обрекали все население на голод и бедность. Государствам в то время такая повальная ненависть к ведьмам была выгодна - пока люди винят во всем злые силы, никто и не подумает, что наверху творится коррупция, транжирство налогов и полная чернуха. Устраивались показательные казни и костры, ведьмой мог стать любой неугодный, отличающийся своим мнением от большинства.
В исторические реалии сложно вписать настоящую магию. Первый сценарий - о настоящих ведьмах никто не знает, и они скрываются в подполье от обычных людей, колдуя себе тихонько хлеб и воду. Второй сценарий - полноценное государство с ведьмами во главе. Оба сценария сработают не очень хорошо. Первый - потому что играть за зашуганную главную героиню без каких-либо перспектив для развития магии немного так скучновато и даже как-то с налетом отчаяния. Не будет тут заветных спецэффектов, просто негде их вставить. Одна ведьмочка против толпы разъяренных крестьян, при условии, что она не Мэри Сью с фаерболами в сумочке и может разнести пару вооруженных верой, мечами и камнями отрядов, а потом убежать в лес и организовать восстание. Во втором варианте спецэффекты тоже не канают, сюда укладывается только такая вот тихая природная больше теоретическая магия, описанная мной выше, потому что иначе образуется огромная дыра в истории: почему такие всесильные ведьмы еще не подмяли под себя людей?
Как раз на этот вопрос Арина пытается ответить инициацией ведьм, хотя все еще неясно, как магические существа могли проиграть основные козыри обычным людям. Этот же вопрос не раскрыт в пресловутом Гарри Поттере. Даже при небольшой численности самих магов, но с драконами, взрывными заклинаниями и метлами, они вполне могли переписать историю под себя и сделать обычных людей своей прислугой. Тем более, что к сквибам и маглам примерно так и относятся, с презрением и толикой отвращения. А ведь это Великобритания, Европа, где территория весьма и весьма ограничена и война за ресурсы (особенно при монополии на промышленность у гоблинов) была бы неизбежна.
Городское фэнтези, где ведьмы, вампиры и оборотни с грехом пополам дожили до нашего времени, образовали свои небольшие коммуны и колдуют в свое удовольствие - самый простой сценарий из всех. По сути, вырастает из первого сценария, который я описала. Нереально вписать в нашу историю магические академии, которые тоже просят люди в комментариях. Либо ведьмы слишком слабы для борьбы с людьми, либо слишком сильны и постепенно перебьют всех обычных людей.
Еще один пример, показывающий тот самый расклад, при котором ведьмы могут выжить в нашей религиозной истории - ПоКН. Есть шезму под каблуком фараона, которые слушаются его потому что (просто потому что, не знаю я почему, Реми не сказала), есть шезму на подсосе, про которых знают все и все к ним за помощью обращаются по своим каналам, но на них охотятся эпистаты. Компании Эвы, про которую, опять же, уже знают все и не стремаются в лицо им это говорить, удается выживать только за счет глупости местной охоты на ведьм в лице Амена и его подручных. Согласитесь, хочется, чтобы соперники были на равных в интеллектуальном плане, иначе получается какая-то муть. И вот получается, что гипотетически подмять под себя людей шезму могут - в маленьких деревнях без них никуда. Но получается наоборот, люди подминают их под себя потому что потому. Почему - сюжетная дыра, но в таком виде вполне реально дожить до наших дней (при условии, что охотятся на ведьм только дураки).
В ЛВ явно должен всплыть фактор, который помог людям приструнить все волшебные расы, потому что пока я не вижу четкой причины уходить в подполье. Да, людей больше, но история не раз и даже не два показывает, что при грамотной стратегии можно выигрывать и с меньшей армией. Более того, чтобы держать ведьм под собой, нужно, чтобы люди сами понимали природу магии и могли что-то там такое интересное придумать, чтобы всех контролировать. А в средние века от всей магии отпрыгивали на три метра в длину и высоту, потому что боялись происков Сатаны и не попасть в рай после смерти.
Наиболее логичным развитием событий является господство магии над людьми или их союз, основанный на людской работоспособности и магических плюшках. Но тогда теряется троп войны с обычными людьми. Да и я, на самом деле, не представляю, что именно люди могут дать магам.
Сейчас в комментариях скажут о том, что манали мы эту вашу историческую достоверность, дайте нам просто коммуну ведьм в лесу, прыгающих девочек через костер и симпотного охотника, который предает свои идеалы ради любви. Нет, ребят, оно так не работает. Основная задача автора - написать историю, в которую ты веришь, а не думаешь "а как так получилось" до самого финала. Средние века - это настоящая муть из религии, восстаний и чернухи. Вписать туда ведьм и проконтролировать, чтобы все было логично и четко структурированно - невероятно сложная задача для сценариста. Мало кто захочет сидеть над книжками по истории и википедией ради своей истории, что уже нам демонстрировал КР. Даже если вы хотите альтернативную вселенную, нужно написать, почему там, в отличие от нашей, все это возможно.
И да, историческая достоверность - это важно, потому что большая часть информации нам сейчас поступает из фильмов, книг и игр, а если они написаны просто от балды, а мы в это верим, получается коллективная безграмотность. Раньше мы имели представление о Древней Греции из мифов и исторических фильмов. А сейчас люди узнают о пантеоне из Ярости Титанов и пребывают в абсолютной уверенности, что Аид был Аидой. В рамках ретеллинга такой ход вполне себе возможен, но чтобы это понимать нужно знать первоисточник. Для сценаристки Покоряя Версаль можно не знать всех королей Франции по имени, но иметь представление о том, что это за время вообще - необходимость. Потому что именно такой подход отличает качественную литературу от всего остального.
Мне бы хотелось почитать про ведьм в Средние века, но в хорошей истории, с выстроенной логикой мира, своими правилами и законами, которые не нарушаются просто потому, что автору так захотелось. В такие истории не веришь, не хочется остаться в них подольше и почитать продолжение. Хочется только дочитать для галочки и понимать все мемы в фандоме. Давайте не забывать о том, какой это адский труд - прописывать свой мир. Даже такие гиганты, как Джоан Роулинг, оставляют за собой сюжетные дыры. А в рамках трех сезонов новеллы вопросов без ответов будет еще больше, некуда просто эти ответы вставить, особенно под эгидой "хотим больше секса с фаворитами". Лучше я почитаю очередное городское фэнтези, в котором все понятно, чем средневековое болото, где непонятно ничего, кроме того, что фавориты горячие, а ведьмы магические. Но это мое личное мнение, которое претендует только на данный пост.