«Троица» — одна из самых знаменитых русских икон. Она создана в первой половине XV века и сейчас хранится в Третьяковской галерее. Большинство историков сходятся на том, что ее написал прославленный иконописец Андрей Рублев. Рассказываем, что особенного в композиции образа, почему он отличается от привычных и какие детали имеют символическое значение. Установить точное авторство для средневекового произведения очень сложно: исторические факты можно интерпретировать по-разному, да и самих фактов к нашему времени сохранилось немного. Специалисты делают вывод о живописи Рублева на основе старинных документов. Икона упомянута во вкладных книгах Троице-Сергиева монастыря 1639 и 1673 года. Они, в свою очередь, цитировали еще более древний документ — отписные ризные книги 1574–1575 годов. Эти записи сообщали, что икона «Троица» находилась в местном ряду иконостаса Троицкого собора — то есть в том ряду, где обычно находится храмовая икона. Храмовой называется икона с изображением того праздника или святого, в честь которого освящен конкретный храм. Также об этой иконе сообщал документ XVII века «Сказание о святых иконописцах». В нем написано, что именно Андрей Рублев исполнил «Троицу» по просьбе тогдашнего настоятеля Никона «в похвалу отцу своему Сергию Радонежскому». Опираясь на эти сведения, многие специалисты считают, что именно Андрей Рублев создал икону, ставшую знаменитой на весь мир. Иконописцы издревле сталкивались со сложностью в передаче образа Троицы: изобразить Триединство само по себе невозможно, ведь Господь непознаваем и неизобразим. Поэтому художники показывали эту важнейшую идею христианства символически. Чаще всего — с помощью сюжета «Гостеприимство Авраама» из Ветхого Завета. Господь явился Аврааму у дубравы Мамре в жаркий день. Праведник сидел у шатра, когда поднял взгляд и увидел, что «три мужа стоят против него». Он понял, что перед ним предстал сам Бог, и обратился к путникам: «Владыка». Праотец пригласил Господа отдохнуть и велел жене Сарре испечь хлеб, а слуге (отроку) приготовить молодого теленка. Большинство икон описывают эти детали подробно: в сюжетах изображается Сарра, юноша с теленком, Авраам под деревом. Но в Троице Рублева сюжет сосредоточился только на трех путниках. Фигуры настолько вплотную подведены к полям иконы, что других персонажей здесь даже невозможно представить. Именно поэтому икона принципиально отличается от более ранних вариантов иконографии: она воспринимается именно как моленный образ, который нацелен на цельное, сильное духовное переживание, а не на рассказ о событии.
Другие записи сообщества
Акварели Morten E Solberg
Альфо́нс Мари́а Му́ха (1860 – 1939)
Художник Gaston Bussiere (1862-1928)
Прекрасные графические работы от William Hyde
Люди привыкли воспринимать фотокамеру исключительно как устройство для фотографирования. А Грегори Кольбер (Gregory Colbert) видит в ней музыкальный инструмент, на котором может играть человеческий глаз.
Сальвадора Дали называют самым необычным художником XX века. Его талант был несомненным, а эпатажные поступки заставляли окружающих думать, что у этого человека не все в порядке с головой. На протяжении всей своей жизни художник вел дневники, которые стали доступными читающей публике только после его кончины. Но даже эти записи не могут дать четкий ответ, кем же на самом деле был Сальвадор Дали – странным, но чрезвычайно талантливым художником-сюрреалистом или великим мистификатором.
Гаспар Кампс (полное имя Гаспар Кампс-и-Юниент, исп. Gaspar Camps i Junyent) — испанский художник, иллюстратор и дизайнер.
Бернини всегда был объектом восхищения. Кажется, у него никогда не было неудачных периодов. Вундеркинд родился в 1598 году в Неаполе в семье Анжелики Галанте и скульптора-маньериста Пьетро Бернини из Флоренции. Карьера привела отца в Рим, куда он взял и Джованни Лоренцо — своего шестого из тринадцати детей. Там мальчик, которому на тот момент было около десяти лет, был представлен папе Павлу V. Понтифик посмотрел на его рисунки, объявил новым Микеланджело и позволил взять из мешка с золотом столько, сколько вместили детские руки. Это и определило характер всей жизни Бернини — работать на сменявших друг друга пап, терпеть сравнение с Микеланджело и получать деньги. Он умер в 82 года в богатстве и почестях.
1) Устюжское Благовещение. Новгород 30–40-е годы XII в. 2) Архангел Гавриил. Деталь иконы «Устюжское Благовещение» 3) Спас Нерукотворный. Двусторонняя выносная икона. Новгород. Вторая половина XII в. 4) Ангел Златые Власы. Новгород, вт. п. XII в. 5) Спас Златые Власы. Ярославль. Первая четверть XIII в. Успенский cобор Московского Кремля, Москва 6) Богоматерь Великая Панагия (Оранта). Ярославль. Первая треть XIII в. 7) Лик Богоматери. Деталь иконы «Богоматерь Великая Панагия (Оранта)» 8) Архангел Михаил. Ярославль. Конец XIII в. 9) Чудо о Флоре и Лавре. Новгород. Конец XV в. 10) Шестоднев. Мастерская Дионисия. Начало XVI в
Василий Перов – известный русский художник, был одним из тех, кто учредил Товарищество передвижных художественных выставок. Василия Перова можно по праву считать самым выдающимся художником-реалистом второй половины XIX века. Всенародная признательность и звание «подлинного певца скорби» он получил еще при жизни. И на это имелись серьезные основания, ведь живописец изображал на своих жанровых полотнах простых людей, часто униженных и оскорбленных, находящихся на грани нищеты и голода, или склонившихся в скорби над умершими родственниками. Тройка. 1866 Охотники на привале 1871 Чаепитие в Мытищах, близ Москвы, 1862 Последний кабак у заставы, 1868 Проводы покойника 1865 Сельский крестный ход на Пасхе, 1861 Портрет писателя Ф. М. Достоевского, 1872 Отпетый, 1873 Портрет драматурга А. Н. Островского, 1871 На железной дороге, 1868